Программа работы с одаренными детьми в начальной школе_36597



Таймырское муниципальное казенное образовательное учреждение

«Диксонская средняя общеобразовательная школа»

«Утверждаю»

«Согласовано»

Председатель Управляющего совета ____________ А.Г.Усачев

И.о.директора

ТМК ОУ «Диксонская СОШ» _________Д.А.Низовцева

от «___» ______ 2013г

от «___» ______ 2013г

Программа работы с одаренными детьми

учителя начальных классов

ТМК ОУ «Диксонская СОШ»

Хомяченко Е.А.

2013— 2018 учод

г.п. Диксон

Одаренность человека – это маленький росточек,

едва проклюнувшийся из земли и требующий

к себе огромного внимания.

Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,

сделать всё, чтобы он вырос и дал обильный плод. В.А.Сухомлинский

Пояснительная записка

 

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для этого, чтобы они могли проявить свои дарования — это умелое руководство со стороны взрослых.

Данная программа ставит своей целью выявление, обучение, воспитание и поддержку одарённых детей, повышение социального статуса творческой личности. Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.

Цели работы с одаренными детьми

выявление одаренных детей;

создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии из способностей;

развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся;

проведение различных конкурсов, олимпиад, интеллектуальных игр, и др., позволяющих учащимся проявить свои способности.

Задачи программы:

организация разнообразной творческой и научной деятельности, способствующей самореализации личности школьника, совершенствование практического мышления;

выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка, реализация его склонностей и возможностей.

интеграция урочной и внеурочной деятельности учащихся;

организация проектной деятельности;

забота о сохранении физического и психического здоровья учащихся, сохранение высокой самооценки, формирование умения учиться как базисной способности саморазвития;

Использование инновационных педагогических и информационных технологий на уроках с целью достижения максимального уровня развития детей.

Принципы работы педагога с одаренными детьми:

принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Описание модели работы с одаренными детьми

Обучение в начальных классах – это первый этап реализации программы работы с одаренными детьми.

Основные направления реализации программы.

создание благоприятных условий для работы с одарёнными детьми:

— внедрение передовых образовательных технологий;

— укрепление материально-технической базы;

— нормативно-правовое обеспечение деятельности;

— формирование банков данных по проблеме одарённости.

методическое обеспечение работы с одарёнными детьми:

— повышение профессионального мастерства педагогов;

— организация обмена опытом учителей, работающих с одарёнными детьми;

— научно-методическое и информационное обеспечение программы.

мероприятия по работе с одарёнными детьми.

предусматривается участие способных и одарённых детей в мероприятиях различного уровня (олимпиады, конкурсы, фестивали, соревнования, выставки).

Главные принципы реализации программы.

Непрерывность и систематичности школьного и внешкольного образования и воспитания. Овладение знаниями и информацией привычно ассоциируется с обучением.

Гуманизм в межличностных отношениях.

Научность и интегративность.

Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания.

Применение принципов развивающего обучения.

Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.

Направления деятельности:

— организация и проведение как групповых занятий, так и индивидуальной работы с одаренными детьми;

— подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, городского уровня;

— проведение массовых мероприятий внутри объединения;

— обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми.

Формы работы с одаренными учащимися.

объединения дополнительного образования;

кружки по интересам;

конкурсы и конференции;

интеллектуальный марафон;

участие в олимпиадах.

Методическая работа педагога:

заниматься самообразованием;

повышать профессиональное мастерство;

посещать занятия других педагогов;

участвовать в педагогических чтениях, семинарах, педсоветах, конференциях, заседаниях МО педагогов дополнительного образования;

проводить открытые занятия;

подбирать материалы и задания к проведению школьных олимпиад;

проводить занимательно-познавательные мероприятия с учащимися объединения.

Работа с родителями.

Проведение просветительской работы среди родителей через лектории, родительские собрания, педагогический всеобуч родителей.

Родительское собрание на тему “Расширение кругозора школьников посредством чтения научно-познавательной литературы”.

Лекция “Развитие интеллектуальных способностей ребенка”.

Ожидаемые результаты

Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:

сформировать систему работы с одарёнными детьми;

создать условия для развития одарённости и таланта у детей в современных условиях;

совершенствовать формы работы с одарёнными и способными детьми;

сформировать банк данных «Одарённые дети».

Мониторинг результативности работы с учащимися

педагогическая диагностика развития аналитического мышления творческого потенциала (по методике Орловой Т. В.);

изучение структуры интеллекта;

отслеживание уровня умственного развития учащихся объединения (ШТУР);

отслеживание уровня развития творческого мышления: (методика П. Торранса);

отслеживание успешности индивидуального роста и развития учащихся детского объединения.

Прогнозируемые результаты:

— совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях;

— призовые места или дипломы в городских олимпиадах.

— развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;

— развитие творческого и логического мышления учащихся;

После изучения курса программы учащиеся должны уметь:

воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;

определять учебную задачу;

ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;

владеть своим вниманием;

сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;

владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности

использовать основные приемы мыслительной деятельности;

самостоятельно мыслить и творчески работать;

владеть нормами нравственных и межличностных отношений.

Этапы реализации

I этап. Диагностико-прогностический; мониторинг одарённости:

1. Создание

— банка данных по одарённым детям;

— банка творческих работ учащихся;

— банка заданий повышенной сложности;

— рекомендаций и программ для работы с одарёнными детьми.

2. Организация

— системы дополнительного образования: элективные курсы, творческие мастерские;

— творческих конкурсов, олимпиад, научно-практических конференций;

— внеклассной работы по предмету.

II этап. Деятельностный:

— организация активной системы научно-исследовательской деятельности учащихся;

— активное использование в проектной деятельности.

III этап. Констатирующий.

— оформление портфолио;

— внедрение в практику рейтинга учащихся.

Содержание программы

1. Методические требования к организации и практической реализации программы «Одарённые дети»1.1. Исполнение государственных принципов образования ст. Закона РФ «Об образовании».1.2. Организация необходимой психолого-педагогической работы среди родителей способных учащихся.1.3. Ежегодный анализ состояния и результатов работы с талантливыми учащимися..1.4. Обогащение и распространение опыта работы с одаренными детьми.1.5. Создание банка педагогической информации по работе с одаренными детьми.

2. Формы и виды организации работы с детьми, склонными к творческому уровню освоения отдельных образовательных областей или предметов.

2.1. Организация и проведение школьных олимпиад. Участие в городских, краевых всероссийских  олимпиадах2.2.Организация и проведение интеллектуальных игр, конкурсов, научно-практических конференций

3. Наблюдение, контроль за выполнением программы.

3.1. . Проведение контрольных срезов, тестов, анкетирования учащихся творческого уровня.

3.2. Проведение школьных и классных конференций, конкурсов, творческих отчетов.

План мероприятий по выполнению программы «Одаренные дети»на  2013 -2018 гг.

Мероприятия

Сроки

Диагностика одаренных детей

октябрьежегодно

Составление плана работы с одаренными детьми на учебный год

Август, ежегодно

Составление индивидуальной программы обучения: — разработка планов индивидуальной работы с детьми; — проведения занятий с детьми; — отработка форм, методов, приёмов работы- создание мониторинга результативности работы с одарёнными детьми.

постоянно

Организация и проведение школьных олимпиад.

Октябрь ежегодно

Участие в муниципальных, краевых, всероссийских олимпиадах

 ежегодно

Анализ и корректировка результативности и выполнения программы «Одаренные дети»

Май,ежегодно

Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с одаренными детьми

Постоянно

Творческий отчет по итогам работы с одаренными детьми

Ежегодномай

Распространение опыта работы с одаренными детьми

2013-2018

Издание сборников  творческих работ учащихся по итогам научно-практических конференций,  конкурсов

2013-2018

Размещение на школьном сайте материалов по работе с одаренными детьми.

Ежегодно

 

 

Срок реализации программы – 5 лет.

Литература

1. Анстази А. Психологическое тестирование. – М.: Педагогика, 19822. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М, 1991.3. Беляева Н., Савенков А. И. Одаренные дети в обычной школе // Народное образование. – 1999.– № 9.4. Больных Е. М., Икрин Г. В., Пиянзина О. П. Личностно-ориентированное образование и развитие одаренности: Научно-методическое пособие.–Екатеринбург: Объединение «Дворец молодежи», 2002.5. Вьюжек Т.Логические тесты, игра и упражнения. – М.: Ихд-во ЭКСМО-Пресс, 20016. Давыдова Г. А. Дорога в будущее. О современных теориях креативности и одаренности // Психологический журнал. – 1999.- № 3.7. Матюшкин А. М. Концепции творческой одаренности // Вопросы психологии – 1989.–№ 8. Одаренные дети: Пер с англ./ Общ. ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого В.М. – М.: «Прогресс», 19919. Одаренные дети / Под ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. – М., 1991.Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.C Лейтеса. – М., 2000.10. Одаренный ребенок / Под ред. О.М. Дьяченко. — М., 1997.

«Утверждаю»

И.о.директора ТМК ОУ «Диксонская СОШ» _________Д.А.Низовцева

от «___» ______ 2013г

План работыс одаренными детьми на 2013-2014 учебный год

Сроки

Мероприятия

 

Сентябрь

Изучение интересов и склонностей обучающихся. Диагностика родителей и индивидуальные беседы. Формирование списков обучающихся .Анкетирование, собеседование. Интеллектуальные игры

Участие во Всероссийском конкурсе «Литературное чтение», «Однажды летом»

Участие в краевом конкурсе «Усы. Лапы. Хвост»

Октябрь

Подготовка к школьной олимпиаде по предметам. Практические занятия

Ноябрь

Конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех»

Занятие «Требования к оформлению исследовательских работ, презентаций. Начало оформления творческих работ»

Всероссийский фестиваль исследовательских работ учащихся «Портфолио»

Декабрь

Участие в муниципальном конкурсе «Зимняя планета детства»

Январь

Подготовка к муниципальной НПК «Золотое перо». Индивидуальные консультации и завершение работы по оформлению исследований

Февраль

Участие в муниципальном конкурсе чтецов «Все это было не со мной…», «Золотое руно»



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap sitemap