Программа по воспитанию правовой культуры и законопослушного поведения



муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Шегарская средняя общеобразовательная школа №2»

Программа

по воспитанию правовой культуры

и законопослушного поведения школьников

«Гражданин ХХI века»

на 2011-2014 гг.

Автор – составитель:

Сидорова Елена Александровна,

заместитель директора по ВР

Мельниково — 2012

Содержание

Паспорт Программы……………………………………………………………..3

Основные положения программы…………………………………………7

Направления Программы ……………………………………………….. 14

Содержание Программы ………………………………………………….16

Литература……………………………………………………………………….24

Приложения

Паспорт Программы

1.

Полное название программы

Программа

по воспитанию правовой культуры и законопослушного поведения школьников

«Гражданин ХХI века»

2.

Статус программы

Школьная программа

3.

Дата принятия и наименование решения о разработки программы

Приказ директора школы от________

«О разработки долгосрочной программы по профилактике правонарушений, преступлений, безнадзорности и вредных привычек»

4.

Заказчик Программы

Администрация школы

5.

Автор -составитель

Заместитель директора по ВР

Сидорова Е.А.

6.

Срок реализации

2011-2014 г.

7.

Цель программы

Совершенствование системы социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на профилактику наркомании и вредных привычек, на устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, правонарушениям, преступлениям, антиобщественным действиям несовершеннолетних.

8.

Задачи программы

— создать условия для минимизации факторов риска детского неблагополучия и более полной реализации позитивных намерений личности растущего ребёнка через личностно – ориентированное воспитание, и комплексное сопровождение детей «группы риска» на основе партнёрского сопровождения всех социальных субъектов системы профилактики;

— обеспечить защиту прав и законных интересов несовершеннолетних;

— развивать систему мер для предупреждения безнадзорности, правонарушений, преступлений; выявлять и устранять причины, способствующие этому;

— создавать условия для социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально – опасном положении;

— повысить духовно-нравственный уровень учащихся;

— формировать ответственное поведение, законопослушного гражданина;

— выявлять и пресекать случаи вовлечения н/л в совершение преступлений и антиобщественных действий;

формировать навыки здорового образа жизни и ценностное отношение к своему здоровью;

9.

Основные направления реализации программы

1.«Школа – правовое пространство»

2. Взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики

3. «Скажи «нет»!»

4. Социально – психологическая служба

5. Духовно-нравственное направление

6. «Зона особого внимания»

7. Мониторинг и диагностика результатов

8. Индивидуально-профилактическая работа

10.

Краткое содержание программы

Содержание Программы ориентировано на личность ребёнка, на развитие его природных задатков, на создание в школе обстановки социальной защищённости, на формирование законопослушного гражданина.

Программа составлена на основе анализа наиболее эффективных форм и методов работы по профилактике правонарушений, преступлений, безнадзорности и профилактике вредных привычек.

11.

Ожидаемые результаты

1. Совершенствование содержания и форм духовно-нравственного воспитания учащихся.

2. Повышение уровня воспитанности учащихся.

3. Наличие форм взаимодействия с учреждениями профилактики.

4. Наличие методического сопровождения.

5. Комплексное сопровождение детей «группы риска» на основе партнёрского сопровождения всех социальных субъектов системы профилактики.

6. Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

7. Наличие условий для социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально – опасном положении.

12.

Участники Программы

Администрация школы

Социальный педагог

Педагог-психолог

Родители учащихся

Классные руководители

Учителя – предметники

Учащиеся школы с 1 по 11 класс

13.

Партнерские отношения

КДН и ПДП

ОУ Шегарского района

Органы социальной защиты населения

Органы управления образованием

Органы опеки и попечительства

Органы управления здравоохранением

Органы внутренних дел

Органы службы занятости

14.

Источники финансирования

Собственные вложения участников программы и возможные иные не запрещенные законодательством источники финансирования (внебюджетные средства)

15.

Организация контроля за выполнением Программы

Реализация Программы рассчитана на 3 года.

Управление Программой осуществляет заместитель директора по ВР.

Контроль за реализацией Программы осуществляют заказчик Программы: Администрация школы

16.

Адрес организации

636130, с. Мельниково, Шегарский р-н, Томская область, ул. Садовая, 28

17.

Телефон (директор)

838(247) 2-30-73

I.    Основные положения Программы

1.1. Пояснительная записка

      Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.

      Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения гимназистов – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.

Одним из важных  средств правового воспитания является юридическая ответственность. Становление государством определенных мер ответственности за те или иные правонарушения необходимо для поддержания правопорядка в городе, в целом по стране.

Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения гимназистов необходимо рассматривать как фактор проявления правовой культуры личности. К структурным элементам правовой культуры личности относится знание системы основных правовых предписаний, понимание принципов права, глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку, убежденность в необходимости следования их требованию, активная жизненная позиция в правовой сфере и умение реализовывать правовые знания в процессе правомерного социально-активного поведения.

Система правового воспитания должна быть ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям юридических норм. Центральной задачей правового  воспитания является достижение такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением школьника.

Важно, чтобы учащиеся хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, знали правоохранительные органы, систему судов в РФ, ориентировались в вопросах правомерного поведения, знали правонарушения и юридическую ответственность, которая предусмотрена за них. Необходимо уделить внимание понятиям «доброта», «порядочность», вопросам морали, морального облика, кодекса чести. В этом состоит уникальность  воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения школьников.

    Проблема воспитания правовой культуры, формирование законопослушного поведения  в настоящее время в стране достаточно актуальна.

    В  последние годы проблема безнадзорности, беспризорности детей школьного возраста стала  одной из главных. Рост  правонарушений  и  преступности в обществе, а,  следовательно, и в среде школьников, рост неблагополучных семей, а также семей находящихся в социально-опасном положении и  не занимающихся воспитанием, содержанием детей  является  основанием воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения,  как учащихся, так и их родителей.

    Противоправные деяния отчетливо проявляются и в детской и в подростковой среде. Вот почему необходимо всестороннее изучение, исследование данной проблемы и ее решение.

    Однако репродуктивное усвоение правовой информации нельзя рассматривать как основную задачу воспитания правосознания школьников, так как современное российское законодательство очень изменилось. Кроме того, правовые знания нужны школьникам не сами по себе, а как основа поведения в различных житейских ситуациях, имеющих юридический смысл. Таким образом, в школьном правовом воспитании необходима  такая педагогическая технология, которая отвечала бы потребностям самого ученика, общества и учитывала закономерности формирования правового сознания.

    Практическая направленность правового воспитания, формирования законопослушного гражданина предполагает, что недостаточно иметь юридическую информацию, важно уметь грамотно ею пользоваться. Только тогда право защищает человека. В процессе учёбы школьники должны освоить специальные умения и навыки, научиться законным и нравственным способам защиты прав и свобод.

Гражданское общество начинается с  воспитания гражданина.

1.2 Обоснование необходимости формирования законопослушного поведения школьников.

«У того, кто решит изучать законы не

останется времени их нарушать».

И.В.Гете

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, а также в Методических рекомендациях «Об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений», утверждённой приказом Министерства образования и науки России от 03.02.2006 года №1 сформулированы важнейшие задачи воспитания школьников:

формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания;

защита прав и интересов обучающихся;

формирование нравственных смыслов и духовных ориентиров;

способности к успешной социализации в обществе и к активной адаптации на рынке труда.

В Федеральном Законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» №120 от 24.06.1999г., ст.14.5 подчеркнута необходимость разработки и внедрения в практику работы образовательных учреждений программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения

несовершеннолетних. Проблема воспитания правовой культуры, формирование законопослушного поведения школьников в настоящее время в стране достаточно актуальна.

В последние годы одной из главных проблем стала безнадзорность и беспризорность детей школьного возраста. Рост правонарушений и преступности в обществе, а следовательно и в среде школьников, рост неблагополучных семей, а также семей находящихся в социально-опасном положении, не занимающихся воспитанием и содержанием детей является основанием воспитания правовой культуры, формирования

законопослушного поведения как учащихся, так и их родителей.

Противоправные деяния отчетливо проявляются и в детской и в подростковой среде. Вот почему необходимо всестороннее изучение, исследование данной проблемы и ее решение.

Однако репродуктивное усвоение правовой информации нельзя рассматривать как основную задачу воспитания правосознания школьников. Правовые знания нужны школьникам не сами по себе, а как основа поведения в различных житейских ситуациях, имеющих юридический смысл.

Таким образом, в школьном правовом воспитании необходима такая педагогическая технология, которая отвечала бы потребностям самого ученика, общества и учитывала закономерности формирования правового сознания.

Практическая направленность правового воспитания, формирования законопослушного гражданина предполагает, что недостаточно иметь юридическую информацию, важно уметь грамотно ею пользоваться. Только тогда право защищает человека. В процессе учёбы школьники должны освоить специальные умения и навыки, научиться законным и нравственным способам защиты прав и свобод, так как гражданское общество начинается

с воспитания законопослушного гражданина.

В связи с этим, Программа представляет собой комплекс организационных, методических, обучающих и воспитательных мероприятий, признанных обеспечить решение основных задач в области правового воспитания.

Необходимость данной программы определяется законодательством:

1. Декларация прав ребёнка (принята ООН в 1959 году)

2. Всеобщая Декларация прав человека

3. Конвенция о правах ребёнка (принята ООН в 1989 году)

4. Конституция РФ

5. Гражданский кодекс РФ

6. Семейный Кодекс РФ

7. Административный Кодекс РФ

8. Уголовный Кодекс РФ

9. Закон Российской Федерации об образовании



10. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

11. О введении в действие санитарно эпидемиологических правил и нормативов СанПиН

12. Федеральная президентская программа «Дети России»

14. Федеральный закон «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений»

15. Федеральный закон «Об основных гарантах прав ребенка в Российской Федерации»

16. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

17. О внесение дополнения и изменения в статью Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

18. Федеральный закон «Об ограничении курения табака»

19. Письмо МО РФ от 21.марта 2002 года №419/28-5«О мерах по выявлению и учёту детей в возрасте 6-15 лет, не обучающихся в образовательных учреждениях»

20. Письмо МО РФ от 26 января 2000 года №22-06-86 «О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков»

21. Приказ МО РФ от 5.02.2002г №330 «О профилактике злоупотребления психоактивными веществами»

22 Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» №120 от 24.06.1999г.

Нормативные документы школы

1. Устав ОУ;

2. Правила поведения обучающихся школы

3. Положение об организации обучения на дому с обучающимися, освобождёнными от посещения ОУ по состоянию здоровья

4. Положение о постановке на внутришкольный учёт обучающихся

5. Положение об организации учёта несовершеннолетних семей, находящихся в социально-опасном положении

6. Положение о Совете профилактики правонарушений

7. Положение о социально-психологической службе

8. Положение о профилактике безнадзорности и правонарушений обучающихся

9. Положение по выявлению несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в МБОУ «Шегарская СОШ №2», по принятию мер по их воспитанию и получению ими общего образования.

10. Порядок по незамедлительному информированию по фактам нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних.

11. Порядок мер дисциплинарного характера, применяемых к обучающимся МБОУ «Шегарская СОШ №2».

12. Должностная инструкция Заместителя директора по учебно-воспитательной работе № 2.

13.Должностная инструкция учителя №6.

14. Должностная инструкция Социального педагога № 8.

15. Должностная инструкция классного руководителя № 19.

16. Должностная инструкция педагога-психолога № 20.

Целью Программы является:

совершенствование системы социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на профилактику наркомании и вредных привычек, на устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, правонарушениям, преступлениям, антиобщественным действиям несовершеннолетних.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

создать условия для минимизации факторов риска детского неблагополучия и более полной реализации позитивных намерений личности растущего ребёнка через личностно — ориентированное воспитание, и комплексное сопровождение детей «группы риска» на основе партнёрского сопровождения всех социальных субъектов системы профилактики;

обеспечить защиту прав и законных интересов несовершеннолетних;

развивать систему мер для предупреждения безнадзорности, правонарушений, преступлений; выявлять и устранять причины, способствующие этому;

создавать условия для социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально – опасном положении;

повысить духовно-нравственный уровень учащихся;

формировать ответственное поведение, законопослушного гражданина;

выявлять и пресекать случаи вовлечения н/л в совершение преступлений и антиобщественных действий;

формировать навыки здорового образа жизни и ценностное отношение к своему здоровью;

Данная Программа предусматривает реализацию следующих направлений:

1.Школа – правовое пространство»

2. Взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики

3. «Скажи «нет»!»

4. Социально – психологическая служба



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap
sitemap