Программа внеурочной деятельности Эрудит



Пояснительная записка.

Настоящая программа разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, подготовки их к участию в интеллектуальных играх.

Актуальность работы кружка : необходимость развития способностей детей с учётом их индивидуальных психологических особенностей и склонностей.

Цели курса : создание условий для формирования интеллектуальной активности

Задачи курса :

способствовать расширению кругозора

развивать мотивацию к познанию и творчеству

формировать логическое и творческое мышление, речь учащихся

обучать младших школьников работе с различными источниками информации

развивать коммуникативную компетентность через парную и групповую работу

развитие критичности мышления

Отличительные особенности курса :

В содержании курса интегрированы задания из различных областей знаний : русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Особое внимание обращено на развитие логического мышления младших школьников.

В основе заданий. которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают : разгадывают, расшифровывают, составляют… При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств : умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить, а также развиваются все виды памяти, внимания , воображение, речь, расширяется словарный запас.

Участники образовательного курса : учащиеся 1 классов школы.

Сроки реализации : один учебный год.

Программа рассчитана на 36 учебных недель по 2 часа в неделю, всего 72 часа .

Основные виды деятельности :

исследование и решение логических задач по разным отраслям знаний

работа с различными источниками информации

составление собственных логических задач, ребусов, головоломок

Предполагаемые результаты :

— повышение уровня развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся

— формирование умения самостоятельно работать с дополнительными источниками информации

— развитие коммуникативной компетентности детей

— развитие экологической культуры младших школьников.

Формы проверки результативности занятий :

выпуск книг-самоделок, придумывание собственных логических заданий

подготовка и проведение детьми « Минуток смекалки» на уроках в своём классе

участие в интеллектуальных играх

индивидуальный, групповой проект

экскурсия

Форма подведения итогов реализации программы – индивидуальные и групповой проекты.

Разделы программы :

Языкознание- 20 часов

Математика – 36 часов

Экология – 16 часов

В рамках всех трех направлений осуществляется проектная деятельность – 7 часов.

Содержание учебного курса:

Языкознание:

Разделы:

Лексика и фразеология- 3 ч.

Загадки и их виды- 8 ч.

Ре6усы- 6 ч

Языковое творчество народа- 1 ч.

Проектная деятельность- 2 ч.

СОДЕРЖАНИЕ:

Знакомство со значениями имён, нахождение соответствий русских и иностранных имён, разгадывание и составление ребусов

Обучение решению и составлению ребусов, содержащих предлоги

Обучение решению и составлению рисуночных ребусов и решению и составлению ребусов, содержащих числа, шарад и загадок.

Знакомство с анаграммами. Обучение их решению и составлению

Знакомство с фразеологизмами, их значением и происхождением

Знакомство с пословицами, их смыслом, сопоставление пословиц

Знакомство с антонимами и синонимами, решение логических задач с ними

Математика:

Разделы:

Математические головоломки- 23 ч.

Геометрия для маленьких- 4 ч

Задачи- 4 ч

Из истории математики- 3 ч

Проектная деятельность- 2 ч.

СОДЕРЖАНИЕ:

Решение и составление задач-шуток, магических квадратов,

Знакомство с римской нумерацией, решение геометрических задач

Обучение составлению логических цепочек, нахождению «лишнего»

Обучение поиску закономерностей и восстановлению логических связей

Выполнение и составление графических диктант.

Анализ и разрезание геометрических фигур.

Исследование и решение старинных задач, составление подобных

Игра «угадай число»

Решение логических задач.

Основные приемы составления задач в стихах.

Игра «Цифры в буквах»

Поиск информации о великих математиках.

Обучение приемам решения головоломок, составление головоломок.

Решение различных головоломок и задач на смекалку.

Экология:

Разделы:

Экология для малышей- 4 ч.

География для маленьких- 8 ч.

Краеведение- 2 ч.

Проектная деятельность- 2 ч.

СОДЕРЖАНИЕ:

Понятие об экологии, поиск информации об экологии края

Составление экологических сказок

Составление книги рекордов природы

Отгадывание загадок о природе, составление таких загадок

Многообразие природы Земли, просмотр слайдов, презентаций. Конкурс рисунков «Там, где я не был».

Изучение растений и животных Ульяновской области, экскурсия.

Календарно – тематическое планирование занятий

1 блок «Языкознание» — 20 часов.

( 1 четверть)

№ занятия

Тема занятия

кол-во

часов

Содержание занятия

1

Наши имена

1

Знакомство со значениями имён, нахождение соответствий русских и иностранных имён, разгадывание и составление ребусов

2

Прятки с предлогами

1

Обучение решению и составлению ребусов, содержащих предлоги

3-4

Что скрывает сорока ?

2

Обучение решению и составлению ребусов, содержащих числа

5-6

Что бы это значило ?

2

Обучение решению и составлению рисуночных ребусов

7-8

Карусель загадок

2

Обучение разгадыванию и составлению загадок

9-10

Загадки — шарады

2

Обучение разгадыванию шарад

11-12

Путешествие в сказку

2

Решение загадок и логических задач о сказочных героях

13-14

Секреты анаграммы

2

Знакомство с анаграммами. Обучение их решению и составлению

15

Крылатые слова и выражения

1

Знакомство с фразеологизмами, их значением и происхождением

16

Пословица недаром молвится

1

Знакомство с пословицами, их смыслом, сопоставление пословиц

17-18

Шиворот — навыворот

2

Знакомство с антонимами и синонимами, решение логических задач с ними

19-20

Проектная деятельность

«Юные языковеды»

2

Выбор тематики проекта, постановка целей, задач, планирование , осуществление проекта, выступление.

2 блок « Математика» — 36 часов

(2 3 четверть)

№ занятия

Тема занятия

кол-во часов

Содержание занятия

1-2

Веселая арифметика

2

Решение и составление задач-шуток

3-4

Волшебный квадрат

2

Обучение решению и составлению «магических» квадратов

5-6

Игры со спичками

2

Знакомство с римской нумерацией, решение геометрических задач

7-8

Умные цепочки

2

Обучение составлению логических цепочек, нахождению «лишнего»

9-10

Что увидел Шерлок Холмс ?

2

Обучение поиску закономерностей и восстановлению логических связей

11-12

Будь внимателен!

2

Выполнение и составление графических диктантов.

13-14

Геометрия для малышей.

2

Анализ геометрических фигур.Разрезание геометрических фигур на части исложение новых фигур

15-16

Старинные задачи.

2

Исследование и решение старинных задач, составление подобных

17-18

Магазин головоломок

2

Открытый интеллектуальный марафон

19-20

Загадки о числах

2

Игра «угадай число»



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap sitemap