Программа внеурочной деятельности по курсу Риторика_5701



Муниципальное бюджетное образовательное учреждениеСредняя общеобразовательная школа № 34г.Владимира

Согласовано «Утверждаю»на метод. объединении директор МБОУ СОШ № 34

Семенова Е.Б.

_______________________2011 г. ___________________________2011 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО РИТОРИКЕ

ДЛЯ 2 КЛАССА

НА 2011/2012 УЧЕБНЫЙ ГОД

(Образовательная система «Школа 2100.Т.А. Ладыженская. Детская риторика в рассказах и рисунках: Учебник — тетрадь для 2 класса в 2-х частях.Изд. 3-е, перераб. – М. : Баласс; «Ювента», 2011. – 96 с. (ч.1); 96 с. (ч.2)Допущено Министерством образования и науки РФ)

Разработчик программыучитель начальных классовАфанасьева И.В.

2011 год.

Пояснительная записка

Данная образовательная программа по курсу «РИТОРИКА» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённым приказом Минобрнауки РФ от 09.03.2004г. и приказом Минобрнауки РФ от 03.06.2011г. на основе общеобразовательной программы «Школа 2100», примерной программы по курсу «Риторика», автора Т.А. Ладыженской, рекомендованной Минобрнауки РФ (сборник Программы начального общего образования. Развёрнутое тематическое планирование. 2 класс. Образовательная система Школа 2100»/ авт.-сост. О.В.Рыбьякова. – 3-е изд., испр. – Волгоград: Учитель, 2010. – 142с.)

Программа учитывает особенности учащихся класса. В классе обучаются 24 ученика. Из них наблюдаются у логопеда – 4 человека, психолога – 4 человека.

На изучение данного курса отводится 1 часа в неделю, всего 34 ч

Цель риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.

Задачи учебного предмета — обучение умелой, искусной, а точнее, эффективной устной и письменной речи. Поэтому в центре современной риторики — обучение эффективному общению.

Дидактической основой организации учебного процесса в программе является дидактическая система деятельностного метода обучения, включающая в себя:

проблемно-диалогическую технологию

здоровьесберегающую технологию.

технологию правильного типа читательской деятельности

технологию оценивания достижений.

Формы:

Урок как форма учебной деятельности для постановки и решения учебных задач;

Образовательное путешествие;

Творческая мастерская;

Конференции;

Исследование;

Презентация;

Диагностика;

Консультативное занятие как форма учебной деятельности по разрешению проблем младшего школьника;

Домашняя самостоятельная работа как форма учебной деятельности по построению индивидуальных образовательных маршрутов;

Внеучебные формы образовательного пространства как место реализации личности младшего школьника (конкурсы, марафоны, выставки достижений учащихся – письменные работы (альбомы, газеты, фотовыставки) и т.д.

Планируемые результаты изучения курса «Риторика» в 2-м классе

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Предметные результаты

осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;

осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;

оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;

анализировать тактичность речевого поведения в семье;

объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантов.

формулировать задачу чтения, выбирать вид чтения (ознакомительное, изучающее);

пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова;

отличать подробный пересказ от краткого;

знать два основных приёма сжатия (компрессии) текста для реализации краткого пересказа;

пользоваться приёмами сжатия текста для продуцирования сжатого пересказа;

пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой структуры, определять цель рассуждения (доказать, объяснить), формулировать тезис (то, что доказывается или объясняется) и приводить в качестве доказательства ссылку на правило, закон;

реализовывать устные и письменные высказывания – описания хорошо знакомых предметов, животных, подчиняя описание его основной мысли, анализировать и учитывать особенности описания в учебно-научной речи;

при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток информации, использовать дополнительные сведения из словарей;

делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса.

характеризовать речь (как успешную или неуспешную) с точки зрения решения поставленной коммуникативной задачи;

определять вид речевой деятельности, характеризовать её особенности;

планировать адекватный для данной ситуации вид речевой деятельности;

осознавать значение тона, смыслового ударения как несловесных средств устного общения;

уместно пользоваться изученными свойствами устной речи для реализации задачи своего высказывания;

оценивать правильность речи с точки зрения (известных ученикам) орфоэпических, грамматических, лексических норм, обращаться к нормативным словарям за справкой;

анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров просьбы, вежливого отказа на просьбу в различных ситуациях общения;

продуцировать уместные, эффективные жанры просьбы и вежливого отказа, применительно к разным ситуациям общения;

определять тему, основную мысль несложного текста;

определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку);

подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой, основной мыслью и т.д.);

анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить речевое содержание рассказа с задачей рассказчика;

разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника;

сочинять продолжение диалогов разных персонажей, сказочных историй;

давать оценку невежливому речевому поведению.

Календарно-тематическое планирование уроков риторики в 2 классе

тема

тип урока (форма и вид деятельности учащихся)

вид контроля

дата проведения

план

факт

Наука риторика.

Вводный урок.

02.09.11

Обобщение (4 часа).

Будем общаться. Приветствие.

Урок введения новых знаний.

Текущий контроль. Творческое задание «Пообщаемся».

9.09.11

Вывески – предметы. Вывески – слова.

Комбинированный урок.

Текущий контроль. Творческое задание «Вывеска – рисунок».

16.09.11

Слово веселит, огорчает, утешает.

Урок – игра.

Текущий контроль. Творческое задание «Утешь друга».

23.09.11

Согласие или отказ.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Тематический контроль. Чтение по ролям.

30.09.11

Речь: устная и письменная (7 часов).

Адресат – адресант.

Урок – игра.

Текущий контроль. Творческое задание «Письмо другу».

7.10.11

Темп и тон.

Урок развития связной речи.

Текущий контроль. Игра «Угадай, чей голосок».

14.10.11

Разговор по телефону.

Урок – игра.



Текущий контроль. Игра «Угадай, чей голосок».

21.10.11

Мимика и жесты.

Урок открытия новых знаний.

Текущий контроль. Инсценирование беседы с помощью жестов.

28.10.11

Прощание. Благодарность.

Урок – игра.

Текущий контроль – игра.

11.11.11

Ответы на отказ.

Урок ознакомления с новым материалом.

Текущий контроль. Устный опрос. Игра – инсценировка.

18.11.11

Скрытая просьба.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Тематический контроль. Самостоятельная работа (15 мин.), устный опрос.

25.11.11

Текст (21 час)

Что такое текст.

Урок введения новых знаний.

Текущий контроль. Тест.

2.12.11

Заголовки – отгадки.

Комбинированный урок.

Текущий контроль. Самостоятельная работа (15 мин.)

9.12.11

Опорные слова.

Урок введения новых знаний.

Текущий контроль. Устный опрос.

16.12.11

Ключ к тексту.

Комбинированный урок.

Текущий контроль. Сочини сказку (по опорным словам).

23.12.11

Знаки в тексте.

Урок – практикум.

Текущий контроль. Тест.

13.01.12

Маленькие тексты.

Комбинированный урок.

Текущая игра.

20.01.12

Пересказ.

Урок ознакомления с новым материалом.

Текущий контроль. Пересказ сказки.

27.01.12

План.

Урок ознакомления с новым материалом.

Текущий контроль. Игра «Репортёр».

3.02.12

Подробный пересказ.

Урок ознакомления с новым материалом.

Текущее творческое задание по сюжету.

10.02.12

Краткий пересказ.



Комбинированный урок.

Текущий контроль. Творческое задание по картинкам.

17.02.12

Типы текстов.

Урок введения новых знаний.

Текущий контроль. Фронтальный и индивидуальный опрос.

24.02.12

Типы текстов.

Урок закрепления изученного материала.

Текущий контроль. Тест.

2.03.12

Рассуждение. Примеры в рассуждении.

Комбинированный урок.

Текущий контроль. Фронтальный опрос. Игра.

9.03.12

Ссылка на правило, закон.

Комбинированный урок.

Текущий контроль. Фронтальный и индивидуальный опрос.

16.03.12

Описание.

Урок введения новых знаний.

Текущий контроль. Игра «Узнай сказку».

6.04.12

Признаки предметов.

Урок введения новых знаний.

Текущий контроль (алгоритм, памятки).

13.04.12

Описания в объявлении.

Урок проверки и коррекции знаний.

Текущий контроль.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap sitemap