Программа внеурочной деятельности Культура общения



Министерство образования и науки Российской Федерации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа № 4

Воробцова А.Ю.

КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ

Программа внеурочной деятельности

для 1-4 классов

г.Армавир

2012

Пояснительная записка

По словам академика Д.С.Лихачёва, «мы не выживем физически, если погибнем духовно». Процессы развития нашего общества, которые ориентированы на рыночную экономику, привели не только к отчуждению между людьми, но и к потере жизненных ориентиров. Под угрозой оказались нравственные векторы жизни, моральная культура. Кризис общества вызвал кризис человека, а это прежде всего потеря внутренних духовных ценностей человеческой жизни. Однако воспитание Личности в человеке возможно только в том случае, если осознаётся необходимость этого и возникает стремление преобразить собственное несовершенство. Следовательно, исцеление общества нужно начинать с «исцеления» его членов.

Приобщение детей к духовным богатствам, пожалуй, будет способствовать формированию гармоничной творческой личности, способной к сопереживанию, распознаванию «светлого» и «тёмного», доброжелательному отношению ко всему окружающему, овладению своими эмоциями и чувствами, пониманию величия человеческой жизни и умению найти своё место в ней.

Программа духовно-нравственного развития образовательного учреждения содержит теоретические положения по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника, которое определяется как уклад школьной жизни и интегрируется в урочную (окружающий мир, литературное чтение, русский язык), внеурочную, внешкольную, семейную деятельность учащихся.

Актуальность и социальная значимость данной программы состоит в том, что она призвана помочь растущему человеку в постижении норм социальных отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Курс «Культура общения» предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей, воспитателей.

Практическая значимость данного курса состоит в том, что отношение к окружающей действительности формируется в совместной деятельности учителя и учащихся, а нормы нравственного поведения «выращиваются» с 1 класса.

Цель настоящей программы: помочь освоить учащимся нормы нравственного отношения к миру, людям, самим себе.

Задачи:

-развить духовное единство между детьми и учителем, установить взаимное доверие;

-предоставить возможности ребёнку проявить себя и своё отношение к окружающему миру;

-научить детей всматриваться в мир, в людей, которые рядом, строить с ними отношения;

-привить детям стремление к постоянному познаванию, убедить, что каждый может объявить войну своему невежеству.

Данная программа позволяет учащимся 1-4 классов познакомиться с основными знаниями в области этики и этикета, освоить приёмы эффективного речевого взаимодействия и закрепить их на практике.

Программа состоит из 4 разделов:

1. Этика общения

2. Этикет

3. Этические нормы отношений с окружающими

4. Этика отношений в коллективе

Основным методом преподавания является игровой тренинг. Вся информация теоретического характера даётся либо в виде игры, где учащиеся сами ищут ответы на вопросы темы, либо в виде работы с таблицами-плакатами. Навыки, которые должны приобрести учащиеся, появляются в процессе разыгрывания ситуационно-ролевых игр по заданиям игровых карточек.

Формы и виды деятельности курса

игровая;

познавательная;

краеведческая;

сюжетно — ролевые игры;

просмотр мультфильмов;

посещение выставочных залов и музеев;

походы в театр;

конкурсы;

посещение библиотек;

праздники.

Планируемые результаты освоения учащимися

программы внеурочной деятельности

В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается достичь следующих результатов:

Первый уровень результатов – учащимся следует знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.

Для достижения данного уровня результатов необходимо сформировать позитивное отношение учащихся к занятиям этической грамматикой и к этическим нормам взаимоотношения с окружающими.

Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.

Для достижения данного уровня результатов необходимо:

Воспитать взаимоотношения обучающихся на уровне класса, то есть дружественной просоциальной среды, в которой каждый ребенок получает практическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить.

Учащиеся получают опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

Третий уровень результатов — получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.

Для его достижения необходимо:

сформировать навык взаимодействия обучающихся с представителями различных социальных субъектов, в том числе за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постоянным.

В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:

начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;

нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;

знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

Занятия по данной программе будут способствовать достижению планируемых результатов Основной образовательной программы.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1класс

1. Я СРЕДИ ЛЮДЕЙ 14 Ч

-Кто я и как выгляжу(3 ч).

Понятия «я», «внешний вид». Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Личная гигиена.

Что в нашем имени? (2ч)

Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. Анализ проблемных ситуаций.

-Плохо одному ( 2)

Необходимость человека в общении. Речь- важнейшее средство общения.

-Товарищи и друзья (3ч)

Понятия «товарищ», «друг». Товарищество и дружба в традициях русского народа

— Как завоёвывать друзей (2ч)

Правила общения с товарищами и друзьями. Все мы разные.

Бескорыстие в дружбе.(1ч)

Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь.Верность слову (1ч)

Понятия «верность слову», «честь». Проблемная ситуация: можно ли всегда быть верным данному тобой слову.

2. РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ 15 Ч

-Что такое этикет и этикет? (2ч)

Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям.

-Роль мимики, жестов и позы в общении (3ч)

Понятия «мимика», «жесты», «поза». Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. Игра «Угадай по мимике мое настроение».

О вежливых словах и их применении (2ч)

Содержание понятий «вежливость» и «этикет». Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. основные правила вежливости в общении.

Правила знакомства, представления и обращения (2ч)

Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций.

Правила приветствия и прощания(2ч)

Знакомство с правилами приветствия и прощания. Моделирование ситуаций

Правила извинения и просьбы ( 2ч)

Знакомство с правилами извинения и просьбы. Ролевые игры

Правила благодарности и отказа (2ч)

Знакомство с правилами благодарности и отказа . Моделирование ситуаций

3. КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ. 27 Ч

Отношения со старшими (2 ч)

Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим.

Отношение к малышам (2ч)

: Как относиться к малышам? Помощь и забота по отношению к маленьким.

Как вести себя в школе, на переменах (2ч)

Посмотри на себя со стороны Веселые инсценировки.

Правила поведения в столовой, за столом ( 4ч)

За столом свои правила. Как расставить тарелки? Как есть первые, вторые блюда? Где лежат руки? Резать ли котлету ножом?

Гость в дом –радость в дом.(2ч)

Я- гость. Я- хозяин. Ролевые игры.

Искусство делать подарки (2ч)

Как выбрать подарок. Как получить подарок.

Говорим по телефону.(2ч)

Понятие «тактичность». Знакомство с правилами общения по телефону. Ролевая игра «Мы говорим по телефону».

Правила поведения в общественном транспорте (2ч)

Знакомство с правилами поведения в общественном транспорте. Ролевая игра «В автобусе».

Как вести себя в общественных местах (2ч)

Проблемный вопрос: что такое «общественное место»? Правила поведения в общественных местах.

Правила поведения в театре и кино (2ч)

Правила поведения в театре и кино. Моделирование ситуаций.

Поведение в библиотеке и музее (2ч)

Экскурсия в библиотеку или музей.

Как вести себя в Храме (1ч)

Что такое вера? Что такое храм? Почему надо вести себя тихо?

Как вести себя с людьми с ограниченными возможностями (2ч)

Проявления чуткости и уважения, заботы и сострадания, помощи в повседневной жизни.

4. В МИРЕ СКАЗОК 8 Ч

Добро и зло в сказках (2ч)

Для чего людям сказки? Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Главное в сказках – победа добра над злом. Слушание сказок и их обсуждение

Сказки – волшебство, чудо и правда (3ч)

Волшебство, чудо и правда в сказках. В сказках – мечты людей. Почему в сказках всегда есть правда и она побеждает.

Сказка – ложь, да в ней намек (3ч)

Идейный смысл сказок. Учись делать выводы для себя.

5. ПОДВОДИМ ИТОГИ 2Ч

Что мы узнали и чему научились (2ч)

Заочное путешествие по «Школе вежливых наук».

Праздник вежливых ребят.

Тематическое планирование курса

«Культура общения» 1 класс

Раздел программ

мы

№ п/п

Тема занятия

Характеристика деятельности учащихся

Кол-во часов

Дата

Я среди людей

(14 час)

1-3

Кто я и как выгляжу?

Беседа , высказывания детей, рассуждения.

3

4,5

Что в нашем имени?

Рассказы детей о своих именах, почему их так назвали. Участие в проблемных ситуациях.

2

6,7

Плохо одному

Обсуждение рассказа Е.Пермяка «Самое страшное», беседа о необходимости общения,

2

8,9,10

Товарищи и друзья

Учиться рассуждать, отличие понятия «друг» от понятия «товарищ». Посещение кинотеатра , просмотр к/ф о дружбе с последующей беседой.

3

11, 12

Как завоевывать друзей

Учиться понимать, что все люди разные и относиться с уважением к чужому мнению. Просмотр м/ф «Хочу бодаться».

2

13

Бескорыстие в дружбе

.Познакомиться с понятием «бескорыстие». Просмотр м/ф «Самый большой друг». Участие в обсуждении.

1

14

Верность слову

Объяснение пословиц о верности слову. Подбор своих примеров или сочинение своих пословиц.

1

Речевой этикет

(15 час)

15,16

Что такое этика и этикет

«Этикет» и «этикетка», научиться их различать. Ознакомление с общими правилами этикета.

2

17, 18

Роль мимики, жестов и позы в общении

Беседа о мимике, жестах. Участие в обсуждении: как человек может жестом выразить настроение, просьбу. Игра «Угадай по мимике мое настроение».

3

19, 20

О вежливых словах и их применении.

2

21 -23

Правила знакомства, представления и обращения

Ролевые игры..

2

24, 25

Правила приветствия и прощания

. Ролевые игры

Экскурсия в библиотеку

2

26, 27



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap sitemap