Программа по внеурочной деятельности



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение начальная школа №17

г. Невинномысска

Утверждаю

Директор МБОУ НОШ №17

___________ Т.П.Ткаченко

«_____» __________2012 г.

Программа по внеурочной деятельности

общеинтеллектуального направления

«Чудесная мастерская»

Возраст детей: 7 – 8 лет

Срок реализации: 1 год

Составитель:

Гарасимчук Лариса Александровна

МБОУ НОШ № 17, г. Невинномысск

г. Невинномысск

2012 г.

Пояснительная записка

Декоративное творчество является составной частью общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности. Оно способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов».

Сегодня конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда. Одним из ответов системы образования на этот запрос времени является компетентностно — ориентированное обучение. Данное положение находит отражение в нормативно — правовых документах в области образования. Согласно документам образование должно быть нацелено на формирование у выпускников ключевых компетенций, адекватных социально — экономическим условиям. Задачей начальной школы является формирование и развитие компетенций учащихся, необходимых для самостоятельной деятельности, в том числе общекультурной, коммуникативной, учебно – познавательной, социально – трудовой.

Видеть красоту предметов декоративно — прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для ребенка? В.А.Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка».

Программа способствует:

развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера; помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни;

формированию у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры;

развитию художественно-творческой активности;

овладению образным языком декоративно- прикладного искусства;

формированию понятия о роли и месте декоративно – прикладного искусства в жизни;

освоению современных видов декоративно – прикладного искусства;

обучению практическим навыкам художественно – творческой деятельности;

пониманию связи художественно – образных задач с идеей и замыслами;

умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств;

созданию творческой атмосферы в группе учащихся, на основе взаимопонимания при выполнении коллективной работы;

знакомству с историей пластилина, бумаги и изготовления кукол, народными традициями в данных областях.

Цель программы:

создать условия для формирования интересов детей в приобретении знаний и умений о простейших приёмах и техниках работы с материалами и инструментами, познакомить с разными видами декоративно – прикладного искусства и их историей.

Задачи:

Обучающие:

закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературного чтения, способствовать их систематизации; расширить представления о многообразии видов декоративно – прикладного искусства; формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе декоративно – прикладного искусства;

Развивающие:



реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление; развивать творческие способности; развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях.

Воспитывающие:

воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность; помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.

При разработке данной программы пользовались примерной программой по внеурочной деятельности начального и основного образования под редакцией В. А. Горского, А. А. Тимофеева, Д. В. Смирнова и др. и примерных программ по учебным предметам начальной школы для занятий кружка по декоративно-прикладному творчеству в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения, в связи с введением внеурочной деятельности в учебный план начальной школы. При разработке данной программы были проанализированы программы дополнительного образования по художественно-эстетическому направлению. Эти программы, хотя и представляют значительный интерес с точки зрения организации внеурочной деятельности учащихся, но в основном представлены одним направлением декоративно – прикладного творчества: лепка, вышивка, батик, бисероплетение, и т.п. Работу спланирована так, чтобы она не дублировала программный материал по труду ,а чтобы внеклассные занятия расширяли и углубляли сведения по работе с бумагой и картоном, тканью, пластилином, бросовым материалом, соломкой , а также по работе с другими материалами, совершенствовали навыки и умения, получаемые детьми на уроках. Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность. Значительное место в содержании программы занимают вопросы композиции, цветоведения.

Возраст детей и сроки реализации

Программа разработана для занятий с детьми 7 – 8 лет и рассчитана поэтапное освоение материала на занятиях во внеурочной деятельности в течение 1 учебного года (1 класс).

Основной формой работы являются учебные занятия, которые проводятся 1 раз в неделю. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество. Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий), викторин. Практическая деятельность осуществляется через посещение музея, выставок декоративно – прикладного искусства.

Планируемые результаты:

Освоение детьми программы «Чудесная мастерская» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

Личностные результаты:

интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;

оценивание жизненных ситуаций (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;

чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира;

навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;

в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;

способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;

заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;

проговаривать последовательность действий ;

учиться объяснять свой выбор художественных материалов, средства художественной выразительности для создания творческих работ;

решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;

выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;

учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии и адекватно воспринимать оценку своих работ окружающими.

Познавательные УУД:

осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;

моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества.

отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;

различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;

приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;

осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.

развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства; художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;

развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;

развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства;

Коммуникативные УУД:

сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми

донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;

слушать и понимать речь других;

формировать собственное мнение и позицию;

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

Оценка планируемых результатов освоения программы:

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портфолио.

Итоговое занятие проводится в форме выставки творческих работ учащихся.

Учебно-тематический план

Тематический план занятий по программе «Чудесная мастерская»

1 год обучения. (1 час в неделю)

№ п\п

Разделы, темы

Всего

часов

теория

практика

Сроки выполнения

1

Введение: правила техники безопасности.

1

1

сентябрь

Работа с бумагой.

3

2

Технология изготовления

поделок из гофрированной бумаги «Лилии»

1

1

сентябрь

3

Аппликация «Фрукты»

1

1

сентябрь

4

Осеннее дерево.

1

1

сентябрь

Искусство оригами. История.

5

5

Изготовление игрушки «Лягушонок» в технике оригами.

1

1

октябрь

6

Аппликация «Осенний грибок»

1

1

октябрь

7

Праздничный салют.

1

1

октябрь

8-9

Изготовление открытки.

2

1

1

октябрь

Работа с пластилином.

13

10

Вводное занятие: «Путешествие в страну Пластилинию»

1

1

ноябрь

11

Плоскостное изображение: «Осенняя картинка»

1

1

ноябрь

12

Знакомство со средствами выразительности: «Мой любимый цветок»

1

1

ноябрь

13

«Гусеница на листочке»

1

1

декабрь

14

Плоскостное изображение. «Аквариум»

1

1

декабрь

15

Натюрморт «Овощи»

1

1

декабрь

16

Рельефное изображение «Деревенский дворик»

1

1

декабрь

17

Знакомство с симметрией. «Божья коровка»

1

1

1

январь

18

Знакомство с симметрией. «Бабочки на ромашке»

1

1

январь

19

Лепная картина «Цветы для любимой мамы».

1

1

январь

20

Маки.

1

1



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap sitemap