Программа внеурочной деятельности Начала мудрости 1 кл



Содержание

Пояснительная записка……………………………………………………………………2

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной

деятельности «Начала мудрости»………………………………………………………5

Учебно-тематический план………………………………………………………………8

Методическое обеспечение ……………………………………………………………13

Литература ………………………………………………………………………………82

Приложение……………………………………………………………………………..83

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.

Внеурочная деятельность является значимым звеном в общей системе воспитательной работы школы-интерната. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания.

Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни, способствовать развитию гражданственности, чувству патриотизма, любви к Родине, семье, обществу.

Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.

Актуальность образовательной программы «Начала мудрости» заключается в том, что сейчас, на рубеже тысячелетий, ни у кого не возникает сомнения в том, что будущее человечества — это мирное сотрудничество разных стран и народов. Мы живем на севере, и не секрет, что основную массу северян составляют люди не коренной национальности, а приехавшие сюда из разных уголков России и даже из других стран. Одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания. Нравственный и творческий потенциал, необходимый для построения гармоничного и миролюбивого сообщества, закладывается с детства.

Программа курса «Начала мудрости» разработана для тех, кто считает обучение нравственности — основой любой системы воспитания и образования. Мы употребляем здесь термин обучение, потому что именно целенаправленные и последовательные занятия в этой области могут стать эффективной силой воспитания личности ребенка. Эти занятия должны приобрести форму доверительного и дружеского разговора, цель которого — не навязать детям ту или иную нравственную ценность, а помочь им понять, что нравственное отношение к жизни является основой развития человеческого общества и счастливой жизни человека.

Приводимые занятия состоят из сказок, игр, бесед и творческих заданий, направленных на глубокое проживание той или иной темы.

Особое внимани уделяется подбору сказок, так как сказка является наиболее действенным инструментом, влияющим на сознание ребенка. В курсе собраны сказки, которые ненавязчиво и естественно учат ребенка добродетелям. Пословицы, игры и задания, сопровождающие сказки, направлены на развитие творческого потенциала ребенка. Они учат детей высказывать свои мысли, работать в группах, ставить спектакли, рисовать.

Цель данной программы — развитие в детях способности к самореализации, умению служить людям и быть счастливыми в этом служении.

Задачи:

Сформировать в каждом ребенке общечеловеческие ценности, добродетели: любовь к ближнему, сострадание, справедливость, гражданственность, веру в прекрасное, ответственность, этическую культуру, нравственные устои.

Сформировать человеческие устои, понимание добра и зла.

Не приспособить индивида к потребностям общества, а сформировать у него умение ориентироваться в обществе, воспитать человека-творца.

Сформировать культуру общения.

Воспитать потребность в созидательной деятельности, творческом развиии, положительном отношении к труду как средству самоутверждения.

Воспитывать чувство толерантности, терпимости, уважение к чужим традициям.

Средствами воспитания являются деятельность, общение и отношения, которые подчинены правилам, обязанностям и правам, закрепленными Уставом школы.

Ведущие виды деятельности: познавательная, интеллектуальная, эстетическая, духовная.

В общении педагога с детьми должны реализовываться следующие правила:

умение выслушивать его до конца;

не принимать за него решения, а побуждать его сделать это самостоятельно;

открытость и доступность учащимся.

Отношения педагога и ученика строятся на взаимном уважении, доверии, справедливости и требовательности.

Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.

Программа составлена на основе следующих принципов духовно – нравственного развития и воспитания:

Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.

Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника.

Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.

Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.

Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.

Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.

Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.

Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придаёт ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог.

Методы и формы, реализуемые в программе:

по внешним признакам деятельности преподавателя и учащихся:

беседа;

рассказ;

сказка;

игра;

по источнику получения знаний:

словесные;

наглядные:

практические:

практические задания;

деловые игры;

по степени активности познавательной деятельности учащихся:

объяснительный;

иллюстративный;

по логичности подхода:

аналитический;

синтетический.

Педагогические технологии:

1. Развитие творческой и активной личности;

2. Личностно-ориентированный подход;

3. Дифференцированность обучения.

Тематический план и программа курса «Начала мудрости» рассчитаны на учащихся 1 классов начальной школы в количестве 33 часов, по 1 часу в неделю в течение года. В данной программе предоставляется полная разработка 33 занятий.

Планируемые результаты освоения обучающимися

программы внеурочной деятельности «Начала мудрости»

Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников как направление духовнонравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.

В ходе реализации программы «Уроки нравственности» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.

Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

·на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

·на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;

·на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации младших школьников.

Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.

В результате прохождения программного материала к концу 1 класса обучающиеся должны знать:

1. Каким должен быть воспитанный человек.

2. О совести как основе нравственности.

Правила вежливости и красивых манер.

3. О пользе терпения, выдержки, умения предвидеть последствие своих поступков.

Уметь:

1.Уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним.

2. Проявлять тактичность и доброжелательность в общении.

3. Быть сострадательными к чужому горю.

4. Не обижать животных и птиц.

5. Различать добро и зло, давать правильную оценку поступков литературных героев, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.

6. Проявлять положительные моральные качества в достойном поведении, поступках.

7. Быть доброжелательными.

8. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.

9. Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим.

У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:

Личностные универсальные учебные действия:

— знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

— развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

— эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

Регулятивные универсальные учебные действия:

Выпускник 1 класса научится:

— принимать и сохранять учебную задачу;

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, в сотрудничестве с учителем;

— адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

Познавательные универсальные учебные действия:

— строить сообщения в устной форме;

— осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Первоклассник научится:

— адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

— допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

— учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

— формулировать собственное мнение и позицию;

— договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Для оценки планируемых результатов освоения программы «Начала мудрости» рекомендовано использовать диагностический инструментарий, заложенный в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли». (см. приложение)

Критерии

Показатели

Измерители

Сформированность моральных норм и правил поведения

Знает основные моральные нормы и правила поведения

Диагностика нравственной воспитанности:

-диагностика нравственной самооценки;

— диагностика этики поведения;

— диагностика отношения к жизненным ценностям;

-диагностика нравственной мотивации.

Наблюдения педагогов и родителей.

Соблюдает моральные нормы и правила поведения

Методика изучения уровня воспитанности.

Наблюдения педагогов и родителей

Ориентируется в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей

Анкета «Оцени поступок»

наблюдения педагогов и родителей.

Для оценки результативности программы «Уроки нравственности» в Приложении приведены диагностические материалы и проверочные задания.

Учебно-тематический план

1 год обучения (33 часа)

№п/п

Кол-во часов

Тема занятия

Содержание

1

1

БЕРЕЖЛИВОСТЬ

Игра «Фея бережливости»

Васин ранец А.Лопатина

Творческое задание « Наука бережливости »

Рисунок «Любимая вещь»

2

1

БЛАГОДАРНОСТЬ

Игра «Птица Благодарности»

Кто вырастал яблочко Е.Фролова

Творческое задание «Спасибо природе»

Рисунок «Благодарное сердце»

3

1

БЕРЕЖЕМ ПРИРОДУ

Игра «Мир природы»

Майский жук А.Неелова

Рисунок « В гостях у жука »

Творческое задание «Любимый хозяин»

Мальчик и Колокольчики Ландышей

В.Сухомлинский

Творческое задание «Разговор цветов»



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap sitemap