Программа Промышленный туризм в начальной школе_36578



Программа проекта

«Промышленный туризм в начальной школе»



Заместитель директора по УВР С.Р. Китикарь

Любому школьнику интересно — откуда берутся все те вещи, которые окружают нас каждый день? Растут ли булки на деревьях, из чего делают одежду, кто заворачивает конфеты в фантики? На эти и многие другие вопросы дадут ответ экскурсии на производственные предприятия. Такие экскурсии не только интересны, но и очень полезны: они воспитывают уважение к чужому труду, учат бережно относиться к вещам и даже помогают определиться с выбором будущей профессии. Сейчас часто можно услышать словосочетание «промышленный туризм» в информационном пространстве школы.

Существование промышленного туризма как такового встречалось в Европе еще в 1930-1940 гг., когда отдельные предприятия (автомобильный завод Peugeot и пивоваренный завод Krononburg) стали принимать туристов. Однако внимание исследователей к такому виду туристической деятельности проявляется только в 90гг. XX в., когда промышленные объекты, особенно имеющие большую историю, входят в разряд культурных ценностей. 

В научной литературе не существует четкого определения термина «промышленный туризм». Считается, что промышленный туризм включает посещение широкого спектра туристических объектов, в том числе: корпоративных архивов и музеев, заводов, шахт, банков, страховых компаний, торговых палат и других центров экономической деятельности, транспортной инфраструктуры, общественных зданий и агропромышленных комплексов. 

Сегодня практически в каждом учебном заведении организуются различные экскурсии для групп школьников. Ведь они представляют собой отличную возможность внести разнообразие в детский отдых на каникулах и в выходные дни, но и стать новой формой организации учебной деятельности младшего школьника в соответствии с требованиями ФГОС.  Экскурсии для групп школьников должны быть тщательно подобраны в соответствии с возрастом детей и уровнем знаний школьников. Уроки должны быть близки и понятны детям. И сделать их таковыми под силу лишь грамотному учителю и опытному экскурсоводу. Только тогда экскурсии для групп школьников станут незабываемыми путешествиями в мир знаний.

Для детей туризм — способ (форма) активного отдыха, увлекательное занятие, наполненное романтикой необыкновенного образа жизни. А для учителей он — средство, способ лучше, глубже познать своих воспитанников и оказать позитивное влияние на их развитие.

В рамках «Инженерной школы» нам было важно приобщить младших школьников к профориентационной работе, в соответствии с этим и был создана программа «Промышленный туризм в начальной школе».

Цель проекта: Создание условий для формирования представлений у младших школьников о различных видах современного производства на основе практического погружения в деятельность.

Задачи:

Актуализировать в сознании детей специфику инженерной деятельности в различных видах производства.

Интегрировать промышленный туризм в урочной и внеурочной деятельности как необходимый элемент профориентационной работы (знакомство с современным производством, с особенностями технологических процессов, с условиями труда работников предприятий, рабочие профессии).

Формировать подход к экскурсии как деятельности – стратегия формирования профессиональных планов в контексте требований ФГОС НОО.

Направление

Экскурсии

Ремесла

Кузница

Гончарная фабрика

Стеклодувное производство

Пищевая промышленность

Кондитерская фабрика

Хлебозавод

Завод по производству лимонада

Производство по изготовлению кукурузных палочек

Заводы и фабрики

НПО «Искра»

КАМГЭС

ПЦБК

ОАО «Мотовилихинские заводы»

Животноводство

Мини-зоопарки

Конные фермы

Страусиные фермы

Собачий питомник

Социально-значимые объекты

Метеостанция

Автодром

Аэродром

Почта

Пожарная команда

Сады и парки города

Мастер- классы

Изготовление кукол

Изготовление тортов

Изготовление чаши из глины

Ковка гвоздя

Изготовление деревянной куклы

«Этикет за столом»

«Чайная церемония»

«Бабушкина печка»

«Сервировка стола»

«Мокрое валяние»

«Узелковый батик»

«Витраж пластилиновый»

«Роспись по ткани»

«Открытка», «Книга»

Керамика»

«Бисероплетение»

«Ландшафт»

Следует помнить: то, что интересно подростку, будет непонятно для младшего школьника. К тому же, прежде чем заказывать те или иные туры для групп школьников, необходимо подготовить к ним детей. Если планируется путешествие по литературным местам, ребята должны быть знакомы с произведениями тех писателей и поэтов, о которых пойдет речь на экскурсии. Да и сам познавательный материал необходимо преподносить детям не сухо и лаконично, а живо и эмоционально. Рассказывая о том же Пушкине или Есенине, следует познакомить детей с интересными фактами биографии писателей, различными жизненными ситуациями, связанными с созданием тех или иных литературных произведений. То же касается и исторических экскурсий.

Организация и проведение экскурсий, как показывает практика, складывается из нескольких этапов: подготовительного, проведения экскурсии, подведения итогов, обработки собранных материалов, использования материалов в преподавании. Подготовительный этап включает подготовку и учителя и учащихся. Учитель, готовясь к экскурсии, отбирает вопросы для повторения или намечает, какие представления школьники получат для формирования новых понятий в будущем, выбирает объекты для обследования и всесторонне их изучает. При проведении производственных экскурсий следует учитывать, чтобы выбранные объекты представляли собой высокомеханизированные предприятия, имеющие четкую организацию труда, и отражали специализацию хозяйства местного района. В предварительном знакомстве с предприятием учителю необходимо определить вместимость помещений. При этом следует иметь в виду, чтобы все учащиеся могли слушать экскурсовода, видеть все, что он показывает, не создавая сутолоки и помех в работе предприятия. Поэтому перед экскурсией учитель определяет, какое максимальное количество школьников может одновременно посещать объект. В большинстве случаев предприятия могут посещать одновременно не более 25 человек. Цель производственных экскурсий составляет формирование понятий о современном, высокомеханизированном промышленном и сельскохозяйственном производстве, о ведущей специализации, об экономико-географическом положении, о размещении цехов предприятия и внутризаводских производственных связях, об организации труда и воспитание любви к труду. На сегодняшний день нашей школе освоено около 30 экскурсионных маршрутов.

Условия реализации программы:

Проведение экскурсий малыми группами;

Экскурсии проводятся 4 раза в год в каждом классе;

Проведение экскурсии специалистами, способным заинтересовать данным предприятием;

Возможность практического применения получаемых в школе знаний;

Использование практико-ориентированных мастер-классов, ролевых игр, в ходе которых у учащихся появляется реальная возможность поучаствовать в процессе выполнения отдельных производств;

Для организации экскурсий на отдаленные предприятия, необходимо транспортное обеспечение перевозки школьников;

На выбор предприятия оказывает влияние целый ряд причин: наличие социального заказа;

Открытость промышленного предприятия для экскурсии;

Интерес к профессиям родителей;

Интересы и увлечения учащихся;

Местонахождение предприятия и его близость к образовательному учреждению.

Планирование экскурсий по классам:

класс

направление

объект

1 класс

пищевая промышленность

производство кукурузных палочек

ремесла

гончарная фабрика

животноводство

мини-зоопарк



мастер-класс

Изготовление кукол

2 класс

пищевая промышленность

хлебокомбинат

ремесла

кузница

животноводство

страус-парк

социальные объекты

сады и парки города

3 класс

пищевая промышленность

кондитерская фабрика

ремесла

стеклодувное производство

животноводство

конеферма

социальные объекты

метеостанция

4 класс

пищевая промышленность

мастер-класс

завод по производству лимонада

производство тортов

ремесла

Краснокамский целлюлозный комбинат

животноводство

собачий питомник

социальные объекты

Автодром, аэродром

Этапы реализации программы:

Этап

Содержание

Ответственный

Результат

Подготови

тельный этап

2011/2012 уч. г

Знакомство с реестром предложений туристических фирм

руководитель проекта

Выбор экскурсий для каждой параллели

Составление плана-графика посещений предприятий

Классные руководители 1-4 классов

План-график

Анкетирование родителей и учащихся на предмет интереса и увлечений

Классные руководители1-4 классов

Анализ анкет и выбор предполагаемых направлений

Информирование родителей о предстоящих экскурсиях

Классные руководители1-4 классов

Классные родительские собрания

Составление плана экскурсии

Классные руководители1-4 классов

конспект урока-экскурсии

Обсуждение на МО классных руководителей плана экскурсий и возможности реализации

рук. параллели

протокол заседания МО

Основной

этап

2012/2014 уч.г.г.

Организация экскурсий по выбранным направлениям

Классные руководители1-4 классов

4 экскурсии в год

Мониторинг полученных результатов с помощью анкетирования

. руководитель проекта

аналитическая справка

Круглые столы и семинары в ОУ о реализации программы

зам. директора по УВР

справка

Разработка и введение странички на сайте школы о промышленном туризме

руководитель сайта

страничка сайта

Конкурсы рисунков, эссе, фотографий школьников

руков. пар. 1-4 классов

Заключительный этап

2014/2015 уч. г

Подведение итогов проекта

Сбор рефлексивных материалов из каждого класса

классные руководители 1-4 классов

Дневник рефлексивных материалов класса

Изготовление аналитических материалов о реализации проекта

зам. директора по УВР

Справка

Изготовление буклета наиболее интересных объектах промышленного туризма (дневник путешественника)

руководитель проекта

Выставка буклетов

Преемственность в реализации программы с основной школой.

Начальная школа

Основная школа

Аэроклуб

Уралкалий

Музей пермской нефти

ПЦБК

Стеклодувное производство

КамГЭС

Кузница

НПО «Искра»

Гончарная фабрика

Пермский военный институт

Камский целлюлозно-бумажный комбинат

Добрянская ГРЭС и др.

Фабрика упаковки

Типография



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap sitemap