Программа внеурочной деятельности Основы общения 5-7 классы



Рассмотрено Утверждаю

на заседании методсовета школы. Директор школы

Протокол № ____ от _________ 2013г. _______________

Председатель методсовета ___________2013 г

______________

Программа

внеурочной деятельности

«Основы общения»

(5-7 классы)

Пояснительная записка

Программа внеурочной (внеучебной) деятельности «Основы общения» направлена на формирование и развитие коммуникативной компетентности обучающихся 5-7 классов, воспитание личности подростков посредством межличностного общения. Изучение программы предусмотрено в течение трёх лет и составляет 102 часа (34 часа в год). Содержание программы раскрывается в аспекте требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Общение — одно из главных условий успешного развития подростка, важнейший фактор формирования личности. С помощью общения человек познает окружающий мир и самого себя через оценку другими людьми. Общение со взрослыми и сверстниками даёт возможность подростку усваивать эталоны социальных норм поведения. В определённых жизненных ситуациях школьник сталкивается с необходимостью подчинить своё поведение моральным нормам и требованиям. Поэтому важным моментом в нравственном развитии подростка становится знание норм общения и понимания их ценности и необходимости.

Под коммуникативной компетентностью понимаем следующее – это умение ставить и решать определенные типа коммуникативные задачи: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации собеседника (партнеров), выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения. В качестве первейшего компонента в коммуникативную компетентность входит способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительное владение определенными нормами общения и поведения, владение «техникой» общения (правилами вежливости и др.).

Ведущим видом внеурочной (внеучебной) деятельности для реализации данной программы определяется проблемно-ценностное общение. Такое общение формирует и развивает эмоциональный мир школьника, учит грамотному восприятию жизненных проблем, ценностей и смысла жизни.

Общение играет особую роль в психологическом развитии подростков. Во-первых, в результате общения происходит обогащение коммуникативного опыта подростков путем постановки задач, требующих овладения новыми знаниями, умениями и навыками. Во-вторых, в общении подросток черпает образцы действий и поступков взрослых. В-третьих, в случае благоприятных условий при общении, полнее раскрывается творческий потенциал подростков.

Основные мотивы общения:

потребность во впечатлениях (познавательный мотив);

потребность в активной деятельности;

потребность в признании и поддержке (личностный мотив).

Общение осуществляется с помощью различных коммуникативных средств (речь, мимика, интонация, жесты и др.). Важную роль при этом играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника.

В процессе развития коммуникативных навыков большое внимание уделяется формированию личностных качеств подростков, их чувствам, эмоциям, их духовному миру. Содержание курса опирается на принципы педагогического оптимизма, гуманизма, направленного на воспитание у детей уважительного отношения к себе и окружающим, терпимого отношения к мнению собеседника, умения пойти на компромисс в нужной ситуации.

Цель курса:

Создание условий формирования личности подростка посредством развития коммуникативной компетентности

Задачи курса:

1. Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.

2. Воспитание интереса к окружающим людям, развитие взаимоуважения, взаимодоверия и сочувствия.

3. Развитие навыков общения в различных ситуациях, умения противостоять отрицательным воздействиям среды.

Формы занятий:

тренинги (коммуникативные, поведенческие),

этические беседы,

ролевые игры: сюжетно-ролевые, словесные, музыкальные, подвижные,

дебаты,

тематические диспуты,

проблемно-ценностные дискуссии,

Методы:

проигрывание и анализ жизненных ситуаций,

упражнения творческого характера (рисование, импровизации и т.п.).

поведенческий тренинг,

психологические игры,

решение коммуникативных речевых задач,

работа в парах,

метод интервью,

проблемное обучение.

При составлении данного курса использована программа Я.С. Фурсовой «Азбука общения» (Междуреченск, 2012).

Планируемые результаты,

в соответствии с требованиями ФГОС ООО

В основе реализации программы внеурочной (внеучебной) деятельности «Основы общения» лежит деятельностный подход, который предполагает:

воспитание и развитие качеств личности подростков, отвечающих требованиям информационного общества;

формирование психолого-педагогической среды развития обучающихся для формирования и развития их коммуникативной компетентности;

развитие познания подростков и освоения мира личности обучающегося, его готовности к саморазвитию и деятельности;

учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, значения видов деятельности и форм общения при реализации программы внеурочной (внеучебной) деятельности.

Для достижения результатов первого уровня (приобретения школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни) оптимальна форма этической беседы.

Этическая беседа – это обращенное к слушателям развернутое личное высказывание выступающего, проникнутое неподдельными эмоциями и переживаниями и обязательно нацеленное на получение обратной связи от слушателей (в виде вопросов, ответов, непродолжительных реплик). Предметом общения здесь выступают морально-нравственные коллизии, представленные в реальных жизненных ситуациях и художественных текстах.

Хорошо организованная беседа – это всегда гибкое сочетание программирования и импровизации. У педагога должны быть в наличии ясное представление и умение удерживать основную нить разговора, и одновременно – разные сценарии развития коммуникации.

В рамках этической беседы основной канал общения – Педагог-подростки. Эта форма не предполагает активной коммуникации школьников между собой (максимум допустимого – обмен детей непродолжительными репликами).

Дебаты это образовательная форма, благодаря которой возможно обеспечить достижение результатов второго уровня – формирование позитивных отношений подростка к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом.

Образовательная технология «Дебаты» весьма популярна сегодня и многократно описана в педагогической литературе. В дебатах участвуют две стороны: утверждающая (команда, защищающая тему общения) и отрицающая (команда, опровергающая тему). Тема общения формулируется как утверждение. Цель сторон – убедить судей (экспертов) в том, что ваши аргументы лучше, чем аргументы вашего оппонента.

Дебаты устроены по ролевому принципу: участник может защищать перед судьями ту точку зрения, которую в реальности не разделяет. Именно здесь и заложен мощный воспитательный потенциал этой формы: подбирая доказательства в пользу точки зрения, которая тебе изначально не близка, слушая и анализируя аргументы оппонента, можно придти к такому серьезному сомнению в собственных установках, что вплотную оказаться перед необходимостью ценностного самоопределения. В то же время, в игровом характере общения и главный подвох: перед участниками дебатов не стоит задача перехода к практическому действию, и определенная несерьезность, неполноценность происходящего ощущается практически всеми.

Задача перехода к практическому действию изначально стоит перед участниками проблемно-ценностной дискуссии. Все обсуждение строится таким образом, чтобы следующим после него шагом было деяние. Именно эта образовательная форма в наибольшей степени способствует достижению результатов третьего уровня – получению подростками опыта социального действия.

Цель проблемно-ценностной дискуссии – запуск социального самоопределения подростка и подготовка его к переходу в поле самостоятельных социальных действий. Предметом рассмотрения в такой дискуссии являются фрагменты и ситуации социальной реальности.

Проблемно-ценностная дискуссия – групповая форма работы. В этой форме выстраивается работа группы как последовательность ряда этапов.

1.Оганизация «встречи» подростка с социальной ситуацией как проблемной. Если социальная ситуация не будет выстроена как проблемная, то она может стать не столько объектом понимания, сколько объектом познания ребенка, воспринята им как учебная задача. Тогда не произойдет включения понимания как универсального способа освоения мира человеком, в котором, наряду с теоретическим знанием, существенную роль играют: непосредственное переживание («опыт жизни»), различные формы практики («опыт истории») и формы эстетического постижения («опыт искусства»).

2. Реализуемая педагогом проблематизация должна привести школьников к осознанию «слабых мест» своей точки зрения, к привлечению новых средств понимания.

3. В этот момент педагог должен перевести свою деятельность из плана проблематизации в план организации коммуникации. Коммуникация здесь особая – позиционная.

4. Организация рефлексии подростками итогов дискуссии. Организующая роль педагога на данном этапе включает в себя предоставление учащимся на выбор той или иной формы фиксации рефлексивной позиции (ответы на вопросы, продолжение незаконченных предложений, интервью и т.д.) и ее выражения (устного, письменного, художественно-образного, символического), а также поддержание динамики рефлексивных процессов.

Этап рефлексии завершает процесс взаимодействия педагога и школьников в проблемно-ценностной дискуссии. Подросток будет готов к социальному определению, ибо освоил его важнейшие составляющие — понимание, проблематизацию, коммуникацию, рефлексию.

Результаты освоения программы

1. Информационный уровень компетентности

Обучающийся умеет извлекать из текста информацию в соответствии с коммуникативной задачей. Умеет использовать речь для регуляции своего поведения. Умеет задавать вопросы. Умеет оформлять свои мысли в устной им письменной форме с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Критично относится к своему мнению.

2. Деятельностный уровень компетентности

Обучающийся умеет участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Умеет отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. Умеет учитывать разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве. Умеет договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Умеет контролировать действия партнера.

3. Творческий уровень компетентности

Обучающийся умеет адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить сложные монологические высказывания, владеет диалогической формой коммуникации(дискуссия, дебаты), используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного взаимодействия, выполняя различные роли в группе, умеет сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Умеет осуществлять эвристические действия; выбирать стратегию решения; строить и проверять элементарные гипотезы.

Перечень оборудования для реализации программы

Для обеспечения программы «Основы общения» необходим просторный учебный кабинет и минимальный уровень оборудования:

комплект карточек-сценариев, карточек — проблемных ситуаций и т.д.;

реквизит для сюжетно-ролевых игр;

компьютер и подборка музыкальных записей для сопровождения речевых ситуаций, коммуникативных сценок;

мультимедийный комплекс;

проектор и экран;

фото/видео камера.

Содержание программы

5 класс

Раздел 1. Знакомство (2 ч.)

Что такое этикет. Знакомство. Этикетные выражения при знакомстве. Практическая часть

Коммуникативный тренинг «Я хочу общаться!»

Раздел 2. Правила общения в гостях (6 ч.)

Поведение за столом. У тебя в гостях друг. Поведение в гостях. Чем занять гостя. Прощание с гостем.

Практическая часть

Поведенческий тренинг «Я в гостях или я гость».

Сюжетно-ролевая игра в “гости”.

Раздел 3.Правила приветствия и прощания (2 ч.)

Утреннее приветствие. Прощание перед сном.

Раздел 4. О вежливости (4 ч.)

Об уступчивости. Вежливая просьба, вежливый отказ.

Практическая часть

Словесно-ролевая игра “Вежливая просьба, вежливый отказ”.

Раздел 5. Культура общения в общественных местах (5 ч.)

Поведение в общественном транспорте. Поведение в театре, кино, цирке, на концерте. Поведение в поликлинике, парикмахерской. Поведение в детской библиотеке. Поведение в магазине. Поведение в общественных местах.

Раздел 6. Этикет (5 ч.)

Этикет. Основные правила знакомства. Этикетные выражения при знакомстве со сверстниками и взрослыми. Поведение за столом. Сервировка стола к чаю. Нормы поведения дома. Чем занять гостя. Игры и развлечения.

Практическая часть

Поведенческий тренинг «Поиграйка!»

Словесно-ролевая игра «Мои правила и порядки дома».

Сюжетно-ролевая игра в “гости” в день рождения и в праздник.

Раздел 7. Общение с прекрасным (2 ч.)

Как слушать музыку. Красота – сестра добра и разума. (Живопись и поэзия).

Раздел 8. Правила общения в моей жизни (8 ч.)

Как писать письма, поздравления.

Искусство одеваться. Мода. Одежда в школе и дома. Поведение в общественном месте. Выработка правил поведения. Культура общения с телом– гигиена. Поведение в лесу. Общение с природой. Мое поведение. Итоговое занятие.

Практическая часть

Проблемно-ценностная дискуссия «Умение понимать другого».

Подвижные игры.

Коммуникативный тренинг «Культура общении в разных ситуациях».

Проблемно-ценностная дискуссия «Поведение человека и культура общения».

6 класс

Раздел 1. Правила общения (4 ч.)

Этикет. Для чего быть вежливым. Визитная карточка. Правила речевого этикета при встрече, прощании, за столом, по телефону. Поведение за столом. Сервировка стола к обеду. Правила общения. Умение слушать. Умение вежливо отказать.

Практическая часть

Коммуникативный тренинг «Смыслы… я понимаю, что ты…».

Раздел 2. Искусство поздравления (3 ч.)

Комплименты. Искусство делать комплименты. Семейное торжество. Язык цветов. Как дарить и принимать подарки.

Практическая часть

Тренинг «Подари другу комплимент».

Сюжетно-ролевая игра подарок в день рождения и в праздник.

Раздел 3. Культура общения (11 ч.)

Неловкие ситуации. Черты характера. Внешний вид. Искусство одеваться. Мода. Гигиена одежды. Навещаем больного. Утешение, подбадривание. Как сформировать полезные привычки. Общение с природой. Экология природы и человека. Что такое дружба, товарищество. Правила хорошего тона, дурной тон.

Практическая часть

Коммуникативный тренинг «Эти неожиданные ситуации: как себя вести!?».

Диспут «О чем говорит твой портфель».

Словесно-ролевая игра «Какую выбрать одежду: модную или для здоровья?».

Проблемно-ценностная дискуссия «Поведение в общественных местах и на природе».

Раздел 4. Культура гостеприимства (7 ч.)

Для чего быть вежливым. Правила гостеприимства. Приемы. Поведение за столом Как провести праздник дома. Подарки. Сервировка стола к праздничному обеду. Порядок подачи блюд. Правила общения. Воспитанность. Красен человек статью. Этикетные выражения поддержки, сочувствия, радости. Монолог. Диалог. Беседа. Диспут.

Практическая часть

Поведенческий тренинг «Проводим праздник дома».

Словесно-ролевая игра «Красота внешняя и внутренняя».

Сюжетно-ролевая игра «Почему ты нравишься окружающим или нет».

Тренинг «Выражения поддержки, сочувствия, радости».

Раздел 5. Мы такие разные (4 ч.)

Загляни в себя. О чем говорит внешний вид. Женственность девочек. Мужественность мальчиков.

Практическая часть

Проблемно-ценностная дискуссия «Кто я? Зачем я живу? Что я могу?».

Дискуссия «Мужественность и женственность».

Раздел 6. Общение в путешествии (5 ч.)

Умение вести себя в путешествии. Использование иностранных этикетных выражений в разговорной речи. Традиции разных народов. Деловой этикет. Итоговое занятие.

Практическая часть

Подвижные игры.

Проблемно-ценностная дискуссия «Традиции разных народов».

Коммуникативный тренинг «Решение деловых ситуаций».

Проблемно-ценностная дискуссия «Личность как самоценность в процессе общения».

7 класс

Раздел 1. Эмоциональная окраска общения (6 ч.)

Эмоциональность как свойство личности. Понятия «эмоция», «чувство», «эмоциональное состояние». Эмпатия. Гнев. Агрессия. Культура эмоций и чувств. Пути саморегуляции. Способы взаимодействия с отрицательными эмоциями. Эмоциональная культура личности.

Практическая часть

Тренинг «Психо-эмоциональная саморегуляция».

Тренинг «Я умею преобразовать негативную эмоцию».

Словесно-ролевая игра «Я чувствую, что ты…».

Раздел 2. Коммуникативная культура личности (10 ч.)

Общение и его функции. Культура общения. Виды общения. Стили общения. Нормы этикета. Конфликты: их причины и последствия. Средства и способы передачи информации в общении. Механизмы взаимопонимания. Осознание способов взаимодействия людей друг с другом. Группа и ее законы. Конфликты в группе и пути их преодоления.

Практическая часть

Коммуникативный тренинг «Я вам хочу сказать!».

Словесно-ролевая игра «Разыгрывание ситуации конфликта».

Диспут «Решаем конфликт».

Раздел 3. Слушать и слышать (8 ч.)

Роль умения слушать в личностном общении. «Эффективные» слушатели. Умение слушать как метод восприятия информации. Факторы «слушания». Три уровня «слушания». Барьеры между говорящими и слушателями. Преодоление барьеров в общении. Совершенствование навыков «слушания».

Практическая часть

Проблемно-ценностная дискуссия «Слушаю и слышу».

Словесно-ролевая игра «Речь говорящего и понимание слушателя».

Сюжетно-ролевая игра «Язык «поддержки» и язык «подавления».

Раздел 4. Совершенствование навыков устной речи (10 ч.)

Совершенствование навыков устной речи. Техника речи. Монолог. Диалог. Полилог. Дебаты. Дискуссия. Проблемно-ценностная дискуссия. Этика речевой коммуникации. Этика и речь. Формулы речевого этикета. Этика и виды речевой деятельности.

Практическая часть

Проблемно-ценностная дискуссия «Навыки устной речи: техника речи».

Дебаты «Культура общения показывает культуру личности».

Проблемно-ценностная дискуссия «Этика и речь».

Учебно-тематический план

5 класс

№ занятия

Тема

Кол-во часов

1.

Что такое этикет. Знакомство.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap sitemap