Программа внеурочной деятельности Детская риторика_36673



МБОУ «Куженерская средняяя общеобразовательная школа №2»

Программа внеурочной деятельности «Детская риторика»

Направление: общекультурное

Вид деятельности: познавательный

Возраст школьников: 9-10 лет

Разработала учитель начальных классов Гребнева Г.Н.

пуженер

2013 г.

I.Пояснительная записка

Рабочая программа по риторике составлена в соответствии с примерной программой начального общего образования и авторской программой Т.А. Ладыженской, Н.В. Ладыженской (Образовательная система «Школа 2100») и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Учебно-методический комплект представлен учебной тетрадью «Детская риторика: в рассказах и рисунках»: 3 кл.: в 2 ч. / Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская, и др.- М.: Ювента; Баласс, 2011г. и методическим пособием для учителя.

Изучение курса «Риторика» важно с точки зрения реализации поставленных стандартом целей образования.

1.Актуальность программы

Актуальность программы обусловлена поиском новых подходов к решению проблемы обучения, где исходным звеном выступает личносттворческая, саморазвивающаяся и самосовершенствующаяся.

Характеристика программы «Детская риторика» Риторика учит умелому, успешному, эффективному общению. Школьный курс риторики носит сугубо практический характер, поэтому центральное место в программе занимают коммуникативные (в том числе риторические) умения. Понятия и инструментальные знания вводятся постольку, поскольку они необходимы для формирования названных умений. Кроме этого, для каждого в начале программы указаны в обобщённой форме основные умения, которые формируются постоянно, в течение всего учебного года. При этом все умения – основные и конкретные – делятся на две группы: 1. формирующие умение анализировать и оценивать общение, созданный текст; 2. формирующие умение говорить, слушать, писать, читать – умение общаться.

В программе каждого класса выделяется два блока: общение и речевые жанры и разделы внутри этих блоков: а) виды общения, речевой этикет, речевая деятельность, правильная и хорошая (эффектная) речь; б) понятие о тексте, типы текстов, речевые жанры.

Весь материал программы сгруппирован по разделам указанных блоков. Такая подача материала помогает осознать содержание программы, логику предмета и сквозные линии внутрипредметных связей

2 Цель курса Цель курса: Достижение умения общаться в разнообразных ситуациях, быть активным в общении, умения выбирать важное и нужное для своей устной и письменной речи, владение достоверным материалом, языковыми средствами, умения убеждать своего слушателя или читателя. Цель риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.

Задачи :

1.Обучающая: Развивать познавательный интерес к предмету; учить умелому, успешному, эффективному общению, формировать умение анализировать и оценивать общение, созданный текст;

2. Воспитательная :Формировать общественную активность личности , умение говорить, слушать, писать, читать – умение общаться; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.

3.Развивающая: Развивать личностные свойства: самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность

Формировать универсальных действий на межпредметном уровне, развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества», воспитание нравственных чувств и этического сознания.

3. Отличительные особенности программы

Направлена на обучение искусной речи, на формирование умения содержательно, ясно и точно излагать свои мысли, навыка общения. Данная программа реализуется в течение учебного года: 1час в неделю, всего 34 часа

Количество часов

Название раздела

Общее количество часов

В том числе

аудиторных

внеаудиторных

ОБЩЕНИЕ (I часть )

17 часов

7

10

НАУКА РИТОРИКА

4

2

2

УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ

5

2

3

ПОХВАЛА (КОМПЛИМЕНТ)

1

0

1

СЛУШАЕМ, ВДУМЫВАЕМСЯ

2

1

1

УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ПИСАТЬ

3

1

2

ВЕЖЛИВОЕ ОБЩЕНИЕ

2

1

1

ТЕКСТ (II часть)

17 часов)

7

10

РАЗНЫЕ ТЕКСТЫ

2

1

1

ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

3

1

2

ПРАВИЛА УСПЕШНОГО ПЕРЕСКАЗА

4

2

2

ПОЗДРАВЛЯЮ ТЕБЯ … ВАС…

2

1

1

УЧИСЬ ОБЪЯСНЯТЬ И ДОКАЗЫВАТЬ

2

1

1

ЧТО ОБЩЕГО – ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ

3

1

2

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ

1

0

1

4. Особенности возрастной группы

Программа расчитана на детей 9-10 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю

5. Планируемые результаты

В результате реализации программы достигаются воспитательные результаты: приобретение школьниками социальных знаний,

социальной реальности и повседневной жизни; формирование позитивного отношения школьников к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом; приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия.

Одним из результатов обучения риторике является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.

Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).

Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.

Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.

Личностными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:

оценивать свою вежливость;

определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);

осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;

осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;

понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.

Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий:

формулировать тему урока после предварительного обсуждения;

определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;

осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;

учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;

анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;

продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения (выявления сходства и/или различия), последовательной или параллельной структуры;

перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;

осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;

анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;

аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;

продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;

знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;

пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио – , видео – ) сопровождением;

– в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.

Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:

приводить примеры задач общения и речевых ролей коммуникантов;

отличать подготовленную и неподготовленную речь;

знать особенности неподготовленной речи;

осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;

знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;

реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;

знать особенности диалога и монолога;

анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах;

использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;

знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка и т.д.);

пользоваться основными способами правки текста.

6. Оценивание результатов

Итоговый контроль в формах

-выставки, конкурсы, соревнования-публичные выступления ребёнка;

-участие в театрализованных представлениях, сценках, диалогах;

-иллюстрирование, выразительное чтение;

-сочинение стихотворений, загадок, сказок, рассказов и т.д.

-решение риторических задач;

-знание норм поведения и умение их соблюдать (через наблюдения учителя во внеурочное время)

II.Учебно-тематический план

Название раздела

Общее количество часов

В том числе

аудиторных

внеаудиторных

ОБЩЕНИЕ (I часть )

17 часов

7

10

НАУКА РИТОРИКА

4

2

2

УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ

5

2

3



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap sitemap