Программа предпрофильной подготовки для 7-8 класса



Основы современной физики

Пояснительная записка.

Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, ее влиянием на темпы развития научно-технического прогресса, эффективным применением знаний физической науки в практики человека. Стратегия модернизации российского школьного образования предполагает достижение качественно новых образовательных результатов, которые позволяют выпускнику самостоятельно ориентироваться в информационном потоке, а именно:

Развитие способностей ориентироваться в окружающей действительности, в явлениях природы, в социальных и культурных явлениях, включая мир духовных ценностей;

Способности брать ответственность на себя, участвовать в совместном принятии решений;

Потребности в самообразовании и достижении успехов в личной и общественной жизни.

При изучении данной программы акцент следует делать не столько на приобретении дополнительной суммы знаний по физике, сколько на развитие способностей самостоятельно приобретать знания, критически оценивать полученную информацию, излагать свою точку зрения по излагаемому вопросу, выслушивать другие мнения и конструктивно обсуждать их. Поэтому ведущими формами занятий могут быть семинары и практические занятия. Темы предстоящих семинаров объявляются заранее и каждому обучающемуся предоставляется возможность выступить с основным сообщением на одном из занятий. Программу следует считать предметно-ориентированной.

На повышении эффективности усвоения основ физической науки направлено использование принципа генерализации учебного материала – такого отбора информации и методики преподавания, при которых главное внимание уделено изучению основных факторов, понятий, законов, теорий и методов физической науки, обобщению широкого круга физических явлений на основании теории. Отсюда вытекают требования к умениям учащихся:

Применять основные исходные положения науки, для самостоятельного объяснения физических явлений, результатов эксперимента, действия приборов, установок;

Решать нестандартные задачи и практическое применение законов физики.

Цель программы: расширить представление учащихся о проблемах современной физики, направлении физических исследований, достижений современной физики.

Задачи программы:

Показать роль человека в изучении природы.

Развить навыки работы обучающихся с дополнительной литературой, владения устной и письменной речью.

Совершенствовать навыки решения задач в нестандартной ситуации с техническим и экологическим содержанием.

Привить интерес к физической науке, формировать гордость за прошлое, настоящее и будущее российской физической науки.

Развить способности обучающихся к исследовательской деятельности.

Предоставить лицеистам возможность проанализировать свои способности к физической деятельности, работе в парах, группах.

Место программы в системе предпрофильной подготовки.

Программа ориентирована на предпрофильную подготовку учащихся по физике. Она расширяет базовый курс, является предметно-ориентированной и даёт учащимся возможность познакомиться с интересным материалом, нестандартными задачами, осознать место человека в природе, роль физики в современном обществе, проверить и развить свои способности по физике.

Вопросы, рассматриваемые в программе, выходят за рамки обязательного содержания. Вместе с тем они тесно примыкают к основному курсу. Поэтому данная программа будет способствовать совершенствованию и развитию физических знаний, умений и навыков, предусмотренных программой, поможет оценить свои возможности по физике и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения.

Требования к уровню освоения содержания программы.

Административная проверка усвоения материала программы « Основы современной физики» не предполагается, соответствующий материал не будет включаться в административные контрольные работы и выноситься на экзамены. В технологии проведения занятий присутствует этап самопроверки, который представляет учащимся возможность самим проверить, как ими усвоен материал, а также этап взаимопроверки и оценивания работ учащимися. В свою очередь учитель может провести обучающие самостоятельные работы, которые позволят оценить уровень усвоения программы. Формой контроля может стать презентация данного материала учащимися, защита собственного проекта по темам данной программы. Программа рассчитана на 7 часов, для обучающихся 9 классов.

Календарно-тематическое планирование.

п/п

Тема занятия

Краткое содержание занятия

Количество часов

всего

теория

задачи

Лаб.

работы



1

Физика в современном мире.

Роль и место физики в современном мире. Основные этапы развития физики.

1

1

2

Нобелевские премии по физике

Из истории Нобелевских премий. Первые Нобелевские премии по физике. Российские лауреаты Нобелевских премий по физике. Роль и значение Нобелевских премий.

1

1

3

Физика и смежные дисциплины.

Связь физики с математикой, химией, биологией, литературой, техникой

1

1

4

Компьютеры в физических исследованиях и при изучении физики

Роль компьютера в физических исследованиях. Моделирование физических процессов с помощью ЭВМ.

1

1

5

Достижения и перспективы современной космонавтики

Роль космоса в жизни современного общества. Полеты к другим планетам, влияние космоса на организм человека

1

1

6

Физика и военная техника. Физика в задачах военно-исторических событий.

Роль физики в победе советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. Развитие военной техники.

1

1

7

Решение нестандартных задач .

Различные методы решения физических задач с техническим, экономическим, экологическим содержанием

1

1

Итого

7

3

3

1

Задания для самостоятельной работы учащихся.

Работа с рекомендуемой литературой.

Самостоятельное изучение некоторых вопросов курса с последующей презентацией (по выбору учащихся).

Самостоятельная работа по составлению задач и последующим их решением, выбор оптимального варианта решения задач.

Составление проектов по предложенным темам.

Составление компьютерных презентаций .

Самостоятельное построение метода, позволяющего решить предложенную задачу.

Самостоятельный анализ и оценка своей деятельности.

Учебно-методическое обеспечение курса.

Литература для учащихся:

Н.И. Гольдфарб « «Задачи по физике», «Дрофа», 1996 г.

И.П. Гурский « Элементарная физика с примерами решения задач.»,М,»Просвещение»,1984г.

С.М. Козел « Сборник задач по физике» ,М,»Наука»,1990г.

Мусский С.А. « Сто великих чудес техники. М., «Вече», 2003

Г.Я. Мякишев « Физика. Механика, учебник для углубленного изучения физики.» « Дрофа», 2002 г.

Д.К. Самин « Сто великих ученых», М., «Педагогика», 2002 г.

«Сто великих нобелевских лауреатов» , М., «Вече», 2003г

Н.М. Шахмаев, С.Н. Шахмаев, Д.Ш. Шодиев. « Физика -9», М.»Просвещение»,1991г.

Энциклопедический словарь юного физика., М., Педагогика, 2002 г

Литература для учителя:

Г.А. Бутырский,Ю.А. Сауров « Экспериментальные задачи по физике», М., Просвещение, 1998г

Г.Я. Воронков « Электричество в мире химии», М., Знание, 1987 г

В.А. Ильин « История физики», М.,АСАDEMIA,2003 г

И.С. Кудрявцев « История физики», т 1-3 , Просвещение, 1956-1971гг

А.Н. Майоров « Физика для любознательных или о чем не узнаешь на уроке», Ярославль, «Академия развития» , 1999 г

В.П. Синичкин « Внеклассная работа по физике» , Саратов, « Лицей, 2002 г

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ лицея №9

________________ (Жигульская И.В.)

«___» __________ 2010 г

СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического совета МОУ лицея №9 № ___ от «___» ____________.2010 г. Председатель МС _____________ (Жигульская И.В.) «____» _________ 2010 г.

СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей математики, физики, информатики МОУ лицея №9

№ ___ от «___» ____________2010 г. Председатель МО _____________ (Картунов В.А.) «____» _________ 2010 г.

Программа

курса предпрофильной подготовки

«Основы современной физики»

Составитель: учитель физики

МОУ лицея №9 имени заслуженного

учителя школы РФ А.Н.Неверова

Дзержинского района Волгограда

Егорова Елена Анатольевна

Оценка результата.

Учащиеся должны знать:

Роль и место физики в современном мире;

Основные этапы развития физики;

Историю Нобелевских премий. Первые Нобелевские премии по физике. О российских лауреатах Нобелевских премий по физике;

Роль и значение Нобелевских премий.

Учащиеся должны понимать:

Связь физики с математикой, химией, биологией, литературой, техникой;

Роль компьютера в физических исследованиях. Моделирование физических процессов с помощью ЭВМ;

Роль космоса в жизни современного общества. Полеты к другим планетам, влияние космоса на организм человека;

Роль физики в победе советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. Развитие военной техники.

Учащиеся должны уметь:

Использовать различные методы решения физических задач с техническим, экономическим, экологическим содержанием;

Работать со средствами информации;

Готовить сообщения и доклады.

Содержание занятий:

Занятие 1.

Физика в современном мире. Роль и место физики в современном мире. Основные этапы развития физики.

Занятие 2.

Нобелевские премии по физике. Из истории Нобелевских премий. Первые Нобелевские премии по физике. Российские лауреаты Нобелевских премий по физике. Роль и значение Нобелевских премий.

Занятие 3.

Физика и смежные дисциплины. Связь физики с математикой, химией, биологией, литературой, техникой.

Занятие 4.

Компьютеры в физических исследованиях и при изучении физики. Роль компьютера в физических исследованиях. Моделирование физических процессов с помощью ЭВМ.

Занятие 5.

Достижения и перспективы современной космонавтики. Роль космоса в жизни современного общества. Полеты к другим планетам, влияние космоса на организм человека.

Занятие 6.

Физика и военная техника. Физика в задачах военно-исторических событий. Роль физики в победе советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. Развитие военной техники.

Занятие 7.

Решение нестандартных задач . Различные методы решения физических задач с техническим, экономическим, экологическим содержанием.








sitemap
sitemap