Программа по воспитательной работе на 4 года_36538



Муниципальная Автономная Общеобразовательная

Средняя Общеобразовательная Школа № 1

«Утверждаю»

Директор школы

Меньшикова Т.В.

—————————-

Программа воспитания младших школьников

«Пусть дети пробуют все, пусть ищут свои дороги. Для них открыты все пути

(программа рассчитана на 4 года)

Программу разработала: Гагина Ольга Борисовна

Пояснительная записка

Воспитание детей и учащейся молодёжи в настоящее время осуществляется в новых социально – экономических и общественно – политических условиях. Сегодня меняется социокультурная жизнь подрастающего поколения, принципы функционирования образовательных учреждений, средств массовой информации, молодёжных объединений и организаций. Наблюдается снижение воспитательного потенциала семьи и хронически недостаточное финансирование деятельности образовательных учреждений.

Множатся количественные и качественные показатели неблагополучия в детской среде, ухудшается физическое, психическое и нравственное здоровье детей. Продолжается алкоголизация и наркотизация. В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов к воспитанию.

Опыт прошлых лет показывает, что ни одна программа не приносит желаемых результатов, если не используется системный подход в воспитательной деятельности. Именно система позволяет создать условия для проявления реализации и развития самостоятельности её.

Предлагаемая программа разработана на основе Закона Российской Федерации «Об образовании», требованиях ФГОС, проекта Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.За основу взяты методические рекомендации по оценке воспитательной деятельности образовательных учреждений, Письмо Министерства образования РФ от 02.04.2002 №13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении», а также приложение к Письму Министерства образования РФ от 30.01.2001 №90\30-16 «О взаимодействии образовательного учреждения с семьёй».

Целью воспитания школы является воспитание творчески развитой социально-ориентированной личности, способной строить жизнь достойного человека, а также раскрытие и развитие следующих интегрированных качеств:

-высокоразвитое сознание;

-психическое, физическое и нравственное здоровье;

-компетентность и образованность;

-высокое воспитание;

-чувство Отечества в сочетании с активной гражданской позицией.

Благодаря возможностям УМК «Перспективная начальная школа», покоторому я работаю пятый год, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся интегрируется в основные виды деятельности: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную. Базовые ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают учебное содержание, уклад школьной жизни, многоплановую деятельность школьника как человека, личности, гражданина,

Данная программа «Пусть дети -пробуют все, пусть ищут свои дороги. Для них открыты все пути» разработана для учащихся начальных классов на период 2012-2016 гг., ссоответствии с воспитательными задачами школы и УМК «Перспективная начальная школа»

Любой ребёнок имеет право рассчитывать на школу как место, где он может пережить радость достижения, трудности и счастье творчества, почувствовать свою значимость в жизни, свою нужность.

Данная программа призвана решить следующие актуальные вопросы:

1. Адаптация учащихся к новым условиям и новым взаимоотношениям при переходе из начального звена в среднее.

2. Методы повышения мотивации к учебе и творчеству.

3. Укрепление коллективных связей.

4. Разнообразие форм воспитательной деятельности.

5.Укрепление межличностных связей в коллективе.

6. Создание психологически комфортной воспитательной среды.

Программа воспитания «Пусть дети пробуют все, пусть ищут свои дороги. Для них открыты все пути» актуальна в воспитательном процессе, так как воспитание во все времена было одной из важнейших задач. Для этого необходимо, чтобы оно приобрело системный характер. Программа базируется на возрастных особенностях обучающихся и принципах воспитания. Однако название программы вовсе не означает, что вся воспитательная работа будет сводиться только к одной теме. Содержание программы «Пусть дети пробуют все, пусть ищут свои дороги. Для них открыты все пути» многогранно, оно включает в себя следующие аспекты:

1.Формирование механизмов собственного субъективного поведения, характера, мировоззрения.

2.Формирование качеств культуры поведения.

3.Приобщение к культуре родного края, традициям семьи.

4.Формирование бережного отношения к природе.

5.Развитие познавательных интересов детей.

6.Пропаганда здорового образа жизни.

7.Работа с родителями.

8.Диагностические исследования.

Целостность, целенаправленность и эффективность воспитательной деятельности могут обеспечить объединенные усилия педагога и семьи.

Психолого-педагогическая характеристика класса

В классе 20 учеников (9 мальчиков, 11 девочек).Все дети посещали детский сад и многие были в одной группе. С октября 2010г. по май 2011г. 92 % ребят проходили специализированные курсы по подготовке к школе.

Социальный паспорт:

-полные семьи: 16;

-неполные семьи: 4;

-образование родителей: высшее-47%; сред.спец.-42%; среднее-11%;

-материальное состояние: средний уровень во всех семьях;

-жилье: 18 отд.кв.- семей; общежитие-2 семьи;

-группа здоровья: первая-3 ч., вторая-12ч., третья-9ч.;

-многодетные: 2

Как известно, основными компонентами адаптации у первоклассников являются:

-Физиологическая подстройка организма (отсутствие заболеваний в период адаптации, отсутствие психосоматической симптоматики, способность организма к энергозатратам)

-Освоение способов и приемов новой деятельности (усвоение программы обучения)

-Эмоциональное принятие новой социальной ситуации (эмоционально положительное восприятие процесса учения, эмоционально положительное отношение к учителю, эмоционально положительное отношение к себе в новой роли, эмоционально положительное восприятие отношений с одноклассниками)

Иными словами процесс адаптации у первоклассников характеризуется следующими основными изменениями:

-Происходит физиологическая подстройка деятельности функциональных систем организма первоклассника в соответствии с изменившимися режимом и нагрузкой.

-Формируются и осваиваются способы и приемы новой деятельности – процесса учения.

-Эмоциональная сфера первоклассника оценивает изменения в окружающей реальности как субъективно комфортные/дискомфортные и таким образом осуществляет регуляцию его поведения и деятельности.

Для изучения физиологической подстройки организма учеников (на предмет количественного анализа заболеваний в первоначальный период адаптации, наличие психосоматической симптоматики) был проведен анализ медицинской статистики и опрос родителей.

У многих сформирован навык учебной деятельности: на уроках слышат и правильно выполняют инструкции учителя, у основной массы учащихся сформирована функция произвольности, многие учащиеся имеют навык чтения, счёта. На уроках не всегда активны, но старательны, проявляют интерес к заданиям учителя.

Показатели интеллектуальной готовности к обучению: 38 % — высокий уровень, 42 % — средний, 19 % — низкий. Результаты адаптированности первоклассников показали, что учебная деятельность привлекает не всех учащихся. Это обусловлено недостаточной мотивационной готовностью к школьной жизни, нормы поведения (на уроках, на переменах) приняли не все учащиеся. Ввиду недостаточной сформированности коммуникативного навыка, для некоторых учащихся представляют трудности социальные контакты, что влечёт эмоциональные неблагополучия. Проведённые выше исследования позволили определить:

-что количественного увеличения числа обращений к медицинским работникам не произошло. Психосоматическая симптоматика выявлена у двух учеников.

-отрицательного восприятия к процессу обучения не выявлено.

— отрицательного восприятия учеников к учителю нет.

-трудности в общении с одноклассниками испытывает 1 ученик.

Проанализировав характеристики и уровень воспитанности моих учеников, я пришла к следующему выводу: необходимо разработать программу воспитания, которая поможет учителю в воспитательной работе целенаправленно добиться более желаемых результатов.

Цели и задачи программы «Пусть дети пробуют все, пусть ищут свои дороги. Для них открыты все пути».

Цель программы – создание воспитательной модели позитивной межличностной коммуникации и творческого самоопределения и самореализации ребенка, формирование положительной «Я-концепции».

Цель воспитательной программы класса: развитие личности ребенка через гуманизацию его отношений к себе и миру.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

1.Формирование и укрепление классного коллектива.

2.Диагностика склонностей и познавательных интересов, познавательных мотивов обучающихся.

3.Оказание помощи обучающимся в саморазвитии и самоопределении через организацию воспитательной деятельности.

4.Укрепление психического и физического здоровья обучающихся через организацию спортивно-оздоровительных мероприятий и тренингов.

5.Привлечение детей и их родителей к разнообразной творческой деятельности.

Актуальность программы «Пусть дети пробуют все, пусть ищут свои дороги. Для них открыты все пути».

Младший школьный возраст – это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Поэтому этот возраст является одним из основных этапов воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни.

Цель воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования, предъявляемые обществом, педагог превратил во внутренние стимулы развития личности каждого ребенка, воспитал такие социально значимые качества личности, как долг, честь, совесть, достоинство, толерантность, милосердие.

Программа «Пусть дети пробуют все, пусть ищут свои дороги. Для них открыты все пути»-личностно-ориентированная программа воспитания, в которой абсолютной ценностью являются не отчужденные от ребенка требования к его поведению и мировоззрению, а сам человек, личность. Она обеспечивает:

-гуманное отношение к ребенку;

-удовлетворение образовательных, духовных, культурных, жизненных потребностей и запросов ученика начальной школы;

-помощь в решении его возрастных жизненных проблем;

-поддержку индивидуальности;

-создание среды жизнедеятельности, необходимой для самореализации и свободного самоопределения личности.

В системе воспитания выделяются следующие направления деятельности педагога:

•формирование потребности в здоровом образе жизни; (Раздел программы «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу»);

•патриотическое воспитание; (Раздел программы «Я – гражданин России»);

•экологическое развитие детей; (Раздел программы «Голубая планета»);

•развитие детского коллектива; (Раздел программы «Кто Я? Какой Я?»);

•совместная работа педагога и семьи (Раздел программы «Я, моя семья, мои друзья»).

•Формирование ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (Раздел программы «Как прекрасен этот мир»)

•воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни; (Раздел программы «Я и мои трудовые успехи»)

Цели и задачи каждого раздела:

Раздел «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу»

Цель: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека; воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.

Задачи:

-сформировать элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного, социально-психологического; о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей.

-сформировать понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества.

-развивать интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях.

-сформировать первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека.

-сформировать первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

Формы реализации:

•Беседа, просмотр учебных фильмов;

•спортивные праздники и соревнования;

•недели здоровья;

•походы выходного дня;

•спортивные секции;

•ярмарка здоровых игр.

•ознакомление со свойствами организма;

•«Если дети любят мыло и зубной порошок, эти дети очень милы — поступают хорошо»;

•«Хорошая, полезная и вкусная еда – здоровью вашему поможет всегда»;

•«Мое чудесное тело»;

•«Наши болезни»;

•«Азбука безопасности»;

•трудовая деятельность;

•художественная деятельность;

Актуальность обучения учащихся основам обеспечения безопасности жизнедеятельности в наше время не вызывает сомнений. Задача педагога — систематизировать знания детей о правилах безопасного поведения в бытовых и экстремальных условиях, сформировать конкретные навыки и модели поведения в обществе. Залогом успешности данной работы может стать сочетание разнообразных по содержанию и форме видов деятельности, что способствует развитию у детей смекалки, фантазии, эрудиции, умения логично рассуждать и делать выводы.

Раздел «Я – гражданин России»

Цель:

формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного выбора поведения и ответственности за него.

Задачи:

-сформировать элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его символах и институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;

-сформировать элементарные представления об институтах гражданского общества и общественном управлении; о правах и обязанностях гражданина России;

-развивать интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

-сформировать уважительное отношение к русскому языку и культуре;

-сформировать начальные представления о народах \России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;

-сформировать элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и ее народов;

-мотивировать стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, города;

-воспитывать уважение к защитникам Родины;

-развивать умение отвечать за свои поступки.

Формы реализации:

•изучение российской символики и законов страны;

•знакомство с великими и знаменитыми людьми, писателями, художниками, с национальным прикладным искусством;

•разучивание народных игр;

•ознакомление с историей возникновения православных праздников;

•восстановить утраченные связи современного человека с исторической памятью;

•посещение школьного музея;

.

Раздел программы «Голубая планета»

Цель:

воспитание эстетического, нравственного и практического отношения к окружающей среде, умения вести себя в ней в соответствии с общепринятыми нормами.

Задачи:

-развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

-формировать ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

-сформировать элементарный опыт природоохранительной деятельности;

-воспитывать бережное отношение к растениям и животным.

Формы реализации:

•участие в субботниках;

•трудовой десант;

•проведение экологических операций;

•озеленение класса, территории школы, села;

•встречи с природой (экскурсии, походы, путешествия);

•проведение экологических акций;

•викторины, конкурсы, игры.

Раздел программы«Кто Я? Какой Я?»

Цель:

передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей.

Задачи:

•формировать у учащихся культуру общения в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик», «взрослый-ребенок»;

•создавать в детском коллективе одинаковые условия для общения всех учащихся класса;

•учить учащихся приемам преодоления проблем в общении.

Формы реализации:

•изучение способности к общению каждого ученика в детском коллективе;

•социометрия;

•игра «Путешествие по морю любимых занятий»;

•проведение познавательных бесед и игр (заочные путешествия, викторины);

•проведение диспутов, помогающих развивать диалогичное мышление, выдвигать необычные гипотезы;

•обучение диалогу на уроке, что способствует подготовке детей к творческому труду.

•игры и упражнения для детей с затруднениями в общении;

•игры и упражнения на формирование уверенности в себе;

•упражнения на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим;

•игры и упражнения на ослабление негативных эмоций.

Игры и упражнения не только помогут детям преодолеть эмоциональные проблемы, развить уверенность в себе, воображение, ловкость и смекалку, но и помогут получить огромную радость от общения друг с другом. А главное назначение-помочь детям и взрослым жить вместе дружно, радостно и свободно.

Общение ребенка-это не только способность вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно слушать, использование мимики и жестов для более эффективного выражения своих мыслей, а также осознание особенностей себя и других людей и учет их в ходе общения. Если не научить ребенка грамотно общаться с детства, эта проблема будет сопровождать его всю жизнь. Необходимо помочь ему наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом развития личности..

Раздел программы «Я, моя семья, мои друзья»

Цель:

максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию личности.

Задачи:

•организация и совместное проведение досуга детей и родителей;

•организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций и бесед;

•создание условий для благоприятного воздействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и их родителей;

•обучение родителей умению быть родителем, владеть приёмами воспитания и взаимодействия с детьми.

Формы реализации:

•связь внеурочной деятельности с учебным процессом;

•участие в школьных, районных, региональных олимпиадах и конкурсах;

•семейные соревнования;

•дополнительное образование (посещение секций, кружков);

•создание проектов;

•знакомство с профессиями родителей;

•укрепление классных и школьных традиций;

•встреча с ветеранами войны и тыла.

Необходимо, чтобы сложились добрые отношения с родителями. В работе с родителями учащихся использовать коллективные и индивидуальные формы взаимодействия. Причём, в том и другом случае, реализовывать как традиционные (родительские собрания, индивидуальные консультации, посещения на дому), так и нетрадиционные формы работы (родительские вечера, тематические консультации, «Телефон доверия»). Для решения возникающих проблем регулярно собирать на свои заседания родительский комитет. Постоянно проводить индивидуальную работу с родителями.

Раздел программы «Как прекрасен этот мир».



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap
sitemap