Программа внеурочной деятельности для учащихся начальной школы Знайкины посиделки



ПРОГРАММЫ НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЦИКЛА

ЗНАЙКИНЫ ПОСИДЕЛКИ

В научно-познавательный цикл внеурочной деятельности в начальной школе целесообразно включить вопросы из основных областей знаний, с которыми знакомятся младшие школьники.

«Знайкины посиделки» — можно рассматривать, как начальную ступень дискуссионного клуба. Здесь в увлекательной игровой форме дети знакомятся с основными понятиями фундаментальных наук, учатся общаться, высказывать свою точку зрения, доказывать правоту своего мнения. Это хорошая школа коммуникации с одной стороны и, что не менее важно, возможность расширить кругозор по тем научным областям, которые вызывают интерес у маленького школьника. Мы предлагаем три основных направления, как три основные области знаний, — естественнонаучное , филологическое, математическое. Исходя из этого, наш Клуб Юных Почемучек включает в себя три секции:

Любителей природы: Ключи от природы (этические беседы по экологии)

Любителей математики: Путешествие по стране Геометрии

Любителей словесности: Путешествие по стране Слов

СЕКЦИЯ ЛЮБИТЕЛЕЙ ПРИРОДЫ

КЛЮЧИ ОТ ПРИРОДЫ

(ЭТИЧЕСКИЕ БЕСЕДЫ ПО ЭКОЛОГИИ)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс строиться в форме бесед педагога с воспитанниками. Это может быть и

задушевный разговор, и обмен мнениями, и даже спор. Начиная с диалога, построенного в виде вопросов и ответов, необходимо постепенно стимулировать учащихся на формирование своей точки зрения и ее отстаиванию. В результате можно добиться того, что воспитанники вступают в спор, принимают самостоятельные решения, делают выводы. Беседа позволяет ненавязчиво и незаметно оказывать воспитательное воздействие. Она дает возможность лучше узнать и понять ребенка, оценить результат совместного труда. Беседовать можно везде и всегда: на уроке, на перемене, на экскурсии, на прогулках, во время игры и совместного труда. Это позволяет считать беседу универсальным инструментом педагогического воздействия на личность младшего школьника. Беседа как форма организации внеурочной деятельности предоставляет большие возможности для экологического образования.

Экологическое образование формирует систему научных и практических знаний, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде. Предлагается сделать основной уклон в сторону формирования экологической культуры как одного из качеств личности.

Цель экологического образования заключается в ответственности человека за сохранение естественного природного окружения, за свое здоровье и здоровье других людей, в активной созидательной деятельности по изучению и охране окружающей среды.

В результате этих занятий у детей формируются:

интерес к природе и проблемам ее охраны

нравственные и эстетические чувства по отношению к природе

экологически грамотная деятельность в природной среде

мотивы, определяющие деятельность и поведение личности в природном окружении

расширяются и углубляются знания о природных объектах и способах их защиты и устойчивого развития

В процессе работы рекомендуется использовать целый комплекс методов и методик:

игры

драматизации

обсуждения ситуаций, отрывков произведений писателей-натуралистов, фольклора, музыки, репродукций произведений живописи

мастер-классы по изготовлению различных поделок

праздники

концерты

конкурсы

викторины и т.д.

Рекомендуемые музыкальные, художественные и литературные произведения:

П.Чайковский «Времена года», «Песня жаворонка» из «Детского альбома»

М. Глинка «Жаворонок», «Среди долины ровныя»

М. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке»

Н. Римский-Корсаков «Полет шмеля»

К.Сен-Санс цикл песен «Карнавал животных»

Э.Григ пьесы «Весной», «Ручеек», «Ноктюрн», «Птичка», фрагмент «Утро» из сюиты «Пер Гюнт»

К. Дебюсси сюита «Детский уголок»

М. Чюрленис отрывки из симфонических пьес «Море» и «В лесу»

Р. Шуман «Вещая птица», «Дед Мороз», «Весенняя песня»

М. Красев «Вальс бабочек» из оперы-сказки «Муха-цокотуха»

Г. Гадьперин «Медведь»

Л. Дакен «Кукушка»

Д. Кабалевский «Ежик»

Ф. Лист «Шум леса»

Г.Свиридов тема метели в кинофильме «Метель» по произведению А.Пушкина

К. Юон «Мартовское солнце»

И. Левитан «Золотая осень», «Весна. Большая вода», «Свежий ветер», «Март», «У омута»

И.Остроухов «Золотая осень»

И.Грабарь «Февральская лазурь», «Зимний пейзаж»

А.Рылов «Зеленый шум», «Осень на реке Сосна», «В голубом просторе»

А.Саврасов «Грачи прилетели», «Радуга»

А. Пластов «Колокольчики и ромашки», «Первый снег»

И. Шишкин «Утро в сосновом лесу», «Береза и рябинки», «Зима»

А. Куинжи «Березовая роща», «Ночь на Днепре»

О. Солопова «Приключения кота Леопольда и его друзей»

Б. Брехт «Зимний разговор через форточку»

Н.Сладков рассказы о Жалейкине

Н.Некрасов «Дед Мазай и зайцы»

М.Пришвин «Золотой луг»

М.Ильин Е.Сегал «Не только деревья»

Л.Яхнин « Какие пустяки!»

Т.Смертина «Белка»

А. Яшин «Люблю все живое»

Г.Ладонщикова «Зимние картинки»

А.Яшин «Покормите птиц зимой»

И.Токмакова «Сказка про Сазанчика»

И.Галевич «Кузнечик в плену»

А.Селезнев «Брать или не брать?»

Л.Нестеров «О наших маленьких друзьях»

Г. Тукай «Мотылек»

А.Плешаков «Подружись с крапивой»

Н. Сладков «Ребячьи заботы»

В. Шульжик «Скворечник, в котором никто не жил»

В. Бианки «Кто чем поет»

Г.Скребицкий «Весенняя песня»

А.Куприн «Скворцы»

Ю.Линник «Язык тревоги»

А.Плешаков «Что говорят легенды»

М.Ильин Загадки

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 КЛАСС (33 ЧАСА)

КЛЮЧИ К ПРИРОДЕ

№ п/п

Тема занятия

Форма проведения

ПРИРОДА ПРОСИТ ЗАЩИТЫ!

( 1 четверть — 9 часов)

Вводная беседа: Что такое природа? Знакомство с детьми их интересами

Беседа, игра

Лесные робинзоны

Экскурсия в природное сообщество, пикник

Мы просим защиты!

Конкурс природоохранных рисунков-плакатов

О чем нас просит природа?

Беседа по рисункам учащихся

О. Солопова Приключения кота Леопольда и его друзей

Обсуждение рассказа

Подбор и разучивание стихов и загадок о природе

Подготовка к празднику

Б. Брехт Зимний разговор через форточку

Игра-инсценировка

Запрещающие и предупреждающие знаки защитников природы

Изготовление знаков

Природа просит защиты

Итоговая беседа -праздник

УЧИТЕСЬ ЖАЛЕТЬ И БЕРЕЧЬ!

(2 четверть — 7 часов)

Мы друзья — природы

Конкурс рисунков

Как я однажды пожалел…(реальные истории из жизни ребенка)

Устный журнал

Умеем ли мы жалеть?

Беседа по рисункам и историям

Н.Сладков рассказы о Жалейкине

Обсуждение рассказа

Н.Некрасов «Дед Мазай и зайцы»

Инсценировка стихотворения

Жалеть надо уметь! Я учусь жалеть. (Подбор стихов и рассказов для миниатюр)

Репетиция миниатюр

Мы учимся беречь природу!

Театральное представление

НЕ УСТАВАЙТЕ УДИВЛЯТЬСЯ!

(3 четверть – 9 часов)

Оглянись вокруг – что мы видим зимой?

Викторина загадок

Природные барометры

(Народные приметы)

Игра «Крокодил»

Г.Свиридов тема метели в кинофильме «Метель» по произведению А.Пушкина

Рисование цветограф по мотивам

М.Пришвин «Золотой луг»

Знакомство с рассказом

Беседа об одуванчике

Обсуждение рассказа

Цветочные часы

Создание модели цветочных часов

Цветочный бал

Изготовление цветов

Подготовка к празднику

Репетиция

Удивительный концерт

Праздник

В ГОСТЯХ У ЗЕЛЕНОГО ДРУГА

(4 четверть – 8 часов)

Знакомство с картинами известных художников о лесе

Беседа

Что ты знаешь о лесе?

Игра-викторина

М.Ильин Е.Сегал «Не только деревья»

Обсуждение рассказа

Лес – это особенный город

Беседа

Что растет в лесу?

Викторина загадок

Кто живет в лесу?

Викторина загадок

Подготовка к празднику

Репетиция

Итоговое заседание клуба

Праздник

2 КЛАСС (34 ЧАСА)

ЗНАЙ И БЕРЕГИ ПРИРОДУ!

№ п/п

Тема занятия

Форма проведения

УЧИТЕСЬ ДОБРОТЕ!

( 1 четверть — 9 часов)

Вводная беседа: Что такое доброта?

Выставка летних фотографий

Наша дружба с природой

Конкурс рисунков и минисочинений

Оформление стенда «Наша дружба с природой»

Л.Яхнин Какие пустяки!

Обсуждение стихотворения

Т.Смертина Белка

Анализ ситуации

Это не пустяк!

Конкурс плакатов

А. Яшин Люблю все живое

Конкурс чтецов

Кладовая для зимней подкормки птиц

Сбор семян и плодов на прогулке

Концерт «Учитесь доброте»

Отчетный концерт

ПОКОРМИТЕ ПТИЦ ЗИМОЙ

(2 четверть – 7 часов)

Наши соседи – зимующие птицы

Экскурсия в парк

Наши пернатые соседи. ( Подбор рисунков, фотографий, загадок, стихов о птицах).

Создание альбома

Г.Ладонщикова Зимние картинки, А.Яшин Покормите птиц зимой.

Конкурс чтецов

Изготовление кормушек для птиц

Развешивание кормушек для птиц

Экскурсия

Подготовка выставки «Пернатые друзья»

Открытие выставки «Пернатые друзья»



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap sitemap