Программа внеурочной деятельности Я познаю мир Я сам направленность общекультурное ду



Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 24»

Согласовано: Утверждаю:

Зам. директора по УВР__________ Директор:

________________________ _____ Котельникова И.Н.

«___»____________2011 г. «___» ____________ 2011г.

П Р О Г Р А М М А

внеурочной деятельности

« Я познаю мир. Я сам»

(направленность: общекультурное, духовно-нравственное развитие)

Возраст детей: 6-7 лет (1 класс)

Срок реализации: 1 год

Составил: Лазукова

Вера Васильевна,

учитель начальных классов

г. Пермь

2011г.

Пояснительная записка

Нормативно – правовой и методологической основой программы духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Программа духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся является концептуальной и методической основой для разработки и реализации учебным заведением собственной программы.

Воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей. При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, оно должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную и внеурочную деятельность.

Именно так ставится вопрос о новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, где внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе.

Программа внеурочной деятельности «Я познаю мир. Я сам» рассматривает развитие человека, его духовно-нравственное развитие, развитие Земли, природы, человека и человеческого общества, знаний человека об окружающем мире в их единстве и взаимопроникновении. По мере продвижения обучающиеся обогащаются новыми знаниями, новыми способами деятельности и методами познания, добытыми человеком на каждом этапе его исторического развития.

Понять, почему в результате исторического развития мир стал таким, каков он есть сейчас, невозможно без получения опыта непосредственного общения с природой, с людьми как представителями общества. Так создаются условия для социализации ребенка, приобщение его к ценностям гражданского общества, становление активной и ответственной гражданской позиции, для воспитания экологической культуры, заботливого отношения к природе.

Новизна и актуальность, педагогическая целесообразность программы.

Сегодня дети в своём Отечестве, в храмах, в музеях, в библиотеках чувствуют себя иностранцами. Кризис духовности обнажает глубинные вопросы человеческого существования, смысла жизни и будущих поколений. В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость, ее необходимо осмыслить сегодня, как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны. И возрождение России, поддержания ее статуса как великой державы связано не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но и с воспитанием Человека в человеке, формированием у него духовности, нравственности, исторически сложившейся ментальности.

Об актуальности духовно-нравственного воспитания в школе свидетельствуют многие кризисные явления современной жизни: наркомания, криминализация детской среды, низкий уровень общественной морали, утрата семейных ценностей, упадок патриотического воспитания. Из этого вытекает необходимость выделения духовно-нравственного воспитания в особую воспитательную область, обладающую своими методами, структурой, целями и способами реализации.

Цели, задачи курса:

— формировать широкую целостную картину мира; основы духовно-нравственного развития человека;

— на основе знаний и умений подвести учеников к осознанию причинно-следственных связей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия мира;

— в ходе решения задач развивать самостоятельность мышления, развивать историческое мышление, формировать экологическую культуру, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

— формировать умения: классифицировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; ориентироваться в пространстве и времени; работать с картами, таблицами, схемами; добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь; — освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт и др. с получением информации из разных источников);

— воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, уважения к своей семье, истории, культуре, способствовать эстетическому воспитанию.

Взаимозависимость теоретического и эмпирического при изучении окружающего мира реализуется в ходе раскрытия в содержании следующих линий:

1) развитие человека и человеческого общества;

2) история открытия и познания природы Земли;

3) сведения, вошедшие в историческую память народа.

Специфика осмысления опыта современным ребёнком состоит в том, что его опыт необычайно широк, но в значительной степени виртуален, то есть получен не путём непосредственного общения с окружающим миром, а опосредованно, через средства массовой информации и прежде всего телевидение. Роль виртуального опыта в дальнейшем будет только возрастать за счёт широкого распространения компьютера, интернета.

Телевидение не ориентировано на систематическое детское образование, хотя и становится главным «окном» в окружающий мир. Поэтому, не имея возможности противостоять негативным влияниям виртуального опыта, школа должна по возможности его использовать для образовательных целей и организовать освоение виртуального мира школьниками. Поэтому роль курса «Я познаю мир» весьма велика и возникает необходимость расширения его содержания, поскольку этот курс должен давать ответы на разнообразные запросы детского опыта, в том числе и виртуального.

Отличительные особенности от существующих программ

. Отличительными особенностями данной программы от ранее существующих является следующее: современный школьник отличается от сверстников пятнадцати – двадцатилетней давности своей любознательностью и информированностью. К сожалению, эти знания детей, как правило, оказываются не систематизированы и раздроблены. Причина состоит в том, что в круг нашего общения включается все больше предметов и явлений, с которыми мы общаемся опосредованно. Причина состоит в том, что в круг нашего общения включается всё больше предметов и явлений, с которыми мы общаемся опосредованно. Если в прежнее время маленький человек 5–9 лет хорошо знал лишь те предметы и явления, которые его непосредственно окружали в семье, во дворе, в школе, то теперь ситуация коренным образом изменилась. Благодаря телевизору, кинофильмам, компьютеру и книгам ребята могут знать о разнообразных явлениях и фактах вдалеке от своего дома существенно больше, чем об окружающих предметах. Отсюда и цели и задачи программы, приведённые выше. В структуру программы входят несколько блоков – это теория, практика, проект. Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, умения создавать авторские модели.

Возраст, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 6 до 7 лет.

Срок реализации — 1 год

Формы и режим занятий.

По количеству детей — коллективная, групповая, индивидуальная

По особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей — особое место занимают экскурсии и практические работы. Экскурсии включают наблюдения, практические работы: наблюдения, опыты, измерения, работу с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей. Беседы, мероприятия, игры.

Занятие проводится 2 раза в неделю, продолжительностью 35- 45 минут.

Ожидаемые результаты.

Личностными результатами в 1-м классе является формирование следующих умений:

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор.

Метопредметными результатами изучения курса в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД)

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности совместно с учителем.

Проговаривать последовательность действий.

Учиться высказывать своё предположение (версию).

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности.

Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Выразительно читать и пересказывать текст.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Предметными результатами изучения курса в 1-м классе является сформированность следующих умений.

1-я линия развития – уметь объяснять мир:

называть окружающие предметы и их взаимосвязи;

объяснять, как люди помогают друг другу жить;

называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;

называть основные особенности каждого времени года.

2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:

оценивать правильность поведения людей в природе; оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).

Формы подведения итогов реализации

отзыв участников о проекте

создание проектов

выставки рисунков, поделок

мероприятия

Учебно-тематический план.

1

Разделы

Окружающий мир: природа, общество, труд

(42ч)

Темы

Мировая цивилизация. Духовно-нравственные ценности человечества.

Родной город Пермь.

Страна – Россия, столица – Москва.

Школа. Правила поведения и культура общения с одноклассниками и учителями, работниками в школе.

Маршрут от дома к школе, правила поведения на дороге.

Родная природа. Природа в разные времена года.

Родная природа – источник познания.

Экскурсии , Практические работы

Часы

1

1

1

2

2

1

1

3

Совместный труд и отдых.

Особенности жизни людей в разных природных условиях, в разных государствах.

Страна, где мы живём. Правила человеческого общежития в многонациональной стране.

Местоположение на глобусе и карте.

Москва – столица России.

Взаимопомощь людей разного возраста.

Правила поведения в обществе, в театре, в транспорте, на улице.

Уважение к чужому мнению. Бережное отношение к вещам и окружающей природе.

Правила безопасного поведения в повседневной жизни;

Правила противопожарной безопасности;

Правила пользования транспортом и дорожного движения.

Представление о положительных и отрицательных последствиях деятельности человека для окружающего мира.

Знакомство с Красной книгой.

Правила здорового образа жизни: гигиена тела, режим труда и отдыха.

Культура отдыха: игры, искусство, спорт, путешествия.

Как осуществляются связи между людьми на планете: почта, транспорт, телефон, радио, телевизор.

Экскурсии. Практические занятия.

1

2

1

1

1

1

3

2

2

1

2

2

1

2

2

2

3

2

Планета Земля (18ч)

Космос. История освоения (личности первооткрывателей)

Звёзды, планеты.

Солнце – звезда.

Земля как планета. Луна – спутник Земли.

Свет, тепло, вода, воздух – условия, необходимые для жизни на Земле.

Разнообразие природы Земли, её изменчивость (на примере России).

Неживая, живая природа.

Представление о признаках живой природы (дыхание, питание, рост, размножение).

Растения, части (органы) растения.

Деревья, кустарники, травы.

Животные.

Разнообразие растений и животных.

Природа и человек.

Красота природы, народные праздники.

Практические работы,

экскурсии (Приложение)

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

3

3

Кто такие «Мы» (6ч)

История цивилизации. Древнейшие люди

Человек – собиратель, охотник

Кочевники и земледельцы

Окультуривание растений, одомашнивание животных

Экскурсии

1

1

1

1

2

4

ИТОГО:

66 ч.

Содержание курса

1-й класс. (66 ч)

Окружающий мир: природа, общество, труд.

Мировая цивилизация, духовно-нравственные законы человечества; Родной город Пермь, страна – Россия, столица – Москва. Школа. Правила поведения и культура общения с одноклассниками и учителями, работниками в школе. Занятия родителей. Маршрут от дома к школе, правила поведения на дороге.

Природа осенью. Природа – источник познания.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap
sitemap