Программа по воспитательной работе_36559



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №13 г. Сургута

Программа воспитательной работы

в начальной школе

«Духовно-нравственное воспитание»

Сургут 2012

Составители: Снеткова Н. Г.

Птицына А. Г.

Паспорт программы

Наименование программы Программа духовно-нравственного воспитания учащихся начальной школы на 2012 – 2016 гг. МБОУ СОШ №13 г. Сугута

Основание для разработки:

Цель программы: воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Задачи:

формировать основы морали – осознанной обучающимися необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недоступном;

формировать основы нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

формировать способность открыто выражать и отстаивать свою нравственно – оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

развивать доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, понимание и сопереживание другим людям;

Развивать трудолюбие, способность к преодолению трудностей.

Срок реализации программы- 4 года ( 1-4 класс)

Ожидаемые результаты:

-активная жизненная позиция школьника;

-приобщение к нравственным, духовным ценностям современного мира;

-патриотическое и гражданское самосознание;

-уважительное отношение к старшим, проявление заботы к младшим;

-соблюдение народных традиций, любовь к казачьему фольклору и песням;

-эмпатическое и толерантное отношение к окружающим;

-представление о семье как о высшей ценности гражданского общества.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа воспитательной работы для начальных классов разработана на основе «Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования» и соответствует требованиям Стандарта, Концепции и Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Воспитание человека всегда было, есть и будет сложной задачей. Даже, если общество развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в воспитании подрастающего поколения. Проблема сегодняшнего дня в нашей стране (безработица, преступность, разводы, доступность и использование незаконных или вредных лекарственных средств, вплоть до наркотиков, сексуальная распущенность, отсутствие личных и профессиональных целей, смещение ценностей) делает процесс воспитания еще более трудным.

Актуальность программы

Младшие школьники в процессе обучения и во внеурочной деятельности получают достаточно большой объем духовно — нравственных представлений. Они знают и понимают, как надо поступать хорошему ученику, т.е. имеют представление о нравственном поведении. Но всегда ли они так поступают? Нет, не всегда. Расхождение между представлениями о нравственном поведении и поступкам объясняется многими причинами. Одна из них состоит в том, что учителю легче объяснить детям, как надо поступать, чем приучить их к правильному поведению. Комплексный подход к воспитанию ставит перед учителем важную задачу формирования в единстве сознания и поведения младшего школьника.

Очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьников были разнообразными,содержательными, насыщенными работой над осознанием общественных событий и строились на основе самых высоких нравственных отношений.

Инновационность разработанной воспитательной программы, на мой взгляд заключается в следующем:

использование метода проектов для создания целостной основы воспитания и социализации учащихся в рамках духовно- нравственного развития;

возможность адаптировать традиционные формы работы к современным требованиям, целям;

наличием заинтересованности участников образовательного процесса в реализации данной программы;

согласием многих родителей оказывать поддержку в решении поставленных задач, заинтересованностью учащихся.

Принципы реализации программы

принцип целостности учебно-воспитательного процесса;

личностно- ориентированный подход – предоставление возможности каждому ребенку для самореализации, самораскрытия;

принцип вариативности – создание условий для самостоятельного выбора учащимися форм деятельности;

деятельностный подход – включение детей в реально значимые и социально значимые проекты;

принцип мотивации деятельности учащихся –предусматривает добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность;

принцип педагогического руководства –организация совместной деятельности педагогов и учащихся на основе взаимопонимания и взаимопомощи.

Нормативно-правовой и документальной основой Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Методы и формы

беседы и наблюдения

классные часы

занятия- практикумы

экскурсии

тематические праздники и вечера

устные журналы

дискуссии

конкурсы

игры, соревнования

родительские собрания в различных формах

Направления

Направление I. «Здоровье»

Цель: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека. Воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.

Задачи работы в направлении «Здоровье»:

— Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.

— Знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья.

Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Здоровье»:

1. Сотрудничество с медицинским работником школы, с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса.

2. Сотрудничество с психологом школы с целью формирования у учащихся умений саморегуляции и самовоспитания.

3. Организация и проведение внутриклассных мероприятий, формирующих правильное отношение учащихся к занятиям физкультурой и спортом.

4. Формирование собственной Я-позиции учащихся к проблеме сохранения и защиты собственного здоровья.

Приоритетные понятия «Здоровье» в работе с классным коллективом:

— психическое и физическое здоровье,

— традиции и обычаи нации и семьи по сохранению здоровья,

— культура сохранения собственного здоровья,

— ответственность за здоровье других людей,

— гармония души и тела, режим дня и здоровье,

— воля и её значение в сохранении здоровья,

— самовоспитание и саморегуляция и здоровье.

Формы работы с классным коллективом в направлении «Здоровье»:

спортивные конкурсы, соревнования внутри класса и между классами школы;

— встречи со старшеклассниками, активно занимающимися спортом, победителями спортивных соревнований, спортсменами, семейными династиями, активно занимающимися спортом;

— походы выходного дня, дни здоровья, туристические походы;

— спортивные викторины, тематические классные часы по спортивной тематике, конкурсы газет, посвященных спортивной тематике, устные журналы;

— беседы и дискуссии на различные темы;

— тематические консультации для родителей;

— обсуждения газетных и журнальных публикаций, просмотр специальных видеосюжетов и художественных фильмов по этой проблеме.

Направление II. «Учение»

Цель: оказание помощи ученикам в развитии в себе способностей мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно.

Задачи работы:

— Определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития.

— Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии.

— Формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность.

— Сохранить любопытство и информационную ненасыщаемость.

Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Учение»:

1. Педагогический анализ результативности учебной деятельности учащихся класса и организации коррекционной работы.

2. Интеллектуальное развитие учащихся класса, формирование культуры умственного труда.

3. Организация и проведение внеклассных мероприятий, позитивно влияющих на интеллектуальное развитие учащихся.

4. Сотрудничество с внешкольными учреждениями для совместной деятельности по развитию интеллектуальных умений.

Основные понятия направления «Учение»:

— умственное развитие,

— способности,

— уровни интеллектуального развития,

— умственные способности,

— фантазии в жизни человека,

— способности к творчеству,

— культура умственного труда.

Формы работы с классным коллективом в направлении «Учение»:

— внутриклассные конкурсы по развитию внимания, памяти, читательских умений младших школьников;

— интеллектуальные игры внутри класса, в параллели;

— интеллектуальные бои.

Направление III. «Общение»

Цель: передача учащимся знаний, умений, навыков, социального общения людей (как позитивного, так и негативного), опыта поколений.

Задачи деятельности в направлении «Общение»:

1. Знакомить учащихся с традициями и обычаями общения различных поколений.

2. Формировать у учащихся культуру общения в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик», «взрослый-ребенок».

3. Создавать в детском коллективе одинаковые условия для общения всех учащихся класса.

4. Учить учащихся приемам преодоления проблем в общении.

Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Общение»:

— Изучение способности к общению каждого ученика детском коллективе.

— На материале диагностики определение проблем в общении учащихся и организация коррекционной работы.

— Изучение исторического опыта организации общения людей в человеческих сообществах, их роли и значения для последующих поколений.

— Обучение учащихся конструированию и моделированию в сфере общения.

— Организация просвещения и консультирования родителей по проблеме общения.

— Изучение положения отдельных учащихся и всего класса в целом в детском коллективе.

— Обучение родителей активным формам общения с детьми с использованием таких форм взаимодействия, как тренинги, дискуссии, часы общения.

Основные понятия направления «Общение»:

-эмоции и чувства,

— рефлексия,

— сочувствие,

— сопереживание,

— умение управлять собой,

-лидерство,

— изолированность,

-одиночество.

Форма работы классного руководителя в направлении «Общение»:

— интерактивные игры;

— тематические классные часы;

— тренинг общения детей и родителей;

— самопрезентации и самопредставление;

-праздники, конкурсы, ролевые игры.

Направление IV. «Нравственность»

Цель: обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.

Задачи:

1. Формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания.

2. Формировать у учащихся осознания значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем.

Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Нравственность»:

Развитие у учащихся желания поступать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.

— Знакомство учащихся нравственными позициями людей прошлого и их нравственным подвигом во имя человечества.

— Формирование у учащихся умения отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.

Основные понятии направления «Нравтсвенность»:

— нравственный выбор,

— нравственная позиция,

— нравственное поведение,

— нравственные ценности,

— жизненные ценности,

— самоактуализация и самореализация.

Формы работы с классным коллективом в направлении «Нравственность»:

— Тематические классные часы по нравственной тематике.

— Дискуссии по нравственной тематике.

— Изучение нравственного наследия мира.

— Читательские конференции.

— Организация циклов бесед «Уроки нравственности».

— Праздники, сюрпризы, конкурсы.

— Экскурсии, походы.

— Изучение нравственного наследия своей страны.

— Знакомство с историями жизни людей, оставивших след в нравственной истории страны и мира.

Направление V. «Досуг»

Цель: создание условий для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности.

Задачи:

1. Создание условий для равного проявления учащимися класса своих индивидуальных способностей во внеурочной деятельности.

2.Использование активных и нестандартных форм внеклассной деятельности учащихся, отвечающих их интересам и возможностям.

3. Развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и огорчаться за чужие неудачи.

4. Использование досуговой деятельности как средство развития эстетических умений учащихся и становление этических понятий.

Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Досуг»:

— Изучение потребностей, интересов и желания ребят в организации и проведении досуговых мероприятий.

— Просвещение и консультация в выборе кружков, секций.

— Представление учащимся права выбора формы участия в досуговой деятельности.

— Изучение отношения учащихся класса к участию в досуговой деятельности и результативности участия в различных внеклассных мероприятиях.

— Предоставление родителям учащихся класса необходимой информации об участии учеников в жизни классного коллектива, демонстрация достижений учащихся.

— Стимулирование инициативы и активности учащихся в жизни классного коллектива и жизни школы.

Формы работы классного руководителя с классным коллективом в направлении «Досуг»:

— празднование памятных дат в жизни учащихся;

— празднование памятных дат календаря;

— посещение театров, музеев, выставок,

— театрализованные представления;

— фестивали, презентации;

— конкурсы.

Направление VI. «Гражданин»

Цель: формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторов поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного поведения выбора поведения и ответственности за него.

Задачи:

1. Обучение решению задач, связанных с нормами права и проблемами морального саморазвития.

2. Формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом.

3. Формирование гуманистического мировоззрения, способного к осознанию своих прав и прав других людей, способности к саморазвитию.

Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Гражданин»:

— Знакомство с законами и правовыми нормами государства и формирование ответственного отношения учащихся к законам и правовым нормам.

— Сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения учащихся.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap
sitemap