Программа Пропаганда здорового образа жизни среди участников образовательного процесса



Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная Школа № 26

Утверждаю

Директор МОУ СОШ № 26

Беренцева Е.А.

Программа

«Пропаганда здорового образа жизни

среди участников образовательного процесса

через обучение основам математики»

на 2010-2012 учебные годы

Разработала: Черных Г.В.,

учитель математики

Воскресенск

Московская область

Обоснование актуальности программы

Неудовлетворительные показатели состояния здоровья подростков, обучающихся в учебных заведениях, является актуальной проблемой современности. Неуклонное снижение числа практически здоровых детей, возрастающий поток подростков, страдающих хронической патологией и детей инвалидов, рассматривается как национальная трагедия. Не случайно в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», утвержденной Президентом Российской Федерации, уделяется большое внимание сохранению и укреплению здоровья школьников. … «Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья – дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека – важный показатель его личного успеха. Если у молодёжи появится привычка к занятиям спортом, будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность.Сбалансированное горячее питание, медицинское обслуживание, включающее своевременную диспансеризацию, спортивные занятия, в том числе внеурочные, реализация профилактических программ, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни – всё это будет влиять на улучшение их здоровья. Кроме того, должен быть осуществлён переход от обязательных для всех мероприятий к индивидуальным программам развития здоровья школьников».Подростки индивидуальны и поэтому именно индивидуальный подход с учетом возрастных особенностей позитивно повлияет на сохранение и укрепление здоровья каждого.

И актуальностью программы является прежде всего, ее направленность на решение значимых проблем, устранение которых может дать максимально возможный положительный эффект сохранения и укрепления физического и психического здоровья учащихся.Проблемы, обусловившие необходимость разработки программы по оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни среди обучающихся:

Ухудшение экологической обстановки, убыстряющийся темп жизни – основные факторы, влияющие на здоровье подростков и сотрудников школы.

Возрастающие учебные нагрузки, стрессовые ситуации, сказывающиеся на здоровье учащихся.

Наличие заболеваний с наследственной предрасположенностью учащихся.

Рост употребления алкоголя в среде окружающей подростков.

Недостаточность знаний основ гигиены, правильного питания.

Важно пробудить в детях желание заботиться о своём здоровье, основанное на их заинтересованности в учёбе, выборе курсов, адекватных индивидуальным интересам и склонностям. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь станет важнейшим условием сохранения и укрепления их здоровья.

Цель программы: Определение и оптимизация путей и условий для улучшения здоровья участников образовательного процесса, развитие и внедрение здоровье сберегающих технологий в деятельность образовательного учреждения через предмет «математика»

Задачи:

создать оптимальные благоприятные условия во время учебных занятий для сохранения и укрепления здоровья учащихся;

формировать на занятиях математики у подростков отношения к здоровому образу жизни как самому главному пути в достижении успеха;

разработать и проводить мероприятия по здоровье сберегающей деятельности образовательного учреждения с использованием современных информационных технологий;

разработать и проводить профилактические и пропагандистские мероприятия, способствующие отказу от вредных привычек среди подростков;

внедрить в образовательную деятельность комплекса мероприятий, направленных на поддержку школьных инициатив по формированию и пропаганде здорового образа жизни среди учащихся.

Участники программы: учащиеся 5-11 классов

Срок реализации программы – три года

 

Основные направления деятельности в рамках данной программы и перечень мероприятий по их реализации:

Сохранение психического здоровья подростков;

Сохранение физического здоровья подростков;

Создание условий для мотивации в обучении

Основные этапы программы:

У школьников наиболее часто выявляются болезни костно-мышечной системы, органа зрения, мочеполовой системы, нервной системы. Причинами заболеваний являются не только наследственная предрасположенность, но и отсутствие увлеченности физкультурой и спортом, специфика условий и характера деятельности (большая нагрузка на органы зрения), несоблюдение режима питания, активного отдыха и другие.

Все проблемы укрепления здоровья на уроках математики решить не представляется возможным, но привитие привычки у подростка правильной осанки, бережного отношения к своему зрению, выполнения правил дорожного движения, правильного питания, сохранения психического здоровья не только возможно, но и обязательно для каждого педагога.

Наиболее актуальными являются меры по коррекции факторов риска, связанных с образом жизни и внешних причин (травмы, несчастные случаи, отравления).

С этой целью необходимо:

обеспечение безопасных условий труда, снижение травматизма на рабочих местах;

улучшение структуры и качества питания;

снижение дорожно-транспортного травматизма;

повышение доступности оказания медицинской помощи;

улучшение качества окружающей среды (атмосферного воздуха, питьевой воды);

контроль над сменяемостью видов деятельности на уроках;

снижение перегрузки при выполнении домашних заданий

Разработка, подбор учебного материала для устного счета, для конкретных тем уроков по программе.

Включить в программу учебных курсов серию уроков с использованием практических знаний при изучении тем.

Подобрать и использовать материал при проведении устного счета по организации здорового питания, движения транспорта, и т. д ..

Познакомиться с личными проблемами здоровья учащихся, что непременно учитывать при работе в классе.

Проводить незаметные «скользящие» беседы способствующие развитию толерантности к детям с различными физическими недостатками.

Создать и постоянно поддерживать доброжелательную обстановку при ответе учащихся, обратив внимание на детей с повышенной нервной чувствительностью. Постоянно напоминать, что при обучении возможны ошибки, необходимо находить пути решения учебных проблем.

1. Комплексные оздоровительные мероприятия перед началом учебного года

аттестация рабочих мест учащихся по условиям труда, разработка и выполнение комплекса мероприятий по устранению (уменьшению неблагоприятного воздействия) вредных производственных факторов по результатам проводимой аттестации,

создание условий для выполнения индивидуальных программ оздоровления и реабилитации, составленных в результате профилактических осмотров учащихся

разработка инновационных профилактических и оздоровительных методов, направленных на предупреждение сколиоза у детей в течение учебных занятий

2. Мероприятия по формированию здорового образа жизни и отказу от вредных привычек

Постоянно следить за осанкой учащихся;

Учить располагать учебники на рабочем месте,

следить за посадкой ученика при чтении

Контролировать освещенность в помещении при работе с ИКТ

Проводить физминутки для отдыха зрения

Научить в ходе решения задач оценивать дорожную обстановку

Повторять меры обеспечения безопасного движения

В ходе урока добиться приобретения навыков выполнения действий по безопасному движению

Разработать информационных, практических мероприятий, позволяющих пропагандировать здоровый образ жизни

Формировать положительную мотивацию к учебным занятиям через игровую технологию, ИКТ, проблемное обучение.

Построить учебную деятельность на основе позитивного личного примера учителя (поддержание традиций ведения здорового образа жизни);

Создать банк уроков разработанных по тематике здоровье сбережения;

Вовлекать шире учащихся во внеаудиторную работу с учётом их индивидуальных интересов и способностей,

Создать серию проектов по решению задач, связанных с организацией правильного питания

Подобрать и проводить физминутки на уроках согласно возрастным особенностям подростков,

Участвовать в мероприятиях школы по гражданско-нравственному воспитанию учащихся,

Участвовать в проведении «День здоровья», участие в игре по правилам дорожного движения,

Участие в проведении мероприятий по биологии по охране здоровья (проблемы и пути решения),

Помещение материала по формированию здорового образа жизни на сайте школы,

Соблюдение норм САНПИНа по освещенности в работе, соблюдения гигиены чтения и письма,

Для получения обратной связи шире использовать анкетирование учащихся

Новые подходы к формированию здорового образа жизни

Разработать научно-методическое обеспечение и системы мониторинга процесса формирование оптимального уровня здоровья подростков;

Распространение среди учителей математики банка дидактического материала по использованию его на уроках и внеклассных мероприятиях;

Принять участие во всевозможных конкурсах по внедрению технологий здоровья сбережения;

Включить обсуждение проблемы пропаганды использования здоровье сберегающих технологий на заседания ШМО.

Планирование и проведение научно-исследовательских работ в области методологии формирования здорового образа жизни,

Критерии оценки выполнения программы

Учащиеся должны в ходе урока объяснять правильность своих мыслей;

Соблюдать правила поведения здоровья сбережения в работе за столом, при чтении и письме, при работе с ПК.

Порядок мониторинга хода и результатов реализации программы

Один раз в четверть проводить анкетирование по выяснению отношения к таким урокам;

Отслеживать выполнение правил поведения

Прогнозируемые риски

Проведение таких уроков не должно быть навязчивыми, иначе отношение к ним станет несерьезным.

Финансирование

Материальных затрат практически нет

Заключение

На протяжении своей жизни потребности молодежи по охране здоровья изменяются. Определяя наиболее важные проблемы и угрозы для здоровья подростков в каждой возрастной группе, необходимо предусматривать правильную профилактику и разрабатывать эффективные способы работы.

Литература

1.  Ворсина, Г.Л. Основы валеологии и школьной гигиены: Учебное пособие/ Г.Л. Ворсина, В.И. Колюнов.—Мн.: Тесей,2005.-288с.

2Дорошкевич, М.П. Основы валеологии: Учебное пособие/ М.П. Дорошкевич, Д.М. Муравьева. -Мн.: «Вышейшая школа»,2003.-240с.

3Лукьяненко, В.И. Теория и методика социальной работы: Учебное пособие(часть1)/проф. В.И.Лукьяненко, проф. П.Д. Павленок. -М.: Издательство «Союз»,1994.-399с.

4Фирсов, М.В. Теория социальной работы: Учебное пособие для студентов высш. учебных заведений/М.В.Фирсов, Е.Г. Студенова. -М.: Гуманитарный изд.центр ВААДОС,2000.-432с.

5. Сборники заданий ЕГЭ 2012 года

6. А.М. Якупова, Б.Л.Загребина, А.И. Подольский Сборник задач по основам безопасности дорожного движения»

7. И.И. Зубарева. Учебники «Математика 5-6» под редакцией А.Г. Мордковича

Отчет по выполнению программы

Пропаганда здорового образа жизни среди учащихся школы проводилась на разных уровнях и в школе классным руководителем, учителем биологии, и вне ее через средства массовой информации: лекции, беседы, просмотр кино и телевизионных передач и т.д. Но с помощью учителя предметника, да еще и в ходе обучения такого сложного предмета как математика в нашей школе вводится впервые. Учащиеся понимают, что при решении различных задач на движение рассматривается не практические ситуации, а модели (например, в задачах на движение практически скорость одинаковая на конкретных участках, что в жизни маловероятно), но при решении таких задач повторяются правила поведения на дорогах, что способствует лучшему запоминанию, и т.д.



sitemap
sitemap