Программа внеурочной деятельности Азбука нравственности 2 класс



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Г. ВЛАДИМИРА

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 44»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

АЗБУКА НРАВСТВЕННОСТИ

2 –Б класс

Учитель начальных классов

Юферева Е. С.

2012

Пояснительная записка

Программа внеклассной деятельности «Азбука нравственности» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Программа рассчитана на учащихся 2 класса. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Срок реализации программы – 2012-2013 гг.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России обоснован национальный воспитательный идеал и сформулирована высшая цель образования –  высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Цель: формирование у школьников представления об общепринятых нравственных понятиях, ценностях, которые в дальнейшем станут ориентиром в различных жизненных ситуациях и понимании людей.

Задачи:

1. Признание учащимися культурного многообразия российского общества как важнейшего национального достояния;

2.Формирование национальной идентичности личности;

3.Формирование основ толерантного сознания обучающихся;

4.Формирование у школьников чувств собственного достоинства и понимания необходимости уважать достоинство и свободу самовыражения другого человека

5. Развитие готовности к нравственному поведению, культуре и этике взаимоотношений с окружающим миром (природой, другими людьми, обществом)

6. Развитие положительных качеств личности, определяющих выполнение социальных ролей «ученика», «члена коллектива (семейного, школьного и др.); сочувствия, сопереживания;

7. Активное участие в альтруистической деятельности, проявление самостоятельности, инициативы, лидерских качеств;

8. Изменения объема знаний, расширение кругозора в области нравственности и этики.

Программа реализует поставленные задачи с учетом следующих принципов:

1. Личностно-ориентированная система влияний на младшего школьника: учет особенностей развития личности каждого учащегося, уровня сформированности его интересов, этических норм и ценностных ориентаций.

2. Принцип соответствия требованиям современного общества и общественно значимым ценностям: признание демократического стиля общения обучающихся и учителя; раскрытие перед учащимися роли культуры в развитии общества.

3. Нравственная ценность отбора содержания. Тематика уроков литературного чтения и внеурочной деятельности касается проблем культуры поведения, нравственного выбора, оценки положительных и отрицательных поступков героев художественных произведений. Работа с фольклорными формами призвана зарождать чувство гордости перед историей и культурой народа, осознание вклада национальных культур народов России в создание и развитие общей культуры российского общества как поликультурного явления.

4. Принцип разнообразия и альтруистичности деятельности реализуется посредством организации разнообразной деятельности детей: участие в подготовке и организации труда, игры, общения, которые направлены на помощь, содействие, сопереживание объектам окружающего мира, проявление альтруистических чувств и бескорыстных поступков.

5. Принцип учета потребности обучающихся данной социальной группы, их социальные роли: освоение социальных ролей, с которыми впервые сталкиваются в школьной жизни: «ученик», «член классного (школьного) коллектива», «одноклассник», «участник деятельности».

2.Тематическое планирование

№/п

Тема занятия

Теория

Практика

Всего

I четверть

Школьный этикет (9 часов)

1-2.

Что такое школьная дисциплина

2

2

3.

Люби книгу

1

1

4-5.

Твоя школа.

2

2

6-7.

Твой класс.

2

2

8-9.

Соблюдение чистоты и порядка.

1

1

2

II четверть

Правила общения (8 часов)

1-2

Внимательность к окружающим.

2

2

3.

Обязательность, дал слово — держи его.

1

1

4.

Как ты разговариваешь с товарищами

1

1

5.

Доброжелательность в общении.

1

1

6-7

Поступки твои и других (их оценка).

1

1

2

8

Правдивость, честность.

1

1

III четверть

О трудолюбии. Культура внешнего вида (9 часов)

1-2.

Правило «Учусь все делать сам».

1

1

2

3-4.

Помогаю другим своим трудом дома и в школе.

1

1

2

5-6.

Что значит быть бережливым?

2

2

7-8.

Как ты выполняешь правила личной гигиены.

2

2

9.

Одежду нужно беречь.

1

1

IV четверть

Внешкольный этикет (8 часов)

1.

Правила поведения в кино.

1

1

2.

Правила поведения в театре.

1

1

3.

Правила поведения в музее.

1

1

4.

Правила поведения на выставке.

1

1

5.

Меня пригласили на день рождения

1

1

6-7.

Бережное отношение к природе.

2

2

8.

Чему нас научили уроки нравственности

1

Ожидаемые результаты воспитания и развития младших школьников

Планируемые результаты воспитания определяются поставленными выше задачами и ориентируются на следующие критерии.

1. Изменения в модели поведения школьника:

– проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге (высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства); в монологическом высказывании (рассказ, описание, творческая работа);

– соблюдение культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений; проявление доброжелательности, взаимопомощи,

– использование полученной на уроках информации во внеурочной и внешкольной деятельности;

– краткая характеристика (высказывание суждений) общечеловеческих ценностей и осознанное понимание необходимости следовать им;

– объективная оценка поведения реальных лиц, героев художественных произведений и фольклора с точки зрения соответствия нравственным ценностям.

2. Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности:

– способность объективно оценивать поведение других людей и собственное,

– сформированность самоконтроля и самооценки: действия контроля ситуативного поведения, побуждение вовремя его изменить;

способность «видеть» свои недостатки и желание их исправить.

Педагогический инструментарий

Каждое занятие содержит в себе интеграцию различных форм деятельности: беседа, диалог, речевая игра, викторина, составление ребусов и кроссвордов, словаря этики, анализ поведенческих ситуаций, занятия-утренники.

Список литературы

Васильева – Гангнус Л. Азбука вежливости. /Текст/: Л. Васильева – Гангнус. – М.: «Педагогика», 1888.

Данилюк А. Я. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников.Часть 1. – М: «Просвещение», 2011.

Данилюк А. Я. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников.Часть 2. – М: «Просвещение», 2011.

Корчинова О. В. Детский этикет. / Текст/: О. В. Корчинова . – Ростов на Дону «Феникс», 2002

Азбука нравственности. Методические рекомендации учителям начальной школы по проведению уроков этики (основ морали). 1-4 классы. Пособие для учителя.- М.: ИОСО РАО « Филология» , 2007. Электронная книга.



sitemap
sitemap