Программа проекта Живи земля живи



Содержание

1. Пояснительная записка стр. 2-5

2. Подготовительный этап стр. 6

3. Реализация проекта стр. 7

4. Комментарии к проектной деятельности стр. 8

5. Формы экологического просвещения стр. 9-13

6. Ожидаемые результаты стр.14

7. Мини – проекты стр. 15

8. Литература стр. 16

9. Приложения: стр. 17

9.1. Мини – проект «Экология родного края»

9.2. Мини – проект «Лесоводство»

9.3. Программа дополнительного образования «Лесоводство»

9.4. Программа дополнительного образования «Экология и здоровье»

9.5. Программа развития по экологическому воспитанию «Живи, Земля, живи!»

9.6 Анкета «Опрос жителей села»

9.7 Практические работы:

«Помощь деревьев и кустарников в борьбе за чистый воздух»

«Изучение пород деревьев, произрастающих в нашем лесу»

«Исследование лихеноиндикации»

«Исследование фитоиндикации загрязнения водоёма»

«Изучение растений, занесённых в Красную книгу, произрастающих на территории нашего леса»

9.8 Творческие работы учащихся:

Информационные сообщения:

Агитационный призыв «Берегите родное село!»

«Животный мир Жирновского района»

«Люди, берегите Землю»

«Путешествие по экологической тропе»

Игра «Целебное лукошко»

Рисунки «Как прекрасен этот мир»

Пояснительная записка.

Нельзя допустить, чтобы люди

направляли на своё

уничтожение те силы природы,

которые они

сумели открыть и покорить.

Природа-это чудо. Человек-её частица. Человек, общество, природа- это взаимосвязанные и взаимообусловленные понятия. В отличие от стихийных природных сил, в центре общественного развития стоит человек, обладающий сознанием и волей.

Природа существует и развивается по своим, независимым от человека и общества законам.

Человек, общество тесно связаны с природой. Человек не является властелином природы. Бездумно-варварское отношение человека к природе вызвало тяжёлый экономический кризис. По этой причине человек, общество столкнулись сегодня с проблемой выживания самого человека.

Мой земной, мой родной, мой кружащийся шар…Огромный, старый и такой хрупкий, что на фотографии из космоса похож на ёлочную игрушку. Мы мчимся вместе с тобой в космическом пространстве среди звёзд, и, кажется, нет этому пути конца…

Земля в опасности. День за днём, час за часом человечество скользит в пропасть небытия, нарастает угроза глобальной экологической катастрофы.

Катастрофически сокращаются леса. Во многих местах, некогда сплошь покрытых лесами, к настоящему времени они сохранились на 10-30% территории.

Концентрация токсичных веществ, поступающих в естественные водоёмы, превышает предельно допустимые нормы в 50-150 раз.

Расход пресной воды таков, что человечество может исчерпать все её запасы уже к 2100году.

Из-за неразумного хищнического отношения разумного человека к природе человечество не понимает, что разрушает свой Дом- планету Земля.

«Мы- хозяева нашей природы и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода- будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях разные ценные животные- будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе- вода, птице- воздух, зверю- лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу- значит охранять Родину».

Эти замечательные слова принадлежат истинному патриоту, певцу родной земли М.М. Пришвину.

Защита природы касается всех нас. Все мы дышим одним и тем же воздухом Земли, пьём воду и едим хлеб. Это налагает особую ответственность за её сохранность на каждого из нас, на каждого без исключения. Каждый из нас может и должен вносить свой вклад в борьбу за сохранение Природы, а следовательно, и жизни на Земле.

Своим небезучастным, бережным отношением к нашему зелёному другу- лесам каждый из нас, даже сохранив один зелёный кустик, деревце, цветок, внесёте свой вклад, маленький, но столь важный и нужный, в сохранение природы.

Сегодня основным направлением должно стать усиление экологического воспитания. Школа совместно с лесным хозяйством, сельской администрацией планирует работу данного направления: разрабатывает и реализует мероприятия по информированию населения о деятельности в сфере охраны и защиты природы. Сегодня в школе организована работа кружка «Лесоводство» (см. прил. №2),так как сегодня на первый план выходят проблемы повышения экологического потенциала лесов, их охраны, защиты, воспроизводства. Увы, у нас всё ещё не изжит подход к лесам как неограниченному и бесплатному природному дару. А ведь леса надо растить. Лес- это не только древесина, это- зелёные лёгкие планеты, это- живой организм. Он рождается и умирает. И воскресает от заботы и любви. С пользой для людей и государства. А леса нашего района относятся к категории защитных, выполняющих противоэрозионную, водоохранную и рекреационную функции.

Ведётся работа кружка «Экология и здоровье» (см. прил. №3).Направленность работы кружка заключается в «улучшении экологического состояния России — одного из элементов общего возрождения страны. Ключевую роль в достижении этой цели играет формирование экологического сознания личности. Пришло время научить молодое поколение экологически мыслить, сформировать у него экологическое самосознание».

Экологическое просвещение в нашей школе осуществляется в рамках программы «Живи, Земля, живи!» (см. прил. №4). Традиционными стали районные экологические конкурсы, выставки рисунков, выпуски листовок и плакатов, акции, экскурсии, субботники. Ведь отношение человека к природе давно стало вопросом нравственности. Каждый из нас несёт ответственность за её сохранение перед потомками.

Человек, общество, природа- это взаимосвязанные и взаимообусловленные понятия. А бездумноварварское отношение человека к природе вызвало тяжёлый экологический кризис.

Экологическая ситуация, сложившаяся в нашем районе, заставляет задуматься и вызывает необходимость проводить и пропагандировать природоохранную работу, среди населения.

В связи с данной проблемой нами поставлены цели:

1.Прививать любовь к природе, готовность сохранять и защищать её, понимать закономерности происходящие в ней.

2.Понять, как влияет наша цивилизация на окружающую нас природу.

3.Изучить основные экологические проблемы Жирновского района.

4.Определиться, как каждый из нас сможет внести достаточный вклад в дело защиты и охраны окружающей природной среды.

5.Воспитать активных защитников природной среды.

Задачи:

1.Расширение знаний школьников о природе; воспитание гуманного, бережного отношения ко всему живому; умения оказывать помощь природе.

2.Помочь учащимся осознать свою моральную ответственность за судьбу родной земли; формирование экологической культуры.

3.Организовать работу по изучению экологической ситуации Жирновского района.

4.Вести разъяснительную работу среди населения по природоохранной деятельности.

5.Привличение жителей села Медведица к проведению экологических мероприятий.

В настоящее время вопросы охраны окружающей среды приобрели особое значение. Актуальной стала задача развития экологического мышления, начиная со школьной скамьи.

Воспитание экологического сознания — непростая задача.

Программа проекта «Экологическое просвещение и распространение природоохранных идей» предназначена для учащихся 6 — 9 классов общеобразовательных школ. Она включает материал по экологической оценке состояния окружающей среды.

Предлагаемый проект позволяет учащимся на основе комплексного подхода получить целостное представление об экологии своего края, способствует воспитанию гражданской позиции по отношению к природе.

Воспитание экологической культуры школьников на основе формирования системы экологических знаний, экологических умений по ведению наблюдений, оценке экологической ситуации своей местности, соблюдению правил поведения в природе, организации и проведения экологических мероприятий по охране природы, развитие экологического мышления учащихся — главная задача проекта.



В нашей школе работа по экологическому просвещению и распространению природоохранных идей ведется по нескольким направлениям, для каждого направления экологического образования формулируется определенная цель и разрабатываются мероприятия для ее достижения. В них определено несколько направлений работы, позволяющих повысить у школьников уровень экологической грамотности и привить навыки работы с приборами, литературой, анализировать наблюдаемые процессы и явления, участвовать в публичных выступлениях, общаться с официальными лицами, сотрудничать с сельской администрацией, лесхозом, оказывать им посильную помощь.

Подготовительный этап проектной работы.

1.Организация школьников, педагогов и администрации села.

Обсуждается тема проекта. Участники встречи приходят к выводу, что данный проект поможет решить ряд проблем улучшить экологическую ситуацию родного села.

2.Распределение участников по подгруппам и подготовка заданий для них:

2.1.ознакомление и сбор информации экологического состояния Жирновского района.

2.2.подбор и исследование материалов периодической печати по вопросам экологического состояния села, района.

2.3.установление контактов участников проекта с Экологической инспекцией Жирновского района для получения квалификационной консультации и технической помощи.

3.Исследование территории села Медведица, определение объёма работ по проекту, планирование этапов его осуществления.

4.Проведение опроса жителей села с целью улучшения экологического состояния территории и решения проблем благоустройства, что значительно повысит воспитательные возможности проекта.

5.Принятие решения о составлении плана работы по проекту. Для уточнения содержания плана работы входим на контакты с другими учреждениями, уже имеющими подобный опыт: а)МОУ «Новинская СОШ»,

б)Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Жирновского района,

в)Экологическая инспекция Жирновского района,

г )МУП РИК газеты «Жирновские новости»,

д)Районный отдел сбора и обработки статистической информации.

6.Привлечение средств для реализации проекта.

Найти союзников в данном деле, которые в последствии станут спонсорами проекта. Это, прежде всего, родители учащихся, администрация села и района, фермеры.

Реализация проекта.

. Данный проект осуществляется во внеурочное время в течение года. На территории 200 кв.м. выполнялись следующие работы: спиливание и выкорчевывание больных деревьев, разбивка цветников, очистка родников, прибрежной зоны реки, мест скопления мусора.

Данный проект становится главным делом участников проекта, думаем, что работа будет продолжаться дальше. Над осуществлением проекта трудятся учащиеся школы, родители учащихся, педагоги, общественность.

Сегодня очищенные родники, и установленные скамеечки, стали любимым местом жителей.



Комментарии к проектной деятельности.

1.Трудности с которыми столкнулись участники проекта:

1.1. отсутствие опыта организации и проведения мероприятий подобного рода, включая теоретическую базу;

1.2.отсутствие у детей опыта работы по данному вопросу;

1.3.неготовность местного сообщества включится в проектную деятельность из-за недостаточной осведомлённости об экологическом состоянии Жирновского района;

1.4.отсутствие ресурсов для реализации различного рода проектов;

1.5.временная трудность-осуществление данного проекта проводится в каникулярное и внеурочное время, что затрудняет сбор участников групп из-за загруженности.

Формы экологического просвещения.

Ознакомительные. Исследовательские. Творческие.

Лекционно-семинарские, аналитические игровые.

Экскурсионные. Лабораторные Оформительские.

.

Статистические

Графические.

Агитационно-информационные.

Ознакомительные формы:

Данную группу составляют учащиеся 6-7 классов. В ходе работы ученики получают основной объем информации и приобретают навыки работы с дополнительной литературой, необходимые для последующей деятельности, обогащают свои знания об экологической обстановки своего района.

Во внешкольном экологическом образовании используются в основном лекционно-семинарские формы обучения, но этот метод дает очень сжатый объем материала, необходимый для полного ознакомления с поставленной проблемой и достижения желаемого результата при выполнении последующей исследовательской работы. Лекционно-семинарские занятия включают изучение следующих вопросов: рельеф нашего района, смена растительных комплексов под воздействием человеческого фактора, функционирование водных экосистем, питьевое водоснабжение, загрязнение воздуха, вещества — загрязнители, понятие о токсичности, влияние загрязнения атмосферного воздуха на здоровье человека.

Возможно знакомство учащихся с экологическими проблемами, имеющими региональный и глобальный масштаб проявления. Полезно знать «вклад» родного поселка в этот процесс. На лекционно — познавательных занятиях целесообразно использовать наглядные материалы, фотографии, рисунки и творческие работы самих учащихся, интервью жителей поселка и их предложения об улучшении экологической обстановки в родном селе.

Наиболее интересная форма работы для ребят — экскурсии. Экскурсии не только вызывают живой интерес у ребят, но и очень полезная форма работы в плане наглядности и познавательности. При проведении экологических экскурсий важно не только посетить природные и техногенные объекты, но и провести ознакомительные занятия непосредственно у объекта изучения, как например сельскохозяйственные объекты, очистительные. Была проведена серия наблюдений за состоянием водоснабжающих объектов (см. прил. №4). Это помогло детям разобраться и самостоятельно интерпретировать наблюдаемые процессы функционирования водных объектов. Для более глубокого изучения данного вопроса ребята проводили анкетирование населения с последующей обработкой полученных результатов (см. прил. №5). Особое внимание было сосредоточено на изучении родников, так как они являются источником питьевого водоснабжения на селе.

Посещение станции очистки сточных вод наглядно показал ребятам последовательный процесс очистки стоков от их поступления на станцию до сброса в водные объекты. При проведении занятий на объекте полезно знакомить и сравнивать с базой оценки качества окружающей среды, демонстрировать способы проведения экологических операций. Целесообразно проводить работу по ознакомлению с видами и формами хозяйственной деятельности человека, методами их изучения и анализа.

2.Исследовательская форма работы:

Данную группу составляют учащиеся 8-9 классов.

В исследовательских и творческих формах работы основная роль отводится самим учащимся, преподаватель контролирует, направляет и помогает.

Исследовательские формы можно разделить на две группы: на полевые и аналитические. Центральное место отводится полевым исследованиям. Основной целью работы является получение самостоятельных навыков исследования экологических проблем своего места проживания, более внимательное изучение природных компонентов, и изменений показателей состояния окружающей среды в результате хозяйственной деятельности человека.

Большое внимание на данном этапе следует уделять вопросам техники безопасности: правилам поведения в лесу, у водоема, на объектах, а также о правилах пользования лабораторным оборудованием при отборе и анализе проб.

Стационарные формы работы позволяют провести исследования временной динамики процесса и явления, изучить более подробно основные характеристики экологических проблем нашего села, района, дать сравнительную характеристику. Обработка проб в основном проводится теоретически.

Ребята с большим интересом занимаются исследованием загрязнения не только водных объектов, но и снежного покрова, так как в последние года снежный покров в зимний период не велик, так же исследуют загрязнение воздушного бассейна села автотранспортом и сравнивают с городом, они самостоятельно придумали формулу и на основе наблюдений за автомобилем за день (так как в поселке все же потока нет) рассчитывают удельный выброс загрязняющих веществ:

Предлагаемые практические работы:

п\п

Темы экскурсий и практических работ.

1.

Ознакомление с исследуемым экологическим участком.

Постановка задачи исследования.

2.

Оценка чистоты воздуха на исследуемых участках.

3.

Оценка загрязнения воздуха на проезжей дороге.

4.

Физико-химические методы исследования вод озер и реки.

5.

Исследование воды родников.

6.

Экскурсия на очистные сооружения.

7.

Описание почвенного разреза по генетическим горизонтам на исследуемых участках.

8.

Экскурсия по ознакомлению с видовым разнообразием местной фауны.

9.

Сбор материалов о своей местности для работы и кабинета биологии.

10.

Экскурсии по маршруту экологической тропы.

3. Творческие формы работы:

Группа состоит из учащихся 6-9 классов (сборная).

Творческие формы работы подразделяются на игровые и оформительские. Эта группа как бы подводит итог всей предшествующей работы: оформление результатов исследований, сбор гербария, коллекций редких растений и растений занесенных в красную книгу, расклеивание листовок с призывом «Берегите родное село», «Я хочу жить в экологически чистом поселке..», проводит агитационную работу среди населения своего села, конкурсы рисунков: «Моя малая родина в опасности», «Не дадим нашу Медведицу в обиду» (см. прил. №6), выпуск стенгазет, оформление уголка.

В качестве игровых мероприятий проводятся мини спектакли, классные часы, творческие посиделки, задания типа « если бы я был хозяином природы….».

Учащиеся высказывают свои мнения по преобразованию, изменению или сохранению своего природного уголка, разрабатывают план, формулируют предложения о проведении мероприятий по охране природы, свои предложения предлагают управлению лесхоза, принимали участие в областном конкурсе «Подрост», где заняли призовые места. (см.прил. №7)

4. Агитационно-информационная форма работы:

Данная группа состоит из учащихся 8 — 9 классов.

Цель работы данной группы — привлечение внимания общественности к экологическим проблемам.

Эта форма работы является завершающей всех предыдущих этапов. На этом этапе проводится подготовка выступлений на конференциях, классных часах, творческих вечерах, на школьных заседаниях с приглашением представителей общественности, администрации.

Важная функция таких встреч заключается в возможности обмена собранной информации среди учащихся школы, привлечение их к совместной деятельности. Такая форма дает возможность развития и выражения собственного мнения, приобретения навыков ведения дискуссии, привлечение внимания общественности.

Предлагаемая модель экологического типа сознания обучаемых:

Название этапа.

Ожидаемые результаты.

№1.

Информационно-познавательная.

Овладение экологическими знаниями, выяснение проблем своего района, села. Оценка экологической ситуации территории.

№2.

Лабораторная форма работы.

Овладение и разработка эколого-значимыми умениями: отбор проб воды, воздуха, почв и их анализ.

№3.

Статистический.

Оценка экологической ситуации своей местности.

№4.

Отчетный

Разработка предложений по улучшению эклогической ситуации своей местности и посильное участие в ее улучшении.

Ожидаемые результаты.

Требования к знаниям и умениям участников экологической группы:

Должны знать:

экологическое состояние окружающей среды своей местности, района, области

источники загрязнения природных сред и объектов, методы их картирования.

влияние человека на состояние природы нашей местности.

проблемы и пути улучшения качества окружающей среды своего района.

меры по рациональному использованию и охране природных ресурсов.

охраняемые редкие и исчезающие виды растений и животных родного края.

Должны уметь:

определять тип ландшафта.

выделять и анализировать ключевые участки при экологических исследованиях.

выявлять формы воздействия хозяйственной деятельности человека на окружающую среду.

оценивать экологическое состояние природных сред и объектов своей местности.

владеть методами исследования природной среды своего района, села.

участвовать в пропаганде экологических знаний и мерах помощи по улучшению окружающей среды своей местности.

строго соблюдать правила поведения в природе.

Разработка мини-проектов по темам:

1. «Экология родного края» (см. прил.1).

2. «Двор в котором я живу: — благоустройства дворов и подъездов силами местных жителей, представителей жилищно-коммунального хозяйства, школьников».

3. «Услышим зов природы» — очистка прибрежной зоны реки Медведицы, места скопления отходов.



4. «Информационный» -разработка и распечатка листовок с результатами исследования экологической обстановки Жирновского района, сотрудничество с районной газетой «Жирновские новости».

Список литературы:

1.Научно-популярный журнал «Здоровье и экология», №6,2008,№4,2008.

2.Энциклопедия «Я познаю мир», издательство АСТ «Астрель», 2001.

3.Энциклопедия для детей, Т.2., Биология, глав. ред. М.Д.Аксёнова-М: «Аванта+»,2001.

4.Энциклопедия «Планета Земля»,М., «Росмэн»,2000.

5.Большая книга для любознательных, М.,ООО «Росмэн-Издат»,2001.

6.Учебное пособие «География Волгоградской области», В.А. Брылев, Нижне-Волжское книжное издательство,1989.

7. «Проектная деятельность учащихся», Н.А.Лымарева, Волгоград, «Учитель», 2007.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap
sitemap