Программа внеурочной деятельности Путь к грамотности



Программа внеурочной деятельности

«Путь к грамотности»

I. Пояснительная записка

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит факультативный курс “ Путь к грамотности ”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника. Программа данного курса представляет систему занятий на развитие речи и творческих способностей у младших школьников и рассчитана на три года обучения, 34 часа в год, для учащихся 2–4-х классов, Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут. Программа составлена на основе авторской программы Олейник О.В., Кабанюк Л.П. «Проекты по русскому языку»2 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2013. – 368 с. – (Мастерская учителя).

Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания русского языка и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.

Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания.

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях “ Путь к грамотности ” следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.

Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс “ Путь к грамотности ” позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки.

II. Цель и задачи курса:

Цель: Расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Научить детей разным способам поиска материала и разным видам исследования.

Задачи:

Образовательные:

расширение и углубление программного материала;

совершенствование навыков анализа различных фактов языка;

пробуждение потребности к самостоятельной работе над познанием родного слова и над своей речью.

Воспитательные:

воспитание любви и уважения к великому русскому языку;

воспитание чувства патриотизма;

повышение общей языковой культуры учащихся;

выявление одарённых в лингвистическом отношении учеников, а также воспитание у слабоуспевающих учащихся веры в свои силы.

Развивающие:

развитие интереса к языку как учебному предмету;

совершенствование общего языкового развития младших школьников;

развитие творческих способностей и психологических качеств учащихся: любознательности, активности, воли, ответственности, самостоятельности.

III. Формы проведения занятий

практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.

анализ и просмотр текстов;

самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

игровая;

теоретическая;

практическая.

V. Основные методы и технологии

технология разноуровневого обучения;

развивающее обучение;

технология обучения в сотрудничестве;

коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.

VI. Планируемые результаты.

2-й класс

Личностные результаты:

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметне результаты

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других;

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Содержание программы.

Наш помощник – язык.

Чудо из чудес. Язык и речь – одно и тоже. Как возник язык? Какие языки есть на свете? Работа над пробным проектом. Язык как средство общения. Разыгрывание немых сцен. Сказка «Мир без слов». Звукоподражание и «теория ням-ням». Игры «Добавки», «Знаешь сам — расскажи нам».

Мир слов.

Для чего придуманы словари? Архаизмы, неологизмы, омонимы. Синонимы и антонимы. Рассказ учителя о словах-двойниках. Прослушивание стихов и работа по их содержанию. Игры со словами – двойниками. Защита проекта по лексике.

Рождение и строение слов. Чтение забавных историй. Интеллектуальный тренинг. Игры «Слова – братья», «Эстафета». Разгадывание загадок. Сценка «Кто лишний». Головоломка «Ягоды». Рассказ «Снежные слова». Чтение отрывка из книги С.Маршака «Весёлое путешествие от А до Я». Знакомство с орфографическим словарём. Пирамида «Всё на А». Сказка «Кутерьма». Игры «Волшебный колодец», Игра на внимание «Исправь ошибки». Хоровое декларирование. Разгадывание головоломки. Игра с мячом «Продолжи слово».

Добрые звуки.

Поиграем со звуками. Транскрипция. Слабые и сильные позиции звуков. Тайна фонемы. Фонемные и нефонемные правила. На сцене гласные! «Опасные» согласные. Выходим на главное правило. Фонетическая задачка «Колобок». Фонетическая задачка «Гуси — лебеди». Фонетическая задачка «Маша и Медведь». Фонетическая задачка «Морозко». Фонетическая задачка «Иван – царевич и серый волк». Назначение транскрипции. Ключ к тайне фонемы.

Живые буквы.

Кто повелевает буквами? Как человек научился писать? Пиктография. История письменности. Древнерусский алфавит. Самая молодая буква современного русского языка. Творческая мастерская: древнерусские буквы. Забавный алфавит. Каллиграфия. Устаревшие слова – архаизмы и историзмы (рассказ учителя). В «музее» древних слов.

Защита проектов по графике. Конкурс «Грамотеи». Фонетический анализ. Рассказ учителя о тайнах рисуночного письма, о том, как наши предки научились писать и считать. Головоломка «Заколдованные слова»

Обучающиеся должны уметь:

Правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звуко — буквенный анализ слов. Распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах. Делить слова на слоги. Подбирать родственные слова.Объединять слова в группы.Проверять и правильно писать слова с безударной гласной в корне слова, с парными звонкими и глухими согласными в корне слова и в конце. Составлять текст по вопросам учителя. Работать со словарями.Отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады.

Тематическое планирование. (34 часа)

Тема занятия

Кол-во час

дата

План.

Факт

Чудо из чудес.

1

Язык и речь – одно и тоже.

1

Как возник язык?

1

Какие языки есть на свете?

1

Работа над пробным проектом

1

Для чего придуманы словари?

1

Архаизмы, неологизмы, омонимы.

1

Синонимы и антонимы.

1

Защита проекта по лексике.

1

Поиграем со звуками.

1

Транскрипция.

1

Слабые и сильные позиции звуков.

1

Тайна фонемы.

1

Фонемные и нефонемные правила.

1

На сцене гласные!

1

«Опасные» согласные.

1

Выходим на главное правило.

1

Фонетическая задачка «Колобок».

1

Фонетическая задачка «Гуси — лебеди».

1

Фонетическая задачка «Маша и Медведь».

1

Фонетическая задачка «Морозко».

1

Фонетическая задачка «Иван – царевич и серый волк».

1

Назначение транскрипции.

1

Кто повелевает буквами?

1

Как человек научился писать?

1

Пиктография.

1

История письменности.

1

Древнерусский алфавит

1

29

Самая молодая буква современного русского языка.

1

30

Творческая мастерская: древнерусские буквы.

1

31

Забавный алфавит.

1

32

Каллиграфия.

1

33

Защита проектов по графике.

1

34

Конкурс «Грамотеи».

1



sitemap
sitemap