Программа внеурочной деятельности для первого класса Основы проектирования



Пояснительная записка к программе внеурочной деятельности «Основы проектирования»

1 класс

Программа внеурочного обучения для учащихся 1-го класса «Основы проектирования» разработана в соответствии проектом Федерального компонента государственного стандарта образования второго поколения Министерства РФ.

Рекомендации по разработке программы взяты из Сборника нормативных документов:

Д.В. Григорьев, П.В.Степанов « Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор», М.»Просвещение»,2011;

Л.Д. Карачевцева, О.П. Власенко.Tехнология. М.: Дрофа, 2004.

В сборнике даны: нормативные документы, методические рекомендации, справочные материалы для работы учителя технологии, общие требования к организации внеурочной деятельности на базе средней образовательной школы / младшее звено/

Данная образовательная программа направлена на развитие художественного творчества в области декоративно-прикладного искусства.

Самостоятельная или управляемая проектная деятельность младших школьников помогает реализовать их творческий потенциал. Время урока можно использовать для организации работы над определением тематического поля, проблемы и цели проекта (проектов) учащихся, а также для презентации результатов проекта (проектов). Каждый учащийся реализует в проекте свой опыт, выполняя или принимая участие в групповых проектах хотя бы один раз в год. В процессе проектной деятельности младший школьник использует полученные знания, выбирает определённые учебные действия.

За время проведения курса внеурочного обучения: «Основы проектирования» дети получат возможность расширить свои знания, овладеть новыми способами и приемами декоративного творчества, познакомиться с новыми художественными средствами. Полученные знания /умения, навыки помогут ребенку расширить кругозор, стать более творчески развитой личностью. Воспитать эстетический вкус и интерес к народному творчеству.

Во время обучения происходит активное общение детей, они сообща выполняют разные виды деятельности, в процессе совместной творческой деятельности возникают и развиваются общие интересы, склонности, потребности, адекватные отношения к тем или иным фактам, процессам, событиям. Формируется взаимопонимание при необходимости совместных усилий, взаимодействие и взаимовыручка.

Систематическое общение в разных сферах жизни и деятельности детей развивает общие потребности и идеалы, а дружеские и товарищеские отношения оказывают благотворное влияние на процесс формирования личности.

Цель: создать условия для формирования творческой личности ребенка, организовать деятельность учащихся таким образом, чтобы дети понимали и принимали друг друга, уважали традиции и культуру разных народов, живущих в России.

Задачи:

формировать основы толерантного сознания у младших школьников терпимость к чужим нравам и обычаям, воспитывать любовь к искусству;

способствовать развитию зрительной памяти, художественно-творческой активности, личных способностей, фантазии;

обучение основам проектной деятельности, формирование навыков и умений пользоваться художественно-выразительными средствами декоративно-прикладного искусства;

углубление знаний по перспективе, цветовидению, передаче формы и объема;

приобщение к наследию отечественного и мирового искусства;

обучение разнообразным изобразительным приемам декоративного творчества.

Программа состоит из нескольких модулей, каждый из которых представляет собой разработку проекта с применением тех или иных материалов и технологий. В конце работы над проектом рекомендуется проводить просмотры, с целью корректировки полученных знаний и умений для дальнейшего обучения. А так же для того, что бы дети видели не только результат своей деятельности, но и всего коллектива в целом.

Краткая характеристика модулей программы.

Модуль 1. Объемные поделки из цветной бумаги и картона – 20 часов

Цель модуля – расширить знания и умения работы с ножницами и приемам бумажной пластики. Работа с бумагой таит в себе большие возможности. Она развивает чувство цвета, ритма, пропорции, глазомер, тренирует руку. Освоение техники оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.

Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат; развивает конструктивное мышление детей, их творческое воображение, художественный вкус, стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания. Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.)

Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски животных, дети включают в игру- драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов ит.д.

Модуль охватывает 3 темы: «Веселые животные» (6 часов); «Герои сказок» ( 10 часов); «Профессии» (4 часа)

Модуль 2. Работа с бросовым материалом. Проект: «Национальный быт» -10 часов

Цель модуля — принцип ценностного отношения к миру, обязательное внедрение

экологического компонента в образовательную программу. Работа по теме: «Использование

бросового материала» способствует развитию у ребенка бережного отношения к окружающему миру.

Необычность применения того или иного материала развивает фантазию, помогает задуматься о его

практических, возможностях.

Модуль разделен на две темы: «Русский костюм» (6 часов); «Домашняя утварь» (4 часа)

Модуль 3. Работа с пластичными материалами – 4 часа.

Цель модуля — Расширить практические знания при работе с пластилином. Способствовать развитию желания украшать свой быт.

Модуль содержит одну тему «Мир вокруг нас , в которой можно изменять сюжет по желанию педагога или детей.

Ожидаемый результат

В результате изучения курса ученик должен

Знать/понимать традиционные виды ремесел, народных промыслов, применение различных материалов для изготовления поделки.

Уметь разрабатывать эскиз, работать с чертежными инструментами, ножницами, иглой, пластичным материалом.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Контроль за успеваемостью осуществляется в виде тематических просмотров, через участие в конкурсах, викторинах, отчетных выставках творческих (индивидуальных и коллективных ) работ.

Используемая литература.

Д.В. Григорьев, П.В.Степанов « Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор», М. «Просвещение»,2011;

Л.Д. Карачевцева, О.П. Власенко.В помощь преподавателю. Технология.

Дополнительные и занимательные материалы. Изд-во «Учитель» волгоград. 2009.;

Б.М. Неменский Изобразительное искусство и художественный труд.Изд-во

«Просвещение»,2005;

Т.Г. Лихачева. Моя подружка- мягкая игрушка. Ярославль.»Академия развития»,2000;

В.С. Горичева, Т.В. Филиппова. Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок.

Ярославль. Академия ХОЛДИНГ,2000;

Н.И.Роговцева, С.В. Анащенкова .Технология.Предметная линия учебников системы

«Перспектива». Изд-во «Просвещение»2011.

Учебный план занятий внеурочной деятельности «Основы проектирования»

1-й класс.

Технологическая карта

Модуль 1. Аппликация из пластичных материалов — 9 часов

1я четверть

дата

№ урока

Тема

занятия

Задачи и форма организации учебного процесса

Элементы содержания урока. Виды

деятельности

Примечания.

(Новые понятия)

1.

Изготовление эскиза для аппликации.

Дидактическая игра. Практическая работа. Развитие умений и наыков работы с копировальной бумагой и линейкой.

Перевод на основу рисунка

Практическая работа. Раскрашивание эскиза по образцу.

(копировальная бумага, коллорит)

2.

Что такое пластичные материалы. Заготовка основы для аппликации пластилином.

Ознакомить с правилами работы и техникой безопасности при работе с пластичными материалами (пластилин)

Способы работы. Практика.

Пополнение знаний о применении пластилина для декоративного творчества.

(стека)

3.

Пластилиновая флористика. Аппликация «Рябиновые фантазии»

Развитие внимательности и наблюдательности. Разнообразие природных форм.



Практическое занятие. Работа по образцу.

Развитие пространственного воображения. Аккуратности при выполнении работы..

( композиция, копирование)

4.

Завершение работы. Над мини-проектом.

Развитие пространственного воображения. Аккуратности при выполнении работы.

Практическое занятие. Крепление деталей на основу.

Расширить понятие о возможностях декоративно-прикладного искусства.

5.

Композиция из смешанных материалов: «Мой край родной»

Ознакомить с разнообразием материала и его применения.

Демонстрация работ учащихся.

Изготовление основы. Практическое занятие. Работа с пластилином.

Развитие мелкой сенсорики, внимания и аккуратности.

6.

Перевод рисунка на основу. Продавливание контура.

Закрепление знаний и умений, полученных ранее.

Практическая работа.

7.

Работа над композицией. Крепление крупы по образцу.

Развитие аккуратности уменя работать с сыпучими материалами.

Практическая работа.

Развитие мелкой сенсорики, внимания и аккуратности.

8.

Заключительный этап работы над композицией. Просмотр.

Воспитание эстетического вкуса. Изготовление рамочки для работы. Разнообразие применения шишек и веточек.

Практическое занятие.

Развитие мелкой сенсорики, внимания и аккуратности.

2 — я четверть

Модуль 2. Работа с бумагой. Бумажная пластика. Проекты: «Казачья усадьба», «Зимние мотивы» 7часов

9.

Что такое бросовый материал. Классификация.

Ознакомить с разнообразием материала и его применения.

Демонстрация работ учащихся.

Разработка проекта : «Казачий курень», работа с чертежными инструментами.

Способствовать развитию навыков работы с чертежными принадлежностями.

10.

Изготовление объемной аппликации: «Казачья усадьба». Подготовка деталей.

Расширить практические умения работы в макетировании.

Работа с шаблонами макета.

Закрепляем умение работы с шаблоном и ножницами. Развитие мелкой сенсорики, внимания и аккуратности.

(трафарет)

11.

Практическая работа. Изготовление макета дома, сборка деталей в целое.

Закрепление навыков макетирования. Приемы соединения деталей.

Работа с деталями, клеем. Подготовка украшения для крыши дома ( еловые шишки, солома)

Развитие творческого мышления. Решение конкретных задач.

(кровля)

12.

Плетение из бумаги. Свойства и возможности бумажной пластики.

Расширение знаний о декорировании деталей. Приобретение навыков по работе с мягкой бумагой и др. материалами.

Работа с деталями, клеем, ножницами Декорирование крыши дома и мелких деталей.

Развитие эстетического чувства. Мелкой сенсорики, аккуратности.

(крыльцо)

13.

Вырезанки. Изготовление аппликации» «Зимние мотивы»

Расширений творческого кругозора, знаний о возможностях использования бумаги. Развитие усидчивости и умения добиваться определенного результата .

Изготовление заготовок для композиции.

Работа с мягкой бумагой.

Демонстрация готовых работ.

(плетень, лоза)

14.

Практическая работа. Изготовлениедеталей композиции.

Расширить практические умения работы с бумагой и ножницами.

Работа в группах с индивидуальными заготовками. Сбор мотива из деталей.

Развитие способности работать в творческих группах.

15.

Заключительный этап работы над композицией. Просмотр готовых работ.

Расширить понятия композиция, композиционное пространство. Демонстрация слайдов.

Закрепление деталей композиции на плоской основе.

Развитие пространственного мышления.

(композиционное пространство)

3-я четверть.

Модуль 3. Работа с текстильными материалами. Проекты «Русская красавица», «Весна» – 10 часов

16.

Классификация тканей. Особенности и свойства трикотажа.

Рассказ учителя о ткачестве. Видеоряд. Демонстрация изделий из трикотажной ткани.

Изготовление подушечки для иголок. Работа с тканью и ножницами.

Узнают о видах ткани, изучают безопасную жизнедеятельность.

(хлопок, трикотаж,)

17.

Изготовление тряпичной куклы. Объемная аппликация. Детали (голова, руки).

Рассказ учителя о первых куклах. Демонстрация готовых изделий. Правила ТБ при работе с колющими и режущими предметами.(плакат)

Практическая работа. Раскрой и изготовление деталей куклы.

Развитее образного и логического мышления.

(пропорции человеческого тела)

18.

Изготовление тряпичной куклы. Детали (туловище, ноги).

Ознакомление с ремеслами в казачьих поселениях.

Практическая работа. Раскрой и изготовление деталей куклы.

Закрепление практических навыков

19.

История вещей. Особенности русского костюма. Сарафан.

Развитие познавательной активности. Закрепление начальных знаний по истории костюма. Разработка модели сарафана. Видеоряд «Русский сарафан»

Познавательно – игровое занятие. Работа с карточками-заданиями: «Одень куклу»

Знакомятся с русским народным костюмом в процессе игры.

20.

Изготовление женского головного убора.

Расширение знаний о русских головных уборах. Кичка, кокошник.

Практическое занятие.

Наклеить на шаблон кички орнамент для украшения.(бросовый материал)

Развитие творческих способностей и эстетического вкуса.

21.

Выставка- конкурс: «Русская красавица»

Привлечь внимание к общественной жизни лицея. Участие в общешкольной выставке «Масленица», «Пасха Красная»

Конкурс рисунков и поделок на тему.

Воспитывается интерес и любовь к традициям лицея, уважительное отношение к обрядам русского народа.

22



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap sitemap