Программа работы кружка Фантазия



УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

«НОВООСКОЛЬСКИЙ РАЙОН»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «СТАНЦИЯ ЮНЫХ НАТУРАЛИСТОВ

НОВООСКОЛЬСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ»

Утверждаю:

Директор МОУ ДОД «СЮН»

________________А.В. Гусев

«___»_______________2011_г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Фантазия»

Программа рассчитана для детей 10-12 лет.

Срок реализации – 2 года.

г. Новый Оскол, 2011 г.

Программа: «Фантазия» — экспериментальная

Автор программы: Вознюк О.Н.

Программа рассмотрена и утверждена на заседание педагогического совета

от «___» _____________ 2011 г., протокол №

Председатель: Гусев Александр Викторович

Подпись: ___________________

«Фантазия»

Введение

Детское творчество – сложный процесс познания растущим человеком самого себя и окружающего мира, способ выражения своего личностного отношения к реальности. Поэтому очень важно научить ребенка ориентироваться в окружающем мире, осуществлять жизненный выбор, опираясь на нравственные ценности, реализовывать себя в деятельности, способствующей духовному развитию, закладывая тем самым фундамент успешной жизнедеятельности воспитанника в будущем.

Основная идея программы – создание условий для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка, для его самореализации. Особое внимание уделено становлению духовного мира детей, развитию их культурных потребностей, эстетическому воспитанию, созданию условий для формирования системы нравственных ценностей, коммуникативной культуры; приобретению навыков общения в коллективе.

Художественная обработка кожи — широко распространенный на территории России вид декоративно-прикладного искусства. Его изучение на основе историко-культурных традиций имеет глубокий социальный смысл, являясь средством нравственного, эстетического и патриотического воспитания детей.

Современное направление работы с соломкой, продолжающее постоянно развиваться, — создание декоративных панно в технике аппликации.

Пояснительная записка

Цели обучения:

— приобщение учащихся к духовной культуре;

-формирование и развитие общетрудовых и специальных умений и навыков путем обучения технологическим приемам работы с соломкой и другими природными материалами;

— развитие творческого потенциала школьника;

— личностное развитие ребенка: формирование основ культуры труда.

— создание условий для развития художественно-творческих способностей учащихся посредством кожевенного ремесла.

Задачи обучения:

1. Обучающие:

Освоение учащимися специальных знаний – изучение основ композиции и цветовой гармонии, значения распространенных художественных понятий и терминов;

Формирование навыков и приемов работы с кожевенным материалом.

Приобретение прикладных знаний, а также умений и навыков, необходимых для творческого процесса.

2. Развивающие:

Формирование и развитие имеющихся умения и навыков работы с различными инструментами, умение организовать свое рабочее место;

Развитие творческого мышления, способности создания и реализации образа;

Развитие интереса к изучению народных традиций, художественных ремесел, архитектуры России.

Создание условий для формирования художественно-творческой активности учащихся.

3. Воспитывающие:

воспитание уважительного отношения между членами коллектива посредством местной творческой деятельности;

воспитание аккуратности, усидчивости;

расширение представлений учащихся об окружающем мире

формирование у них художественного вкуса, способности видеть и чувствовать гармонию в природе;

приобщение детей к общечеловеческим ценностям, а также к истокам русской народной культуры;

формирование коммуникативных навыков, внимательного и уважительного отношения к людям, стремления к взаимопомощи;

воспитание бережного отношения к природе.

формирование у воспитанника способности к самореализации;

стимулирование его творческой и познавательной активности;

выработка у ребенка умения анализировать результаты своей работы, давать им оценку.

Программа рассчитана на 2 года обучения. Обучение в группе 1 года занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 2 часа. Возраст обучающихся 10-12 лет. В группе 1-го года обучения – 20 человек. Количество часов обучения в 1 год-72 часа, во второй-72 часа.

Обучение основывается на следующих педагогических принципах:

• личностно-ориентированного подхода (обращение к субъектному опыту обучающегося, то есть к опыту его собственной жизнедеятельности; признание самобытности и уникальности каждого ученика);

• природосообразности (учитывается возраст обучающегося, а также уровень его интеллектуальной подготовки, предполагающий выполнение заданий различной степени сложности);

• культуросообразности (приобщение обучающихся к современной мировой культуре и их ориентация на общечеловеческие культурные ценности);

• свободы выбора решений и самостоятельности в их реализации;

• сотрудничества и ответственности;

• сознательного усвоения обучающими учебного материала;

• систематичности, последовательности и наглядности обучения.

Кроме того, обучение по программе первого года построено по принципу «от простого — к сложному». От вырезания простых и симметричных форм — к составлению сложных сюжетных композиций; от работы на плоскости — к обработке объемных форм.

Особенностью второго года обучения является то, что учебный процесс осуществляется по спиралеобразной схеме: одна тема подается в течение года с возрастанием степени сложности.

В процессе обучения используются следующие методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, деятельностный, эвристический, исследовательский.

В процессе обучения предусматриваются следующие формы учебных занятий: типовое занятие (сочетающее в себе объяснение и практическое упражнение), собеседование, консультация, экскурсия, дискуссия, практическое упражнение под руководством педагога по закреплению определенных навыков, самостоятельное.

Комплектование творческого объединения проводится без предварительного отбора детей.

Формирование групп происходит в соответствии с уровнем первоначальных умений и навыков работы с природными материалами, а также знаний по цветоведению и построению композиций.

В процессе обучения предусмотрено проведение добора обучающихся в группы 1-го обучения. Для вновь набранных детей подбираются задания, позволяющие быстрее приобрести необходимые навыки.

Возникающая в коллективе атмосфера психологического комфорта, неформального общения и свободной самореализации наиболее благоприятствует развитию творческих способностей каждого, установлению взаимопонимания и появлению дружеских связей.

При выполнении практической работы занятия проходят в форме консультаций ребят с педагогом и обучающихся друг с другом.

Раскрытию у детей творческого потенциала способствует создание неформальной обстановки на занятиях и сочетание различных форм работы (экскурсий, посещения музеев, театров; конкурсов, викторин, игр и др.).

Постоянный поиск новых форм и методов организации образовательного процесса позволяет делать занятия разнообразными, эмоционально и информационно насыщенными.

Неотъемлемой частью программы являются выставки детских работ, в организации и проведении которых принимают участие сами воспитанники. Это способствует развитию у них инициативы, формирует чувство ответственности, создает коллектив единомышленников.

Формирование условий для обеспечения эмоционального благополучия ребенка и направленность на раскрытие его творческого потенциала повышает познавательную и творческую мотивацию личности.

Содержание программы реализуется на занятиях следующих видов: учебные (теоретические и практические занятия, экскурсии); контрольные (подготовка и проведение выставки). Итоговые занятия по изученной теме могут быть одновременно и учебными и контрольными,

Основным видом занятий является практическое. Время на нем распределяется примерно так:

вводный инструктаж — 5%,

сообщение познавательных сведений – 20%,



практическая работа и текущий инструктаж – 70%,

подведение итогов, уборка рабочего места – 5%.

Для обеспечения занятий необходимы:

оборудование и инструменты: электроплитка, электроутюг, доска гладильная, паяльник, пробойники, спилы дерева для работы с пробойниками, булавки, резаки разного размера, гребенки, линейки металлические, шило, стекло, картон, природный материал (соломка, засушенные части растений, кожа);

— рабочая коробка ребенка (РКР), в которую входят следующие инструменты и иглы: ножницы, кисточка для клея, шариковая ручка, небольшие отрезки хлопчатобумажной ткани, циркуль, конверт для хранения вырезанных деталей; свеча;

— плакаты: «Технология подготовки кожи к работе», «Техника безопасности при работе с электроприборами», «Техника безопасности при работе с колющими и режущими инструментами», «Виды орнамента». «Цветовой круг», «Примеры построений перспективного изображения»;

— наглядные пособия: «Этапы выполнения элементов композиции», «Объемная аппликация. Этапы выполнения», «Оформление изнаночной стороны панно»;

— демонстрационный материал: фотоальбом выставочных работ, готовые образцы изделий, и др.; образцы рисунков с деталировками разных уровней сложности;

— расходные материалы: красители, гуашь, морилка, чернила черные, канцтовары (карандаши, ластики, скетч, линейки), бумага (для рисования, калька, бархатная, копировальная}, клей ПВА, ткань для фока панно, бечевка, цветные нитки, тонкий шнур, наждачная бумага, самоклеющая пленка, оргалит, деревянные заготовки (рамки, шкатулки, разделочные доски, кусочки кожи разных цветов).

Ожидаемые результаты

Требования к уровню подготовки учащихся 1-го года обучения

Учащиеся должны иметь обобщенные представления:

— о технологии подготовки природного материала к составлению композиций;

— о правилах и законах композиции применительно к конкретному направлению декоративно-прикладного искусства;

— о сочетании цветов;

— об общей последовательности выполнения декоративных, панно в технике аппликации.

Учащиеся должны знать:

— правила пользования инструментами (резаком, шилом, пробойниками) и электронагревательными приборами (утюгом, паяльником);

— способы подготовки кожи к составлению композиций.

Учащиеся должны уметь:

— выполнять деталировку для предложенного рисунка;

— выполнять композиции в технике аппликации.

— оформлять выполненную работу (окантовывать полосками бумаги).

Требования к уровню подготовки учащихся 2-го года обучения



Учащиеся должны иметь обобщенные представления:

— о законе линейной перспективы;

— о понятиях: цветовой тон, светлота, насыщенность;

— о центрах кожевенного ремесела;

Учащиеся должны знать:

— правила безопасной работы с электронагревательными приборами, колющережащими инструментами;

— основные способы обработки кожи;

— последовательность выполнения работ в различных техниках.

Учащиеся должны уметь:

— выполнять элементы украшения одежды, сувениры из кожи;

— выполнять композиции в различных техниках исполнения;

— оформлять выполненную работу в рамку из деревянного багета;

— выполнять панно с самостоятельно выбранным сюжетом.

Кроме перечисленных, к концу 2-го года обучения у учащихся должны быть развиты: имеющиеся общетрудовые умения и навыки; наблюдательность, зрительная память; творческое воображение.

У ребенка должны быть воспитаны: аккуратность, ответственность за выполняемую работу, умение организовать свое рабочее место.

Отслеживание результатов образовательной деятельности

Два раза в год на всех этапах обучения отслеживается личностный рост ребенка по следующим параметрам:

усвоение знаний по базовым темам программы;

овладение навыками, предусмотренными программой;

развитие художественного вкуса;

формирование коммуникативных качеств, трудолюбия и работоспособности.

Используются следующие формы проверки: зачет, выставка.

Методы проверки: наблюдение, анкетирование, тестирование, опрос.

Итоговая проверка освоения программы осуществляется в форме экзамена, персональной выставки или конкурса.

Результаты фиксируются по следующим параметрам:

усвоение знаний, умений, навыков по базовым разделам программы;

личностный рост; развитие общительности, работоспособности;

формирование художественных способностей, эстетического вкуса;

при оценке знаний, умений и навыков, полученных ребенком за период обучения (полугодие), учитывается его участие в выставках, конкурсах, фестивалях прикладного творчества.

Результаты освоения программы определяются по трем уровням: высокий, средний, низкий.

Оценка проводится по пятибалльной шкале.

Например, критериями оценки композиционного решения задания являются следующие:

— 5 баллов – композиция выполнена правильно, хорошо организовано пространство, найдено удачное решение для цветового оформления, композиция гармонична и достаточно оригинальна;

— 4 балла – композиция немного перегружена или, наоборот, не хватает одного из основных элементов, цветовое решение хорошее;

— 3 балла – композиция выполнена с ошибками, очень перегружена деталями или, наоборот, не хватает нескольких необходимых элементов, сочетание цветов неудачно, композиция лишена оригинальности.

Оценки фиксируются в зачетных ведомостях, сравнение результатов за два полугодия показывают динамику освоения учащимися программы.

Дополнительным способом диагностики развития личности является мониторинг, проводимый совместно с психологами по следующим направлениям: профессиональная направленность личности, стиль взаимодействия, мотивационная направленность.

Учебно-тематическое планирование 1года обучения.

Тема занятия

Теория

Практика

Всего

1

Водное занятие.

1

1

2

2.

Техника безопасности на рабочем месте.

1

1

2

3.

Экскурсия в историю.

2

2

4.

Подготовка кожи к работе.

1

1

2

5.

Реставрация кожи.

1

1

2

6.

Подготовка рабочего места. Простейшие инструменты.

2

2

7.

Основы материаловедения.

1

1

2

8.

Выделка кожи.

1

3

4

9.

Композиционный набор простейших изделий.

1

1

2

10.

Обмотка. Обтяжка мелких изделий.

1

3

4

11.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap sitemap