Программа повторения к курсовому экзамену



ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГБОУ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ №4



УТВЕРЖДАЮ УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора Председатель ПЦК

по учебной работе

_________ Воробьева Т.М. _______ Аксенова А.К.



ПРОГРАММА ПОВТОРЕНИЯ К КУРСОВОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«СПЕЦИАЛЬНАЯ(КОРРЕКЦИОННАЯ) ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА».

по специальности

050705 Специальное дошкольное образование

Составитель: Ершова Н.В.

Москва, 2012

Введение

Специальная дошкольная педагогика как наука. Определение «специальная дошкольная педагогика». Цель, предмет, объект и задачи специальной педагогики. Связь специальной педагогики с другими науками.

Отрасли специальной дошкольной педагогики. Определение «специальная дошкольная педагогика». Определение предметных областей специальной педагогики. Перспективы и основные направления развития отраслей специальной педагогики.

Основные понятия и термины специальной педагогики. Определения «специальная (коррекционная) дошкольная педагогика», «коррекция», «компенсация», «социализация», « дети с нарушениями развития», «дети с ограниченными возможностями здоровья», «дети с особыми образовательными потребностями», «специальные условия».

Предметно-развивающая среда и специальные условия для обучения детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии. Определение «предметно-развивающая среда», «специальные условия». Роль предметно-развивающей среды в специальном обучении. Организация предметно-развивающей среды. Материально-техническое обеспечение ДОУ для детей с отклонениями в развитии.

Раздел 1. Организация и содержание коррекционно-педагогического процесса в дошкольном учреждении для детей с нарушением интеллекта.

Тема 1.1 Особенности организации коррекционно-педагогического процесса в дошкольных учреждениях для детей с нарушением интеллекта.

Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Характеристика развития детей с нарушением интеллекта в младенческом возрасте. Характеристика развития детей с нарушением интеллекта в раннем возрасте. Особенности развития познавательной сферы, различных видов деятельности и личности детей с нарушением интеллекта в дошкольном возрасте.

Система учреждений для детей с нарушением интеллекта. Типы учреждений для детей с нарушением интеллекта дошкольного возраста. Комплектование групп в дошкольном учреждении для детей с нарушением интеллекта. Показания и противопоказания для приема детей. Наполняемость групп в дошкольном учреждении для детей с нарушением интеллекта. Особенности комплектования.

Особенности организации коррекционно-педагогического процесса в дошкольных учреждениях для детей с нарушением интеллекта.

Принципы коррекционно-педагогической работы с дошкольниками, имеющими нарушения интеллекта. Особенности организации режима дня в дошкольных учреждениях для детей с нарушением интеллекта. Особенности сочетания словесных, наглядных и практических методов обучения на различных этапах работы с детьми. Взаимосвязь индивидуальных и групповых форм обучения и воспитания. Занятие — основная форма организации коррекционно-педагогической работы с детьми. Принципы построения занятий.

Тема 1.2 Содержание коррекционно-педагогической работы в дошкольном учреждении для детей с нарушением интеллекта.

Задачи и содержание воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Цель и задачи коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушением интеллекта. Диагностический, коррекционный, воспитательный и образовательный блок задач. Основные направления и содержание работы с детьми дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Раскройте содержание работы по одному из направлений.

Характеристика программы воспитания и обучения дошкольников с нарушением интеллекта. Типовая программа коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с нарушением интеллекта (авторы, год издания, категория детей, на которых рассчитана, срок обучения) и ее структура. Принципы построения программы.

Умственное воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Определение «умственное воспитание», «умственное развитие». Особенности познавательной сферы дошкольников с нарушением интеллекта. Направления, задачи и содержание работы по умственному воспитанию дошкольников с нарушением интеллекта. Формирование эмоционального контакта со взрослым. Формирование способов усвоения общественного опыта. Сенсорное воспитание. Формирование мышления дошкольников. Роль и место ознакомления с окружающим и развития речи в умственном воспитании дошкольников с нарушением интеллекта.

Формирование мышления у дошкольников с нарушением интеллекта в процессе коррекционного обучения. Особенности развития мышления у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Направления, содержание и этапы работы по формированию наглядно-действенного, наглядно-образного и элементов словесно-логического мышления у дошкольников с нарушением интеллекта.

Роль ознакомления с окружающим и развития речи в умственном воспитании дошкольника с нарушением интеллекта. Роль и место ознакомления с окружающим и развития речи в умственном воспитании дошкольников с нарушением интеллекта. Особенности представлений об окружающем и речи детей с нарушением интеллекта. Особенности работы по ознакомлению с окружающим и развитию речи дошкольников с задержкой психического развития.

Физическое воспитание дошкольников с нарушением интеллекта. Определение «физическое воспитание», «физическое развитие». Особенности физического развития детей с нарушением интеллекта в дошкольном возрасте. Задачи физического воспитания. Формы физического воспитания. Особенности организации работы по физическому воспитанию детей с нарушением интеллекта. Требования к физическим упражнениям и нагрузке.

Нравственное воспитание дошкольников с нарушением интеллекта. Определение «нравственное воспитание», «нравственное развитие». Особенности развития личности детей с нарушением интеллекта в дошкольном возрасте. Задачи нравственного воспитания. Особенности работы по нравственному воспитанию дошкольников с нарушением интеллекта.

Особенности формирования игровой деятельности у дошкольников с нарушением интеллекта. Особенности игровой деятельности дошкольников с нарушением интеллекта. Задачи, этапы и особенности работы по обучению игровой деятельности детей с нарушением интеллекта.

Развитие изобразительной деятельности у дошкольников с нарушением интеллекта. Особенности изобразительной деятельности дошкольников с нарушением интеллекта. Задачи, этапы и особенности работы по обучению изобразительной деятельности детей с нарушением интеллекта.

Тема 1.3 Подготовка детей с нарушением интеллекта к обучению в школе.

Подготовка детей с нарушением интеллекта к обучению в школе.

Готовность детей с нарушением интеллекта к школьному обучению. Особенности общей готовности к школе (психологической, физической) и специальной готовности (готовность к овладению грамотой, математическими представлениями, уровень развития предпосылок учебной деятельности и др.). Особенности работы по формированию у дошкольников с нарушением интеллекта положительного отношения к учению, предпосылок учебной деятельности.

Раздел 2. Организация и содержание коррекционно-педагогического процесса в дошкольных учреждениях для детей с задержкой психического развития.

Тема 2.1 Особенности организации коррекционно-педагогического процесса в дошкольных учреждениях для детей с задержкой психического развития.

Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с задержкой психического развития. Понятие «задержка психического развития». Особенности развития познавательной и эмоционально-волевой сфер, различных видов деятельности у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Организационные формы помощи детям дошкольного возраста с задержкой психического развития. Типы и виды дошкольных учреждений для детей с задержкой психического развития. Комплектование групп в дошкольном учреждении для детей с задержкой психического развития. Показания и противопоказания для приема детей. Наполняемость групп и варианты комплектования дошкольных учреждений.

Особенности организации коррекционно-педагогического процесса в дошкольных учреждениях для детей с задержкой психического развития.

Принципы коррекционно-педагогической работы с детьми с задержкой психического развития. Особенности сочетания различных методов воспитания и обучения на различных этапах работы с детьми. Особенности организации режима дня в группах для детей с задержкой психического развития. Взаимосвязь индивидуальных и групповых форм обучения и воспитания в коррекционно-педагогическом процессе дошкольного учреждения для детей с задержкой психического развития. Обязательные занятия и перераспределение времени между ними.

Тема 2.2 Содержание коррекционно-педагогической работы в дошкольном учреждении для детей с задержкой психического развития.

Цель, задачи и направления коррекционно-педагогической работы с детьми раннего возраста с задержкой психического развития. Программа коррекционно-педагогической работы с детьми с задержкой психического развития раннего возраста. Цель и задачи работы. Направления, содержание и особенности коррекционно-педагогической работы с детьми с задержкой психического развития раннего возраста.

Цель, задачи и содержание коррекционно-педагогической работы с детьми с задержкой психического развития в диагностических группах.

Цель и задачи коррекционно-педагогической работы. Диагностический, воспитательный, образовательный и оздоровительный блок задач.

Направления, содержание и особенности коррекционно-педагогической работы с детьми с задержкой психического развития в диагностических группах.

Физическое воспитание дошкольников с задержкой психического развития. Определение «физическое воспитание», «физическое развитие». Особенности физического развития детей с задержкой психического развития в дошкольном возрасте. Задачи физического воспитания. Формы физического воспитания: коррекционно-оздоровительная гимнастика, гимнастика для стимуляции деятельности речевых центров, релаксация, оздоровительный дозированный бег, тренирующая игровая дорожка, психогимнастика, физкультурное занятие и др. их характеристика и место в коррекционно-педагогической работе с детьми. Особенности организации работы по физическому воспитанию детей с задержкой психического развития в дошкольном возрасте.

Содержание и особенности работы по ознакомлению с окружающим и развитию речи дошкольников с задержкой психического развития. Роль ознакомления с окружающим и развития речи в умственном воспитании дошкольников с задержкой психического развития. Особенности представлений об окружающем и речи детей с задержкой психического развития. Направления, задачи и содержание работы по ознакомлению с окружающим и развитию речи дошкольников с задержкой психического развития.

Тема 2.3 Подготовка детей с задержкой психического развития к обучению в школе.

Подготовка детей с задержкой психического развития к обучению в школе. Проблема готовности детей с задержкой психического развития к обучению в школе. Учет пониженной готовности к школьному обучению. Задачи коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста при подготовке к школе. Особенности работы по формированию интеллектуальной, эмоциональной и социальной готовности к обучению в школе у детей с задержкой психического развития.

Раздел 3. Организация и содержание коррекционно-педагогического процесса в дошкольных учреждениях для детей с нарушением речи.

Тема 3.1 Особенности организации коррекционно-педагогического процесса в дошкольных учреждениях для детей с нарушением речи.

Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с нарушением речи. Психолого-педагогическая классификация детей с нарушением речи: дети с ОНР, дети с ФФН, заикающиеся дети. Краткая психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением речи.

Система дошкольных учреждений для детей с нарушением речи. Виды дошкольных учреждений для детей с нарушением речи. Особенности комплектования групп в дошкольном учреждении для детей с нарушением речи. Показания и противопоказания для приема детей. Варианты комплектования, сроки обучения, наполняемость групп в зависимости от речевого нарушения.

Особенности организации коррекционно-педагогического процесса в дошкольных учреждениях для детей с нарушением речи.

Принципы коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушением речи. Методы воспитания и обучения. Специфичные методы и приемы коррекционно-педагогической работы в ДОУ для детей с нарушением речи. Занятия и перераспределение времени между ними.

Особенности организации режима дня в группах для детей с общим недоразвитием речи, фонетико-фонематическим недоразвитием и заиканием.

Тема 3.2 Содержание коррекционно-педагогической работы в дошкольном учреждении для детей с нарушением речи.

Задачи, содержание и формы коррекционной работы воспитателя в логопедических группах. Цель и задачи коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушением речи. Направления, содержание и особенности коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушением речи: постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики; закрепление произношения поставленных логопедом звуков; целенаправленная активизация отработанной лексики; упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических форм; развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале; формирование связной речи; закрепление навыков чтения и письма. Особенности коррекционно-педагогической работы по формированию трудовой, игровой, изобразительной деятельности и конструирования у дошкольников с нарушением речи.

Раздел 4. Организация и содержание коррекционно-педагогического процесса в дошкольных учреждениях для детей с нарушением слуха.

Тема 4.1 Особенности организации коррекционно-педагогического процесса в дошкольных учреждениях для детей с нарушением слуха.

Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с нарушением слуха. Педагогическая классификация детей с нарушением слуха Р.М. Боскис (глухие, слабослышащие). Краткая психолого-педагогическая характеристика развития детей с нарушением слуха в дошкольном возрасте.

Особенности развития познавательной сферы. Особенности развития различных видов деятельности. Развитие речи. Личностное развитие.

Типы дошкольных учреждений для детей с нарушением слуха. Особенности комплектования групп. Образовательные дошкольные учреждения для детей с нарушением слуха. Комплектование групп в дошкольном учреждении для детей с нарушением слуха. Принципы комплектования: учет состояния слуха и речи, учет возраста детей, учет сочетанных недостатков.

Особенности организации коррекционно-педагогического процесса в дошкольных учреждениях для детей с нарушением слуха.

Принципы коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушением слуха.

Особенности сочетания различных методов воспитания и обучения на различных этапах работы с детьми и требования к ним. Особенности организации режима дня.

Взаимосвязь индивидуальных и групповых форм обучения и воспитания в коррекционно-педагогическом процессе дошкольного учреждения для детей с нарушением слуха.

Тема 4.2 Содержание коррекционно-педагогической работы в дошкольном учреждении для детей с нарушением слуха.

Содержание коррекционно-педагогической работы в дошкольном учреждении для детей с нарушением слуха.

Цель и задачи воспитания и обучения детей с нарушением слуха.

Направления и содержание коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушением слуха: физическое, умственное, речевое, социальное, эстетическое. Раскройте одно из направлений работы

Умственное воспитание дошкольников с нарушением слуха. Определение «умственное воспитание», «умственное развитие». Задачи и содержание умственного развития дошкольников с нарушением слуха. Развитие познавательных процессов и способов умственной деятельности. Формирование знаний и представлений об окружающей действительности.

Социально – личностное развитие дошкольников с нарушением слуха.

Задачи и содержание социально-личностного развития детей с нарушением слуха. Формирование взаимодействия взрослого с ребенком. Развитие общения ребенка со сверстниками. Формирование отношения ребенка к самому себе.

Формирование различных видов деятельности у дошкольников с нарушением слуха. Задачи, содержание и особенности работы по формированию предметной, игровой, изобразительной деятельности и конструирования, элементарной трудовой деятельности у детей с нарушением слуха

Раздел 5. Организация и содержание коррекционно-педагогического процесса в дошкольных учреждениях для детей с нарушением зрения.

Тема 5.1 Особенности организации коррекционно-педагогического процесса в дошкольных учреждениях для детей с нарушением зрения.

Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с нарушением зрения. Характеристика нарушений зрения у детей: слепота, слабовидение, функциональные нарушения. Краткая психолого-педагогическая характеристика развития детей с нарушением зрения в дошкольном возрасте.

Система дошкольных учреждений для детей с нарушением зрения.

Образовательные дошкольные учреждения для детей с нарушением зрения. Комплектование групп в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения.

Специальные условия для воспитания и обучения детей с нарушением зрения.

Специальные условия воспитания и обучения дошкольников с нарушением зрения: создание условий для зрительного восприятия, оптимальное использование наглядных пособий и требования к ним, учет особенностей зрения каждого ребенка в коррекционно-педагогической работе, сочетание психолого-педагогической коррекции с лечением зрения.

Особенности организации коррекционно-педагогического процесса в дошкольных учреждениях для детей с нарушением зрения.

Принципы коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушением зрения. Особенности сочетания различных методов воспитания и обучения на различных этапах работы с детьми и требования к ним. Взаимосвязь индивидуальных и групповых форм обучения и воспитания в коррекционно-педагогическом процессе дошкольного учреждения для детей с нарушением зрения.

Тема 5.2 Содержание коррекционно-педагогической работы в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения.

Задачи и содержание воспитания и обучения дошкольников с нарушением зрения. Цель и задачи коррекционно-педагогической работы. Коррекционный, воспитательный, образовательный и лечебно-восстановительный блоки задач.

Направления и содержание работы с детьми с нарушением зрения: физическое, умственное, нравственное, эстетическое. Раскройте одно из направлений.

Особенности работы по формированию различных видов деятельности у детей с нарушением зрения. Задачи, содержание и особенности работы по формированию игровой, изобразительной деятельности и конструирования, элементарной трудовой деятельности у детей с нарушением зрения.

Сенсорное воспитание как средство социальной адаптации дошкольников с нарушением зрения. Понятие «сенсорное воспитание». Роль слухового, тактильного и остаточного зрительного восприятия в адаптации детей с нарушением зрения. Задачи и содержание и особенности работы по сенсорному воспитанию дошкольников с нарушением зрения.

Взаимосвязь психолого-педагогической коррекции с лечением зрения в дошкольных учреждениях для детей с нарушением зрения. Взаимосвязь коррекционной работы и комплексного лечебного восстановительного процесса. Психофизические методы восстановления зрения, учет зрительных возможностей и этапа лечебно-восстановительной работы, упражнения для развития зрительного восприятия, упражнения по коррекции зрительных функций и их использование в повседневной работе с детьми с нарушением зрения.

Раздел 6. Организация и содержание коррекционно-педагогического процесса в дошкольных учреждениях для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Тема 6.1 Особенности организации коррекционно-педагогического процесса в дошкольных учреждениях для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата. Краткая психолого-педагогическая характеристика развития детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в дошкольном возрасте. Характеристика двигательных нарушений при ДЦП. Характеристика развития познавательной сферы, речевого развития и личностного.

Особенности организации коррекционно-педагогического процесса в ДОУ для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Комплектование групп в дошкольном учреждении для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Специальные условия воспитания и обучения дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата: средства реабилитации, наличие специалистов в штате и т.д. Принципы коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Специальные условия для воспитания и обучения дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата. Средства реабилитации дошкольников с ДЦП: оборудование учреждения и групповых комнат, средства передвижения, специально оборудованные кабинеты, приспособления для самообслуживания.

Тема 6.2 Содержание коррекционно-педагогической работы в дошкольном учреждении для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Задачи и содержание воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата. Цель, задачи и основные направления коррекционно-педагогической работы при церебральном параличе в раннем и дошкольном возрасте. Направления работы воспитателя и их характеристика.

Формирование навыков самообслуживания и социально-бытовой ориентировки у дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата.Значение формирования навыков самообслуживания и социально-бытовой ориентировки у детей с ДЦП для их социальной адаптации. Особенности навыков самообслуживания и социально-бытовой ориентировки у детей с ДЦП. Задачи, содержание и особенности работы по формированию навыков самообслуживания и социально-бытовой ориентировки у детей с ДЦП.

Формирование изобразительной деятельности у дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата. Коррекционный потенциал изобразительной деятельности в работе с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата. Особенности рисования детей с ДЦП. Задачи, содержание, этапы и особенности работы по формированию изобразительной деятельности детей с ДЦП. Специфические приемы работы: рисование по трафаретам, подготовительные упражнения, совместное рисование, коллективное рисование и др.

Тема 6.3 Подготовка детей с нарушением опорно-двигательного аппарата к обучению в школе.

Подготовка детей с нарушением опорно-двигательного аппарата к обучению в школе. Понятие «готовность к школьному обучению» применительно к детям с нарушением опорно-двигательного аппарата. Содержание и особенности подготовки детей с ДЦП к школе. Особенности обучения грамоте (добукварный период), формирование первоначальных навыков чтения и письма, формирование элементарных математических представлений.

Раздел 7. Организация и содержание коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушением эмоционально-волевой сферы и поведения.

Тема 7. 1 Обучение и воспитание детей с ранним детским аутизмом (РДА).

Характеристика детей с ранним детским аутизмом. Ранний детский аутизм и его характерные признаки. Понятия «аутизм», «стереотипии», «мутизм». Краткая психолого-педагогическая характеристика групп детей с РДА. Возможности развития, образования и социализации.

Педагогические подходы к оказанию коррекционно-педагогической помощи детям с ранним детским аутизмом в отечественной и зарубежной педагогике.Ранний детский аутизм и его характерные признаки. Педагогические подходы к оказанию коррекционно-педагогической помощи детям с ранним детским аутизмом в отечественной и зарубежной педагогике, их сущность, положительные и отрицательные стороны: оперативное обучение, ТЕАССН — программа, Холдинг — терапия, программа К.С. Лебединской и О.С, Никольской и др.

Особенности и методика коррекционно-педагогической работы с детьми с ранним детским аутизмом. Ранний детский аутизм и его характерные признаки. Основные принципы работы с детьми с РДА. Приемы коррекционно-педагогической работы: создание и поддержание аффективного режима воспитания, сенсорная организация пространства, приемы смягчения и преодоления проблем поведения.

Тема 7.2 Коррекционно-педагогическая работа с детьми, страдающими неврозами.

Характеристика детей с неврозами. Понятие и классификация неврозов. Характерные проявления неврозов у детей.

Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми, страдающими неврозами. Понятие и классификация неврозов. Направления и особенности коррекционно-педагогической работы.

Тема 7.3 Коррекционно-педагогическая работа с детьми с отклонениями в поведении.

Характеристика детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ). Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) и его проявления. Характерные трудности при работе с детьми с СДВГ.

Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми с отклонениями в поведении. Понятие «поведение», «отклоняющееся поведение», «девиантное поведение». Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) и его проявления. Направления и особенности коррекционно-педагогической работы. Проявления агрессивности у детей дошкольного возраста. Направления и особенности коррекционно-педагогической работы.

Раздел 8. Взаимосвязь в работе учителя — дефектолога и воспитателя в дошкольном учреждении для детей с отклонениями в развитии.

Тема 8.1. Изучение дошкольников с отклонениями в развитии педагогическим коллективом группы.

Взаимосвязь в работе дефектолога и воспитателя при реализации коррекционно-педагогического процесса в ДОУ компенсирующего вида для детей с отклонениями в развитии. Изучение дошкольников с отклонениями в развитии педагогическим коллективом группы. Цель, задачи и особенности содержания изучения дошкольников с отклонениями в развитии педагогическим коллективом группы (дефектологом и воспитателем). Совместное планирование коррекционно-педагогического процесса. Работа с родителями детей с отклонениями в развитии. Формы работы с родителями воспитанников: коллективные и индивидуальные. Особенности организации и реализации работы с родителями в ДОУ компенсирующего вида. Подготовка и проведение праздников и досугов.

Изучение детей с отклонениями в развитии педагогическим коллективом группы. Цель, задачи, методы, особенности содержания и параметры изучения дошкольников с отклонениями в развитии педагогическим коллективом группы (дефектологом и воспитателем).

Тема 8.2. Роль дефектолога и воспитателя в планировании и реализации коррекционно-педагогического процесса в дошкольном учреждении.

Роль дефектолога и воспитателя в планировании и реализации коррекционно-педагогического процесса в дошкольном учреждении. Изучение детей с отклонениями как основа планирования коррекционно-педагогического процесса в ДОУ компенсирующего вида. Виды планирования. Роль дефектолога и воспитателя в планировании коррекционно-педагогического процесса. Особенности реализации коррекционно-педагогического процесса в дошкольном учреждении. Перераспределение занятий между дефектологом и воспитателем.

Тема 8.3. Работа дошкольного учреждения с родителями воспитанников.

Работа дошкольного учреждения с родителями, воспитывающими ребёнка с отклонениями в развитии. Роль и место работы с родителями в коррекционно-педагогическом процессе дошкольного учреждения. Формы работы с родителями воспитанников: коллективные и индивидуальные. Особенности организации и реализации работы с родителями в ДОУ компенсирующего вида.

Раздел 9. Основы семейного воспитания дошкольников с отклонениями в развитии.

Тема 9.2. Основы компенсирующего воспитания в семье дошкольников с отклонениями в развитии.

Основы семейного воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии. Роль семьи в коррекционном воспитании ребенка. Задачи коррекционного воспитания ребенка с отклонением в семье. Направления коррекционной работы с детьми в семье в зависимости от возраста детей: соблюдение режима дня, развитие навыков самообслуживания, развитие сенсорных функций и различных видов памяти, развитие познавательной деятельности, речи и навыков общения, развитие игровых навыков, совершенствование двигательной сферы, формирование предпосылок в обучении чтению и письму.

Тема 9.3. Особенности воспитания и развития дошкольников с отклонениями в развитии в семье.

Особенности воспитания и развития дошкольников с отклонениями в развитии в семье. Роль семьи в коррекционном воспитании ребенка. Дети с отклонениями в семье. Стереотипы отношения к детям с отклонениями в семье. Особенности семейного воспитания детей с различными отклонениями в развитии.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

— Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. — СПб.: Союз. 2003.

— Баряева Л. Б., Зарин А.П. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития. — СПб., 2001.

— Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика. — М., 2001.

— Детский аутизм. Хрестоматия /Сост. Л.М. Шипицына. — СПб, 2001.

— Екжанова Е. А., Стребелева Е.А. Программа коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением интеллекта. — М.: Просвещение.2003.

— Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики. — М., 2000.

— Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнении в обучении умственно отсталых дошкольников. — М., 2001.

— Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. -М.,2001.

— Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. — М., 2001.

— Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными, аутичными детьми. — М , 2000.

— Специальная дошкольная педагогика./ Под ред. Стребелевой Е.А.-М, 2003.

— Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение. — М., 2005.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

— Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. — М..1999.

— Программно-методическое оснащение коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР. Готовимся к школе / Под ред. С.Г. Шевченко. — М.,1998.

— Типовая программа коррекционного обучения детей с ЗПР (подготовительная к школе группа). — М., 1989.

— Миронова С.А. Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и в группах для детей с нарушениями речи. — М., 1993.

— Филичева Т.К., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с ОН Р. — М. 1993.

— Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада. — М., 1991.

— Программы для специальных дошкольных учреждений: Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста. — М, 1991.

— Программы для специальных дошкольных учреждений: Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста. — М., 1991.

— Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушениями зрения. — М., 1998.

— Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (дня слабовидящих детей). — М., 1997.

— Мастюкова Е.М. Развитие начальных навыков самообслуживания у детей с церебральным параличом в семье //Дефектология. — 1983. -№1;1984.-№2; 1985.№2.

— Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом. — М., 1991.



— Воспитание трудного ребенка: дети с девиактным поведением /Под ред. М.И. Рожкова. — М.: Владос, 2001.

— Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок Пути помощи — М, 1997.

Перечень экзаменационных вопросов

по дисциплине «Специальная (коррекционная) дошкольная педагогика».

Специальность 050705 «Специальное дошкольное образование»

Специальная дошкольная педагогика как наука.

Отрасли специальной дошкольной педагогики.

Предметно-развивающая среда и специальные условия для обучения детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии.

Основные понятия и термины специальной педагогики.

Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.

Система учреждений для детей с нарушением интеллекта.

Особенности организации коррекционно-педагогического процесса в дошкольных учреждениях для детей с нарушением интеллекта.

Задачи и содержание воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.

Характеристика программы воспитания и обучения дошкольников с нарушением интеллекта.

Умственное воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.

Формирование мышления у дошкольников с нарушением интеллекта в процессе коррекционного обучения.

Роль ознакомления с окружающим и развития речи в умственном воспитании дошкольников с нарушением интеллекта.

Физическое воспитание дошкольников с нарушением интеллекта.

Нравственное воспитание дошкольников с нарушением интеллекта.

Особенности формирования игровой деятельности у дошкольников с нарушением интеллекта.

Развитие изобразительной деятельности у дошкольников с нарушением интеллекта.

Подготовка детей с нарушением интеллекта к обучению в школе.

Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с задержкой психического развития.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap
sitemap