Программа работы школьного самоуправления



Слободо – Туринский муниципальный отдел управления образованием

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Ермаковская основная общеобразовательная школа

ПРОГРАММА РАБОТЫ
УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

на 2011-2012 учебный год

Составила:

Попова Л.В.

д. Ермакова, 2011

Самоуправление – один из режимов протекания совместной деятельности людей, наряду с руководством и управлением. Именно в таком контексте представляется возможность понять сущность самоуправления, в том числе как феномена школьной действительности.

В режиме самоуправления взаимодействует общность людей, совместно определяющих цель, объект, предмет своей деятельности, договаривающихся о средствах и способах ее реализации. В процессе их совместной деятельности возникают особого рода отношения, которые придают их взаимодействию характер сотрудничества, совместного бытия в пространстве деятельности и общения. Со временем подобные событийные отношения становятся непосредственной основой дальнейшего развития, совершенствования деятельности.

Жизнь школы, развивающей собственную гуманистическую воспитательную систему, насыщена различного рода событиями. Однако часто в них не происходит событие детей друг с другом, детей и взрослых, либо взрослые привыкли руководить и управлять детьми, их деятельностью, устраивать для них с их участием «мероприятия».

Для того, чтобы в событии разворачивалось событие детей, их личностное развитие, мы представили детям возможность самоуправления собственной самостоятельной и совместной деятельностью.

Настоящий подход к проблеме школьного детского самоуправления предполагает принятие педагогическим сообществом следующих его оснований.

Смысл детского самоуправления состоит не в том, чтобы дети включались в существующие пирамиды руководства – исполнения, а в том, чтобы они приобретали личный опыт демократических отношений и формы его осознания.

«Только там, где есть общественная жизнь, есть потребность и возможность самоуправления. Где ее нет, всякое самоуправление выродится в фикцию или игру» (С.И. Гессен). Общественная жизнь школы, но и разнообразная клубная, кружковая деятельность школьников, взаимодействие детей, педагогов, родителей в процессе подготовки и реализации школьных событий.

Школьное самоуправление – не специальная детская деятельность «по управлению», но режим протекания совместной и самостоятельной жизнедеятельности школьников, обеспечивающий необходимую динамику демократических, событийных отношений в детской среде, задающий реальные возможности гражданского и личностного самоопределения подростков

Детское самоуправление как сеть демократических, событийных отношений в деятельности вырастает вокруг подготовки и реализации школьных событий (КТД на уровне класса, временной творческой группы, школы).

Возникновение системы внутришкольного самоуправления – явление высокого уровня сложности, результат длительной работы педагогического и ученического сообществ по определению элементов системы, связей между элементами, качеств системы как целого, ее взаимодействия со средой. Невозможно «строить» систему детского самоуправления, ее можно лишь «выращивать».

В ситуациях самоуправления детей педагоги не могут регламентировать межличностные, внутри- и межгрупповые отношения. Однако диагностировать их состояние, проблематизировать деятельность, в которой складываются эти отношения, оказывать помощь и поддержку тем детям, кто нуждается в укреплении собственной самоуправленческой позиции, — профессиональная обязанность педагога как воспитателя.

Самоуправление направлено на руководство: разработку, принятие и осуществление решений, их анализ. Это своего рода самодеятельность в осуществлении власти, руководства. Именно от этой деятельности хочется больше всего творчества, учета всех интересов детей, всевозможных факторов детей, влияющих на формирование личности.

Самоуправление выполняет определенные функции:

обеспечение нормальной работы всех секторов, оптимальное решение задач с учетом интересов учащихся и учителей;

подготовка к выполнению обязанностей по участию в руководстве общественными делами, то есть приобретение каждым знаний, умений и навыков управленческой деятельности.

Ученическое самоуправление – это:

форма организованной жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельность принятий и реализации решений для достижения общественно-значимых целей;

организация деятельности школьного актива;

управление, которое осуществляется группой лиц, выбранных учениками.

группа детей, которые выполняют определенные обязанности по управлению ученическим коллективом. Эти обязанности определяются самими детьми при сотрудничестве с взрослыми.

Способ организации жизнедеятельности детей и взрослых с максимальным учетом интересов учащихся и условий данного учреждения;

Активный поиск проблем коллектива и их разрешение самими учащимися;

Организация интересной школьной жизни при минимальном вмешательстве взрослых;

Возможность для детей, применяя свои знания и умения, управлять собственной деятельностью самостоятельно;

Хорошо спланированная организованная деятельность учащихся при помощи взрослого руководства;

Подготовка ребенка к взрослой жизни;

Коллективное решение тех или иных проблем совместно с администрацией школы;

Способность и желание учеников выявлять проблемы ими и пытаться их решить.

Содержательное основание

Меняющаяся социальная и политическая среда оказывает влияние на формирование личности ребенка. Воспитательная система школы должна учитывать свою главную цель — идеал личности, способной принимают решения в ситуациях морального выбора, и нести ответственность за эти решения, прежде всего перед собой. Школьное самоуправление должно создать условия для самоуправления человека как субъекта деятельности, как личности и индивидуальности. Под руководством опытных педагогов, дети должны быть сориентированы на вечные абсолютные ценности-человек, семья, отечество, труд, знания, культура, мир.

Наше самоуправление – это добровольное, самодеятельное самоуправляемое объединение детей и взрослых созданное для совместной деятельности на основе общих целей и интересов. Взаимоотношения ученического самоуправления и других формирований школы строится на партнерских началах на основе договора или согласия.

Главная цель работы «Школьного государства» — создать условия для развития творческих индивидуальных способностей личности ребенка, формирования человека с высоким самосознанием, обладающего активной нравственностью.

«Школьное государство» ставит перед собой выполнение следующих задач:

воспитание нравственных качеств путем ознакомления учащихся с правилами нравственного поведения, анализа нравственных ситуаций и проведения мероприятий нравственного содержания;

развитие творческих качеств путем ознакомления учащихся с методами творческой деятельности и осуществления коллективных и индивидуальных творческих дел;

ознакомление с правилами культурной жизнедеятельности и поведения в различных жизненных ситуациях;

организация и проведение коллективных и индивидуальных творческих дел;

развитие самостоятельности, инициативы, самотворчества в коллективе через органы самоуправления.

Решению поставленных задач «Школьного государства» призвана способствовать деятельность в следующих направлениях:

познавательное – развитие познавательных интересов через интеллектуальные марафоны, предметные олимпиады, тематические вечера, различные игры (КВН и т.д.), конференции, диспуты, встречи с интересными людьми;

ценностно-ориентационное, социально-правовое – усвоение нравственных норм жизни людей через знакомство учащихся с Уставом школы, правами и обязанностями учащихся, знакомство с нормами поведения в школе и внутреннем распорядке, разработка законов и заповедей для жителей «Школьного государства»;

трудовое – воспитание труженика-созидателя, забота о порядке и чистоте в школе, благоустройство, организация дежурства, создание правового поля во внутришкольной жизни;

художественно-эстетическое – воспитание носителя культуры творческой активности у детей, через выставки, фестивали, встречи, праздники, конкурсы;

спортивно-оздоровительное – создание условий для физического развития, здорового образа жизни; данное направление всегда привлекает внимание учащихся, если оно отвечает потребностям физического развития и интересам детей;

патриотическое – развитие активной, гражданской позиции, уважение к старшему поколению, патриотизм. Бережное отношение к национальным традициям.

Структура «Школьного государства» и организация ее работы

Органы самоуправления созданы для организации и управления разными видами деятельности и организации в школе.

Структура органов самоуправления учитывает периодическую отчётность и сменяемость коллектива, непрерывность и систематичность в его работе основывается на взаимодействии разных органов.

Органы самоуправления, исходя из потребностей и интересов всего коллектива, определяют цели и задачи деятельности, перспективы работы коллектива.

«Школьное государство» состоит из шести секторов самоуправления:

Сектор культуры и досуга;

Сектор науки и образования;

Сектор заботы;

Сектор здравоохранения и спорта;

Сектор СМИ;

Сектор труда и правопорядка.

Во главе Секторов «Школьного государства» стоит Президент.

         Основной задачей органов самоуправления является всемерное содействие руководству школы, педагогическому коллективу в получении каждым учащимся основного общего образования, глубоким освоении школьниками основ наук и приобретении ими трудовых навыков для дальнейшей жизни.

         Органы самоуправления принимают активное участие в организации трудового воспитания и профориентаций, внеурочной воспитательной работы,. самообслуживания, выработке у учащихся бережного отношения к общественной собственности, в воспитании сознательной дисциплины и культуры поведения школьников, способствует выполнению всеми учащимися правил внутреннего распорядка школы, единых педагогических требований.

         Органы самоуправления организуют взаимопомощь в учении, помогает в организации и проведении олимпиад, конкурсов, вечеров по учебным предметам является также инициатором КТД, создает советы по их проведению. Участвует в создании трудовых объединений школьников,  всемерно способствует организации их эффективной деятельности

         Органы самоуправления организуют самообслуживание в школе: уборку классов, благоустройство школьной территории, способствуют сохранности оборудования классных комнат и учебных кабинетов.

Основными критериями эффективной деятельности ученического самоуправления в школе являются:

         Включенность учащихся в организацию учебно-воспитательной деятельности и управление ею.

         Умение учащихся организовать деятельность коллективов.

         Осознание ответственности за достижение совместных целей.

         Умение анализировать и определять программу на перспективу

Принципы деятельности

Деятельность ШГ определяется принципами добровольности, гуманизма, самостоятельности, творческой активности и соревнования.

Формирование секторов

1.     В каждом классном коллективе (с 5-го по 9-й класс) учащиеся делятся на группы по направлениям деятельности: образование, культура и досуг, спорт, информация, порядок и труд.

2.     В каждой группе выбирается руководитель, который делегируется в состав  школьного Сектора (таким образом, в каждом школьном Секторе представитель каждого класса).

3.     На организационном  сборе Сектор выбирает главу Сектора и определяет основные направления деятельности.

4.     Ежемесячно на заседании Секторов представители классов

отчитываются о своей деятельности. Глава Сектора, в свою очередь, отчитывается о работе перед Правительством и Президентом.

Президент координирует деятельность всех органов и объединений учащихся, планирует и организует внешкольную и внеклассную работу;

— организует самообслуживание учащихся, их дежурство, поддерживает дисциплину и порядок в школе;

— организует выпуск стенной газеты и участвует в выпуске школьной печатной газеты;

— обсуждает и утверждает планы подготовки важнейших мероприятий;

— решает вопросы поощрения и наказания, принимает решения об ответственности учащихся в соответствии со своими полномочиями;

— организует соревнование между классами;

— заслушивает отчеты и информации, оценивает результаты деятельности органов управления.

    Рабочие органы самоуправления планируют и организуют деятельность учащихся по конкретному направлению, организуют и оценивают результаты соревнования учащихся в общественно-полезной и досуговой деятельности.



Работа «Школьного государства» строится на основе перспективного (на учебный год) и текущего (на месяц) планирования.

Заседания «Школьного государства» проводятся два раза в месяц. На них рассматриваются наиболее актуальные вопросы, обсуждаются и утверждаются планы и отчеты о работе Секторов «Школьного государства».

Символы и атрибуты

Школьное государство имеет свой флаг, герб, гимн, эмблему.

Права и обязанности

Члены организации имеют право:

·      свободно войти и выйти из организации;

·      подавать на обсуждение любые вопросы;

·      избирать и быть избранным в руководящие органы организации;

·      участвовать в проводимых организацией делах;

·      получать текущую информацию о работе ШГ;

·      открыто высказывать свое мнение и рассчитывать на уважение этого мнения другими;

 

 Член организации обязан:

·  соблюдать данный Устав и выполнять решения организации;

·  активно участвовать в работе организации, уважать мнение коллектива и его традиции;

·  уважать права и считаться с интересами других членов организации.

 Школьное самоуправление имеет право:

Привлекать школьников к организации мероприятий и праздников соответственно школьному календарю;

Содействовать решению конфликтных вопросов (участвовать в решении школьных проблем)

Пользоваться организационной поддержкой должностных лиц школы, отвечающих за воспитательную работу, при подготовке и проведении мероприятий ученическим самоуправлением;

Представлять позицию учащихся в органах управления школой;

Школьное самоуправление обязано:

Осуществлять планирование деятельности школьного самоуправления на год;

Изучать и выражать мнения школьников по вопросам школьной жизни;

Размещать информацию о деятельности ученического самоуправления на стенде и школьных средствах массовой информации и школьных классных часах;

Вносить предложения в план воспитательной работы школы;

Регулярно вести соответствующую документацию.

«Школьным государством» ведется следующая документация:

План работы школьного самоуправления в общем и по Секторам;

Протоколы заседаний органов самоуправления «Школьного государства»;

Диагностические данные;

Результаты воспитательного процесса.








sitemap
sitemap