Программа Правовая культура младших школьников



Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа №17 с.Сухая Буйвола Петровского района

Программа

«Правовая культура младших школьников»

Составитель: Дружбина И.М.

с.Сухая Буйвола, 2013 г.

Пояснительная записка

Программа правового воспитания «Правовая культура младших школьников» разработана на основании следующих документов:

Конвенция ООН о правах ребенка;

Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»;

Закон РФ «Об образовании»;

Федеральный закон «Об утверждении Федеральной программы развития образования».

Национальная доктрина образования в российской федерации, одобренная постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2000г. №751.

Федеральный стандарт НОО ООП;

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина Российской Федерации.

Программа предназначена для педагогов, учащихся начальных классов МКОУ СОШ №17, их родителей.

Программа определяет содержание, основные пути развития, методики правового воспитания в начальной школе.

В законе «Об образовании» подчеркивается главная задача школы – развитие человека и гражданина, интегрированного в современное общество, нацеленного на его совершенствование. Обозначены основные приоритеты образования: воспитание гражданственности и любви к Родине, уважение к правам и свободе человека, трудолюбия, любви к природе, семье.

В связи с социально-экономической и политической нестабильности общества, в России сохраняется комплекс проблем в сфере жизнедеятельности и правовой защиты семей. В настоящее время сформирована социальная политика государства в области поддержки различных категорий семей.

. Изучение права и осуществление воспитательной работы по формированию правовой культуры необходимо начинать с начальных классов, т.к. основы правосознания, как фундамент формирования личности, должны закладываться как можно раньше. Обучение детей «азбуке» общественных норм необходимо проводить уже в первом классе, учитывая, что основные принципы права связаны с нравственными категориями.

Основное содержание данного периода в правовом воспитании школьников составляет нравственное воспитание, что обусловлено следующими психолого-педагогическими характеристиками учащихся начальной школы:

Основной интерес направлен на узнавание своего «Я»;

Социальная деятельность младших школьников регулируется правилами, а не нормами права, поэтому доминируют нравственные регуляторы;

Наибольший познавательный эффект достигается в игровой учебной деятельности.

На этом этапе закладываются первые представления школьников о правах человека, о праве как регуляторе взаимоотношений между людьми.

Утверждение идеи прав ребенка, защита его прав зависит от того, насколько хорошо люди осведомлены о своих правах, правах детей и механизмах, которые имеются для обеспечения соблюдения этих прав.

Информирование и просвещение широких слоев населения о правах ребенка повышает уровень осведомленности общества, способствует воспитанию ценностей и установок, необходимых для соблюдения прав человека.

Общество в своем развитии полностью зависит от воспитания, обучения его поколений, от уровня подготовки организатора и руководителя учебно-воспитательного процесса – учителя, воспитателя, преподавателя.

Поэтому мы в своей программе предлагаем проводить правовое просвещение в трех направлениях: педагог– родитель – ребенок.

Цели и задачи

Цель воспитания правовой культуры в начальной школе – создание образовательных, информационных и иных условий для формирования правовой культуры учащихся, для социализации растущей личности, для вхождения в гражданское правовое общество через становление отношения к миру и к себе в нём.

Для реализации данной цели нужно решить задачи в трех направлениях:

Задачи для учителей

Задачи для родителей

Задачи для детей

1) повышать свой уровень по данной теме;

3) реализовывать творческие замыслы по данной теме.

1) познакомить родителей с их правами, обязанностями в отношении ребенка;

2) помогать в решении затруднений правового характера.

1) познакомить детей с основными нормами и правилами поведения человека;

2) сформировать представление учеников начальной школы об основных понятиях прав человека, отличительных особенностях прав ребенка;

3) развивать интерес к устройству общественной жизни;

4) корректировать поведение на основе соблюдения правил и норм общественной жизни.

В основу программы положены принципы, которые позволяют решить поставленные задачи.

Принципы реализации программы

Сотрудничество и доброжелательность.

Программа предполагает доброжелательное и ненавязчивое взаимодействие ученика, родителя, педагога, представителя сообщества и изучение всех вопросов практического права, механизмов защиты прав ребенка через сотрудничество.

Вариативность и право выбора.

Программа предлагает некую общую идеологию правового просвещения учащихся и родителей в образовательном учреждении, базирующуюся на приоритетности прав ребенка.

Связь с практикой.

Освоение программы предполагает связь с региональными особенностями правоприменительной практики и призвано оказывать реальную практическую пользу ее участникам.

Непрерывное совместное обучение.

Программа предполагает регулярное и постепенное совместное освоение новых и интересных для учащихся, родителей, педагогов правовых тем. Ее участники принимают это правило работы и готовы к постоянному изучению и поискам правового решения реальных жизненных ситуаций.

Готовность к изменениям и практическому использованию права.

Освоение практического права предполагает сознательную готовность к использованию его в реальной жизни, в ходе решения той или иной проблемы, связанной с жизнедеятельностью учреждения, социума.

Задачи, поставленные в программе, решаются на протяжении всех трех этапов реализации программы

Этапы реализации

Этап

Цель

Задачи

Проектный

Подготовка условий, создание системы правового воспитания

Изучить нормативную базу, акты.

Разработать, обсудить, утвердить программу.

Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.

Определить диагностические методики

Практический

Реализация программы

Отработать содержание деятельности, формулирование методов.

Разработать методических рекомендаций.

Привлекать всех субъектов образовательной деятельности.

Проводить мониторинг

Аналитический

Анализ результатов работы

Обобщить результаты работы.

Провести коррекцию деятельности.

Составить рекомендации по реализации программы.

Спланировать работу на следующий период

Сроки реализации

Программа ориентирована на учащихся начальной школы, коллектив педагогов и родителей начальной школы.

Основными исполнителями мероприятий программы являются педагоги, учащиеся начальных классов, их родители.

Программа рассчитана на четыре года. На курс воспитания правовой культуры отводится один час в месяц.

Формы повышения правовой культуры младших школьников

Тематические классные часы, беседы, экскурсии, дискуссии, деловые, ролевые игры, КВНы, конкурсы рисунков, устные журналы, итоговые праздники.

Содержание программы

В содержание правового воспитания и выполнения гражданских обязанностей входит правовое отношение к государству, к труду, к семье, к общественности, государственной и частной собственности.

Содержание программы составлено с учетом интересов трех категорий участников: педагогов – родителей – учеников и реализуется через следующие формы работы:

Педагоги

Родители

Учащиеся

Семинары.

Лекции.

Круглые столы.

Встречи с представителями правоохранительных органов.

Родительские собрания.

Лекции.

Создание клуба родителей.

Встречи с представителями различных организаций.

Индивидуальные консультации со школьными специалистами.

Наблюдения.

Беседы.

Экскурсии.

Встречи с людьми различных профессий.

Обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций.

Ролевые игры.

Дискуссии.

Подготовка небольших сообщений по проблеме.

Викторины.

Формулировка собственных определений некоторых понятий.

Морально-правовые беседы с эмоциональным контекстом, опорой на художественные образы.

Тематическое содержание программы для 1-4 классов

Тема

Понятия

Задачи:

1. «С чего начинается Родина?»

Государство

Власть

Правительство

Гражданин

Государственные символы страны: флаг, герб, гимн,

Основной закон страны – Конституция РФ

Познакомить учащихся с государственными символами страны: флаг, герб, гимн, основным законом страны – Конституция РФ.

Познакомить с составляющими понятия «гражданин».

Способствовать становлению чувства патриотизма.

2. «Права человека»

Закон.

Право как совокупность юридических норм.

Законодательство.

Источники права.

Права человека и права гражданина.

Конституция.

Формировать правовую культуру учащихся, содействовать воспитанию убеждения, что право выбора неразрывно связано с ответственностью за свои поступки.

Включить в систему уже изученных понятий понятия «закон», «право», установить соотношения между правами человека, законами государства и обычаями

3. «Мои права»

Ребенок.

Право на имя и гражданство. Право на здоровый рост и развитие.

Благоприятные условия для развития.

Ответственность родителей за жизнь и здоровье детей.

Устав школы, школьное самоуправление.

Конвенция ООН о правах ребенка

Объяснить смысл выделения прав ребенка в особую группу прав.

Познакомить с правами детей, записанными в Конвенции о правах ребенка, в Семейном Кодексе РФ, в Законе об образовании.

Научить детей защищать свои права в школе, используя для этого Устав школы и органы школьного самоуправления

Развивать понимание многообразия и индивидуальности всех граждан нашего государства, т.е. сходств и различий между людьми нашей страны.

Способствовать воспитанию гражданственности и гражданского долга.

4. «Семья – маленькое государство»

Семейный кодекс РФ.

Обязанности членов семьи

Познакомить с Семейным кодексом РФ, с обязанностями членов семьи.

Дать элементарные представления о бюджете семьи.

Воспитывать чувство любви и уважения к своей семье.

Ожидаемые результат

Каждый выпускник начальной школы должен усвоить нормы и правила поведения в обществе, свои права и обязанности, основные положения о труде, регулирующие отношения родителей к детям и детей к родителям. Эти правила сочетаются требованиями нравственного поведения: выполнять советы и распоряжения родителей, беречь и охранять природу, государственное, общественное и личное имущество, заботиться о своем здоровье.

Результаты планируются в трех направлениях: педагог – родители – учащиеся.

Учителя

Родители

Учащиеся

Улучшение социальной адаптации учеников в обществе с помощью полученных знаний по праву.

Повышение профессиональ-ного уровня

Усвоение ключевых понятий: закон, право, обязанности

Улучшение социальной адаптации учеников в обществе с помощью полученных знаний по праву.

1 группа результатов:

Усвоение ключевых понятий: закон, право, обязанности.

Формирование ценностных ориентиров: ответственность, свобода, толерантность.

Овладение конкретными правилами поведения в школе, в обществе: усвоение требований, предъявляемых ученику школой, осознание прав как ученика, приобретение умений выполнять обязанности и осуществлять права.

Осознание того, что человек имеет право на жизнь, охрану здоровья.

2 группа результатов:

Умение выполнять практические задания.

Овладение монологической, диалогической и публичной речью.

Умение взаимодействовать со сверстниками.

Умение формулировать и отстаивать свою точку зрения.

Оценка эффективности реализации программы

Для диагностики результативности программы можно использовать различные варианты оценивания.

Оценивание, проводимое социальным педагогом.

Оценивание осведомленности учащихся и родителей в области права проводится с помощью тестов, интервью, анкет, наблюдений. Оценивание различных результатов деятельности (социальных проектов). Отслеживание и оценивание процесса работы в группах на занятиях, оценка взаимодействия. Оценивание формальных показателей, связанных с правомерным или противоправным поведением учащихся.

Оценивание, проводимое самими участниками.

Самооценка, реализуемая через выполнение различных рефлексивных заданий. Описание жизненных ситуаций, рисунки, схемы.



Внешняя экспертная оценка.

Количественная оценка:

 

1.

Социально-педагогическая готовность

1.1.

Педагогическая готовность



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap sitemap