Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению Удивительный мир



Краснодарский край, г. Новороссийск

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 33

муниципального образования город Новороссийск

УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол № 1

от _____ 20 __ года

Председатель педсовета

______________Ф.В.Шилькрут

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Тип программы: по конкретным видам внеурочной деятельности

Факультатив: «Удивительный мир слов»

Срок реализации программы: 3 учебных года (2013-2016)

Возраст обучающихся: 7,5-11 лет (2-4 классы)

Составитель: учитель начальных классов

Дорошкевич Елена Анатольевна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа составлена на основе программы «Удивительный мир слов» Л.В. Петленко, В.Ю. Романовой ( Сборник программ внеурочной деятельности : 1- 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана-Граф, 2011. — 192 с. — (Начальная школа XXI века).

Внеурочная деятельность, связанная с изучением русского языка в начальной школе, направлена на достижение следующих целей:

— осознание языка как явления национальной культуры и основного средства человеческого общения; формирование позитивного отношения к правильной речи как показателю общей культуры человека;

—знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых средств для решения коммуникативных задач;

— овладение учебными действиями с единицами языка, умение практического использования знаний.

В факультативном курсе особое внимание уделено работе над языковыми нормами и формированию у школьников правильной выразительной речи.

Актуальность программы: Овладение ребёнком грамматически правильной письменной речью невозможно без хорошо сформированной устной речи. Установлено, что к семи годам, то есть ко времени поступления в школу, ребёнок должен на высоком уровне овладеть самостоятельной устной речью. В общении с взрослыми ребёнок должен проявлять умение слушать и понимать обращённую речь, поддерживать диалог, отвечать на вопросы и самостоятельно задавать их. Дети должны уметь составлять простые, но интересные по смысловой нагрузке рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформляя их содержание. В настоящее время наблюдается значительное сокращение числа таких детей. Чаще всего, составляя рассказ по сюжетной картине, ученик, довольствуется перечислением того, что видит на картине. Кроме этого у школьников наблюдается бедность и недостаточная систематизированность словарного запаса, что негативно отразится при овладении ребёнком грамматических правил.

Новизна программы заключается в том, что в программу включены лингвистические игры и упражнения, которые будут стимулировать речевое развитие детей, помогут сформировать интонационно-динамическую выразительность речи, её темпо — ритмические качества, чёткость произношения каждого слова, правильность ударений в словах, грамотность, ясность, умение верно сформулировать свою мысль, чтобы быть понятым другими.

Структура программы. Программа включает три раздела:

— пояснительная записка;

— основное содержание факультатива;

— тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждого раздела.

Общая характеристика факультатива. «Удивительный мир слов» — внеурочный курс для младших школьников, в содержании которого рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается языковая интуиция и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры.

Место факультатива в учебном плане. Изучение факультатива целесообразно начинать с 2 по 4 класс в объёме 33 ч в год (1 ч в неделю в каждом классе). Программа факультатива дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Филология» за счёт углубления знаний лингвистического, речеведческого характера, введения элементов этимологии и культурологии.

Ценностные ориентиры содержания факультатива. Важными ориентирами содержания данного факультатива являются:

— развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи;

—формирование представлений о языке как универсальной ценности;

— изучение исторических фактов, отражающих отношение народа к языку, развитие умений, связанных с изучением языкового пространства;

— развитие представлений о различных методах познания языка (исследовательская деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа и т. п.);

— формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лингвистического исследования;

— развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;

—включение учащихся в практическую деятельность по изучению и сохранению чистоты русского языка.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Наименование разделов, блоков, тем

Всего, час

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

аудиторные

внеаудиторные

1 год обучения (2 класс)

1

Мир полон звуков

6

3

3

— участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его;

— анализировать информацию, представленную на рисунке;

— сравнивать произношение гласных и согласных звуков;

— наблюдать за функцией и ударением в слове;

— контролировать правильность постановки ударения в словах;

— осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре и малых группах);

— находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание.

2

Азбука, прошедшая сквозь века

5

3

2

— сравнивать названия, графический облик и количество букв кириллицы и современного русского алфавита, делать вывод о сходстве и различии двух алфавитов;

— интерпретировать информацию, представленную в таблице, использовать эту информацию в практической деятельности;

— наблюдать использование строчных и прописных букв, на основании этого строить логические рассуждения о том, почему некоторые буквы не имеют прописных вариантов.

3

Всему название дано

5

2

3

— формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы;

— составлять устно небольшое монологическое высказывание с помощью заданных языковых средств;

— осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания;

— воспринимать на слух и понимать информационный текст;

— сравнивать толкование слова в различных словарях;

—самостоятельно или при помощи учителя планировать действия по выполнению учебного проекта;

—оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания.

4

Как делаются слова

7

4

3

—моделировать на основе полученной информации собственные высказывания о происхождении выбранного слова;

— самостоятельно находить необходимую информацию о происхождении слов в справочниках и словарях;

— наблюдать образование слов в русском языке;

— анализировать пары слов, связанные словообразовательными связями. Устанавливать словообразовательные связи данных слов;

— анализировать значение и строение слова и на основании анализа делать вывод о том, являются ли слова родственными;

— наблюдать значения приставок и суффиксов, объяснять значение (происхождение) слова;

— группировать слова по заданным основаниям (по строению, по значению, по способу словообразования);

— взаимодействовать и договариваться в процессе игры;

— находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание.

5

Секреты правильной речи

10

5

5

— наблюдать слова, сходные по значению, уточнять значение слова по толковому словарю;

— выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативной задачи;

— различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении. Подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

—подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

— оценивать уместность использования слов в тексте;

—наблюдать слова, сходные по звучанию, анализировать результаты их использования в юмористических текстах;

—соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседника;

—самостоятельно находить при сомнении в правильности словоупотребления необходимую информацию в словарях и справочниках или обращаться за помощью к учителю.

2 год обучения (3 класс)

1

Из истории языка

2

1

1

— наблюдать использование устаревших и новых слов в тексте;

— уточнять значение слова по толковому словарю;

— сравнивать толкование слова в различных словарях;

— формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении

проблемы;

— осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы;

—самостоятельно или при помощи учителя планировать действия по выполнению учебного проекта;

—оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания.

2

Загадки простого предложения

9

4

5

—наблюдать и анализировать порядок слов в простом предложении, на основании наблюдения строить рассуждение о том, как взаимосвязаны порядок слов в предложении и его смысл;

— устранять допущенные ошибки в порядке слов в предложении;

— наблюдать за интонационным оформлением восклицательных и вопросительных предложений. Различать интонацию восклицательного и невосклицательного, вопросительного и невопросительного предложения;

— исследовать взаимосвязь логического ударения и смысла предложения;

— осуществлять учебное сотрудничество;

— контролировать действия партнёра и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

— анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста-описания;

— составлять письменное высказывание по предложенному образцу;

— оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы по ходу и в конце выполнения задания;

— оценивать положительные качества личности одноклассников;

— создавать небольшие письменные тексты по предложенной теме, представлять одну и ту же информацию вербально и схематично;

— сопоставлять тексты приглашений, анализировать их структуру,

выявлять неточности и исправлять их;

— работать с информацией, представленной в виде модели;

— соотносить схемы предложений с их моделями;

— анализировать смысл предложения и выявлять на основе анализа место постановки запятой.

3

Лабиринты грамматики

2

1

1

—наблюдать и анализировать порядок слов в простом предложении, на основании наблюдения строить рассуждение о том, как взаимосвязаны порядок слов в предложении и его смысл;

— устранять допущенные ошибки в порядке слов в предложении;

формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы.

4

О существительных по существу

12

6

6

— формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы;

— наблюдать использование существительных общего рода, на основании наблюдений выводить закономерности их употребления;

— на основе наблюдения форм имён существительных в текстах строить рассуждения о способах выражения числа у имён существительных в русском языке;

— соблюдать нормы русского литературного языка в образовании падежных форм и форм множественного числа имён существительных и контролировать их соблюдение в речи собеседника;

— воспринимать на слух и понимать информационный текст;

— осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием различных источников;

— самостоятельно или при помощи учителя планировать действия по выполнению учебного проекта;

— оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результатам выполнения задания;

— осуществлять учебное сотрудничество. Контролировать действия партнёра и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

5

Такие разные признаки предметов

8

4

4

— составлять устно небольшое монологическое высказывание

с помощью заданных языковых средств;

— анализировать особенности строения современных обращений и в историческом прошлом;

— соблюдать нормы русского литературного языка в образовании и использовании степеней сравнения имён прилагательных;

—контролировать соблюдение этих норм в речи собеседника и исправлять допущенные при речевом общении ошибки;

—выдвигать гипотезы, находить аргументы для их доказательства;

—осуществлять самостоятельный поиск необходимой информации

в различных источниках;

—составлять небольшое монологическое высказывание по предложенной теме;



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap sitemap