Программа Школьный театр



Программа « Школьный театр»

Пояснительная записка.

Театр – искусство коллективное. Спектакль – результат творческих усилий коллектива. Занятия в школьном театре, где возраст участников 10-14 лет, могут и должны воспитывать у школьников такие ценные качества, как коллективизм, способность чувствовать и ценить красоту настоящей дружбы и товарищества, требовательность к себе и другим.

Влияние любого вида искусства, в т.ч. и театрального, на личность ребенка неоспоримо. Формирование нравственных начал происходит через работу и в качестве самодеятельного исполнителя, и в качестве активного театрального зрителя. Это в свою очередь способствует саморазвитию личности ребенка, обогащает его духовный и нравственный мир, формирует активную жизненную позицию. Все это и делает программу актуальной на сегодняшний день.

Цель программы : развитие творческих, духовно-нравственных, интеллектуальных, физических качеств детей, обогащение знаниями, повышающими внутреннюю и внешнюю культуру, через приобщение к миру театра.

Задачи программы:

развитие творческого мышления;

развитие художественно-творческих способностей учащихся;

воспитание любви и интереса к культуре Отечества и мировой культуре;

создание условий, позволяющих детям найти свое место в творчестве;

воспитание эстетической культуры учащихся; развитие навыков общения.

Основой занятий является программа, которая предусматривает систематическое и последовательное обучение, развитие и воспитание.

Данная программа является модифицированной. Она составлена на основе Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ.

Занятия театрального коллектива включают, наряду с работой над пьесой, проведение бесед об искусстве, совместные просмотры и обсуждения спектаклей, фильмов, подготовка афиш, программок, билетов, заблаговременная подготовка и проверка оформления, выделение ответственных за декорации, реквизит, костюмы, за свет, музыкальное сопровождение, за работу с занавесом и т.д. Ежегодный показ нового спектакля или композиции – необходимый завершающий этап работы.

В школьный театр принимаются все желающие. Число участников каждой группы 12-13 человек. Занятия проходят по 4,5 часа в неделю. Могут проводиться со всем составом, с подгруппой и индивидуально. Всего на год отводится 170 часов. Программа рассчитана на 2 года.

Ход занятия предусматривает чередование различных обучающих приемов: беседы, упражнения, игры-этюды, прослушивание звукозаписей, просмотр видеоматериалов.

Ожидаемый конечный результат : участники детского объединения чувствуют себя раскованно, свободно. Грамотно применяют знания основ актерского мастерства, этапов работы актера над ролью. Знают законы сценического действия, владеют элементами актерской выразительности, умеют анализировать произведение. Ориентируются в этических вопросах, стремятся к знаниям, умеют ценить труд в коллективе.

Главным критерием в оценке деятельности участника театрального объединения является его творческое проявление в процессе воплощения на сцене конкретного задания: исполнения роли в спектакле, участие в литературно-поэтической композиции или выступление в качестве ведущего концертной программы.

Программа

Учебно-тематический план .

Вид деятельности

Теория

Практика

Беседы о театре

1. Краткие сведения о театральном искусстве и его особенностях. Общее представление о видах и жанрах театрального искусства: драматический театр, музыкальный театр (опера, балет, оперетта, мюзикл); театр кукол.

2. Из истории русского театра. Народные обряды, игры, празднества. Скоморохи – первые профессиональные актеры на Руси. Кукольный скомороший театр о Петрушке. Рождение театра кукол. Зарубежные братья Петрушки. Виды кукольного театра. Знакомство с современным кукольным театром. Его художественные возможности. Особенности выразительного языка театра кукол.

3. Пьеса – основа спектакля. Составление сценария на основе небольшого литературного произведения.

Экскурсия в театральные студии школ города.

Просмотр спектакля.



Просмотр кукольного театра

Работа на сцене.

Значение поведения в актерском искусстве. Сценическое внимание. Виды внимания. Органы внимания. Объекты внимания. Управление вниманием. Бессловесные элементы действия. Актёрское взаимодействие.

1. Простейшие упражнения и игры, помогающие сосредоточить и организовать активное, заинтересованное отношение к объектам внимания.

2. Практическое знакомство с элементами общения, взаимодействия.

Работа над голосом.

Рождение звука. Дыхание и голос. Дыхание и звук. Дикция. Артикуляционная гимнастика и ее значение. Орфоэпия. Работа со словарем.

Упражнения артикуляционной гимнастики. Комплекс упражнений по дикции. Упражнения с текстами скороговорок, чистоговорок.

Работа со словарем. Проверка ударения.

Художественное чтение.

Логика речи. Анализ лирических, драматических, эпических произведений. Работа над выразительностью чтения. Чтение по ролям.

1. Анализ произведения.

2. Логика речи. Логическое ударение. Логическая пауза.

3. Прослушивание записей выступлений профессиональных артистов.

4. Принципы построения концерта.

Работа над спектаклем

Тематический анализ. Событийный ряд и действенный анализ. Предлагаемые обстоятельства. Линии действия персонажей.

1. Предварительный разбор пьесы. Первое чтение произведение руководителем с целью увлечь детей, помочь им уловить основной смысл и художественное своеобразие произведения.

Обмен впечатлениями. Пересказ детьми сюжета пьесы с целью выявления основной темы, главных событий и смысловой сути столкновения героев. Распределение ролей. Чтение пьесы по ролям.

2. Чтение пьесы (по событиям);

Этюды – импровизации на событие пьесы (у каждого персонажа свои линии действия).

Воспроизведение на сценической площадке. Анализ выступления.

3. Работа над словом.

4. Репетиция с деталями декораций.

4. Проигрывание пьесы целиком, с включением готового оформления, музыки и т.п. Хронометраж. Окончательная расстановка смысловых акцентов в развитии действия пьесы и закрепление последовательной линии поведения персонажей. Выявление недочетов и посильное их устранение путем повторных репетиций всей пьесы.

Установление порядка перестановки деталей декорации, выделение ответственных за перестановку.

Показ спектакля зрителям: учащимся, родителям, учителям. Обсуждение итогов работы.

Список литературы для учащихся

Богуславская Н.Е., Кунина Н.А. Веселый этикет. Екатеринбург, 1997.

Карпов Н.В. Уроки сценического движения. М., 1999.

Козлянинова И.П. Произношение и дикция. М., 1997.

Смоленский Я.М. В союзе звуков чувств и дум. М., 1976.

Что такое театр. Книга для детей и их родителей. М., 1997.

Список литературы для педагогов

Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. М.: Искусство, 1972.

Алянский Ю.Л. Азбука театра. М., 1998.

Артоболевский Г.В. Художественное чтение. М.: Просвещение. 1978.

Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе. М.: Школьная пресса. – 2000.

Кристи Г.В. Воспитание актера школы Станиславского. М., 1978.

Немирович – Данченко В.И. Об искусстве актера и режиссера. Работа над спектаклем. Т. 1. М., 1952

Программы общеобразовательных учреждений. Театр. 1 — 11кл. М.: Просвещение. 1995.

Саричева Е.Ф. Сценическое слово. М.: Просвещение. 1963.

Станиславский К.С. Работа актера над собой. т 8. М., 1954.

Чурилова Э.Г. Методика и организация театральных занятий младших школьников. М.: Владос. 2003.








sitemap
sitemap