Программа работы клубаРодители и дети



Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Кумылженская средняя общеобразовательная школа № 1

имени Знаменского А.Д.

Рассмотрено Согласованно Утверждаю

Руководитель МО Зам. директора Директор МКОУ

Классных руководителей по УВР СОШ№1



____________Турутина Т.И.. ____________Ляховая М.В. ____________Савченко Н.В.

«___»_____________2012г. «___»____________2012г. «___»__________2012г.

Протокол №__

ПРОГРАММА РАБОТЫ КЛУБА

«РОДИТЕЛИ И ДЕТИ»

Автор-составитель:

Головчак Ирина Ивановна

учитель начальной школы

Станица Кумылженская 2012 год

Пояснительная записка.

« Семья с существующими в ней взаимоотношениями между детьми и родителями – первая школа интеллектуального, нравственного, эстетического и физического воспитания. Отец и мать, старшие братья и сестры, дедушка и бабушка являются первыми воспитателями детей в дошкольном возрасте и остаются ими, когда их питомцы пошли в школу».

(В.А. Сухомлинский)

В современных условиях взаимодействие семьи и общеобразовательного учреждения рассматривается как партнерство в интересах ребенка, где ответственность за его образование, развитие и воспитание разделена между партнерами. В начальный период обучения в школе родители и организация жизни ребенка в семье являются наиболее важными факторами в развитии детей. В связи с этим очень часто родителям может быть необходима поддержка педагога в воспитании детей. Достижение поставленных педагогических целей невозможно без целенаправленного, систематического и планомерного взаимодействия семьи и школы. Поэтому так важно организовать совместную работу с родителями именно на ступени начального общего образования.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ КЛУБА « Родители и дети».

Сотрудничество с родителями – это процесс многоуровневый и сложный. Чтобы выйти на высокий уровень сотрудничества специалистам образовательного учреждения необходимо создать для этого необходимые условия. Одним из условий эффективного сотрудничества является повышение уровня педагогической компетенции родителей. Для этого специалисты образовательного учреждения используют различные формы работы (совместные мероприятия, привлечение родителей к созданию развивающей среды, к деятельности различных кружков, к участию в различных просветительских программах и т. д.) Комплексной формой такого взаимодействия с родителями является организация работы клуба «Родители и дети».



Клуб «Родители и дети» является дополнительным компонентом воспитательного процесса, где родители и учитель могут получить знания и развивать свои умения, чтобы в дальнейшем объединить свои усилия и обеспечить ребенку защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в школе и дома.

Целью клуба является активизация сотрудничества между школой и семьями воспитанников для создания благоприятных условий развития детей.

Основные задачи клуба:

повышение педагогической культуры родителей и совершенствование условий воспитания ребенка в семье и в школе;

обмен позитивным опытом семейного воспитания;

инициирование и реализация новых форм организации воспитательной работы.

Клуб « Родители и дети» осуществляет свою деятельность по следующим основным направлениям: информирование, педагогическое просвещение, обучение родителей, обсуждение проблемных вопросов, разработка совместных проектов.

Семейный клуб создается как консультативный орган, объединяющий усилия педагогических, социальных, медицинских работников, родителей с целью активизации сотрудничества между образовательным учреждением и семьями воспитанников и обучающихся для создания благоприятных условий развития детей.

Основные функции клуба:

Информационно – образовательная, повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей;

Организационно – коммуникативная, позволит общаться родителям с педагогами и другими специалистами, между собой, учиться общаться с ребенком

социально-терапевтическая (поддержка в трудных жизненных ситуациях, профилактика стрессов, депрессий).

1.Информирование родителей осуществляется по правовым, социальным, медицинским вопросам. Родители в письменном виде могут подавать вопросы, для этого существует специальный «почтовый ящик». Затем вопросы обрабатываются и рассматриваются на очередном заседании клуба. Для обстоятельного ответа на них на заседание приглашаются компетентные лица, специалисты.

Принципы педагогического просвещения родителей:

Гуманистический характер отношений педагога и родителя, родителя и ребенка: все участники рассматриваются как активные субъекты совместной деятельности, основанной на реальном сотрудничестве, демократии и творческих началах.

Максимальный учет индивидуальных особенностей участников позволяет организовывать просвещение по отдельным группам проблем: это может повысить актуальность просвещения в глазах потенциальных участников.

Согласно принципу природосообразности, образовательный процесс строится, следуя природе развития личности ребенка. Систему просвещения родителей создать с учетом всего периода воспитания и обучения ребенка в начальной школе : оно должно носить не только актуальный, но и опережающий характер.

Принцип индивидуального темпа продвижения слушателей в освоении учебного материала. Разные родители имеют разный темперамент, разную способность усваивать знания и развивать навыки. Поэтому необходима дифференциация родителей: иначе взаимодействие не будет эффективным.

Принцип сочетания репродуктивного и творческого начала. Задача учителя заключается прежде всего в том, чтобы родитель не усвоил чужие знания, а постарался построить свою концепцию семейного воспитания, исходя из особенностей своей ситуации и индивидуальности ребенка.

3.Обучение родителей в клубе представляет собой целенаправленное формирование педагогических умений и навыков. В клубе « Родители и дети» основное внимание сконцентрировано на создание условий для реализации собственных идей родителей, способствующие проявлению творческих способностей, полноценному общению (обмен мнениями, опытом семейного воспитания)

Основные направления деятельности клуба:

— пропаганда положительного семейного воспитания;

— развитие новых форм общественно — семейного взаимодействия;

— повышение педагогических знаний родителей детей дошкольного возраста;

— оказание помощи семье в выполнении воспитательной функции;

Содержание работы клуба.

1.Активное участие родителей в жизни ребенка не только дома, но и в школе.

2.Оказание помощи родителям со стороны учителя целью:

— сформировать у родителей позитивную установку на материнство и отцовство;

— достигнуть положительной динамики изменения семейного микроклимата;

— принять и реализовать лично — ориентированную позицию в воспитании детей;

— сформировать оптимальные детско-родительские отношения.

3.Деятельность Клуба осуществляется в соответствии с годовым планом работы ДОУ.

4.Работа Клуба организуется с учетом возраста детей.

5.Заседания Клуба проводятся не реже одного раза в квартал и по мере необходимости.

6. Решения Клуба для сотрудников и родителей носят рекомендательный характер.

7. Возглавляет Клуб председатель данного объединения, избираемый на общем собрании членов Клуба.

Такая организация работы клуба позволяет учитывать актуальные потребности родителей и их интересы. Тематика заседаний клуба не всегда планируется заранее. Она часто определяется результатами последнего заседания. С целью изучения образовательных интересов и запросов родителей в начале учебного года разрабатывается примерная тематика заседаний клуба по следующим блокам:

«Социально-правовой»,

«Социально-медицинский»,

«Педагогический»,

«Психологический»,

«Досуговый».

Родители отмечают наиболее интересные для себя темы, и Совет клуба старается по возможности удовлетворить их интересы

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧЛЕНОВ КЛУБА.

Принцип добровольности и открытости.

Принцип равенства.

Принцип общности.

Принцип уважения и понимания друг друга.

Принцип активности.

Принцип конфиденциальности.

Принцип учета пожеланий и предложений каждого члена клуба.

Принцип доброжелательности, поддержки и взаимопомощи.

Принцип стремления к здоровому образу жизни.

ПРАВА ЧЛЕНОВ КЛУБА

Быть членом клуба «Семейный очаг».

Участвовать в планировании работы клуба.

Иметь и высказывать свою точку зрения по тому или иному вопросу.

Пользоваться библиотекой клуба.

Получать индивидуальную консультацию у специалистов, принимающих участие в заседаниях клуба.

Быть избранным в Совет клуба.

Вносить предложения по улучшению работы клуба.

ОБЯЗАННОСТИ ЧЛЕНОВ КЛУБА

Регулярно посещать заседания клуба.

Активно участвовать в заседаниях.

Быть тактичными и доброжелательными по отношению друг к другу.

.

Духовно — нравственное развитие и воспитание младших школьников в процессе взаимодействия семьи и общеобразовательного учреждения.

Направления воспитательной деятельности

Основные виды деятельности и формы занятий

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

Тематические родительские классные и общешкольные собрания.

Открытые уроки и тематические мероприятия для родителей.

Демонстрация и обсуждения фильмов по вопросам гражданско –патриотического воспитания детей.

Тематические круглые столы.

Разучивание стихотворений о своей станице.

Выполнение тематических презентаций и творческих проектов совместно с родителями.

Создание семейного альбома «Поколения семьи».

Совместные экскурсии и путешествия.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания

Участие в беседах о семье, о родителях и прародителях.

Тематические вечера вопросов и ответов.

Проведение совместно с родителями творческих проектов.

Проведение открытых семейных праздников.

Проведение мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

Встречи с родителями и прародителями «О профессии», «Профессиональные династии».

Участие в организации и проведении презентаций «Труд наших родителей».

Выполнение трудовых поручений. Празднование дней рождения в семье. Просмотр и обсуждение видео- и мультфильмов.

Участие в подготовке и проведении семейных праздниках.

Проведение профессиональных праздников в семье.



Проектная деятельность и проведение совместных исследований.

Изготовление подарков своими руками.

Создание «Огорода на окне».

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)

Расширение опыта работы с природой.

Забота о животных и растениях.

Участие вместе с родителями в экологической деятельности по месту жительства.

Природоведческие журналы – наши помощники в экологическом воспитании младших школьников. (Чтение детских журналов «Свиристель», «Юный натуралист», « В мире животных», «Муравейник».)

Учителю необходимо сделать памятку для родителей с названиями телепередач и журналов. Составление домашней библиотеки о природе.

Проведение совместного с ребенком исследования «Почему не прорастают крупы в банках?», «Почему осенью разноцветные листья ?»

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях

( эстетическое воспитание)

Участие в создании выставок семейного художественного творчества.

Музыкальные вечера.

Экскурсионно-краеведческая деятельность.

Посещение объектов художественной культуры с последующим представлением в образовательном учреждении своих впечатлений и созданных по мотивам экскурсий творческих работ.

Участие в художественном оформлении помещений.

Организация и проведение национально-культурных праздников в семье.

Занятие народными промыслами.

Тематика мероприятий

1 класс

Вы и ваш ребенок впервые идете в школу.

Трудности адаптации первоклассника к школе.

Семья как воспитательный коллектив.

Нравственные законы семьи – законы жизни.

Единые педагогические требования к школьнику как необходимое условие правильного воспитания.

2 класс

Как руководить чтением ребенка?

Эстетическое воспитание детей в семье.

Использование педагогических методов убеждения и приучения в условиях семейного воспитания.

Забота родителей о физическом развитии и здоровье ребенка.

3 класс

Эмоциональная жизнь ребенка и воспитание его чувств.

Формирование культурных навыков и привычек у ребенка в семье.

Роль семейных традиций в воспитании детей.

Трудовое воспитание в семье.

4 класс

Воспитание сознательной дисциплины и ответственности у детей.

Профилактика вредных привычек у младших школьников.

Чтобы учение было в радость.

О детской шалости и родительской ответственности.

ЛИТЕРАТУРА

Духовно- нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ ( Т. Л. Белоусова, Н.И. Бостанджиева, Н.В. Казачок и др,); под ред. А.Я. Данилюка, — М : Прсвещение, 2011.- 142 с. – ( Работаем по новым стандартам).

2.Формирование гражданственности младших школьников: занятия с учащимися, беседы с родителями./ авт.-сост. О.А. Ещеркина. – Волгоград: Учитель, 2007 год.

3. Работа с родителями в начальной школе./ Волжанина Т.А и др.- Волгоград: Учитель, 2010 год.

4.Формы взаимодействия учителя с родителями в начальной школе./ Касаткина Н.А. — Волгоград: Учитель, 2011 год.

5.Как научить ребенка учиться. Беседы с родителями, советы школьного психолога./ Мозговян Н. С. — Волгоград: Учитель, 2012 год.








sitemap
sitemap