Программа по внеурочной деятельности Театральный калейдоскоп



«Утверждена»

Директор школы

______Шурметова В.В.

Приказ №____

от «__» ___________

2012 г.

Программа внеурочной деятельности

«Театральный калейдоскоп»

(общекультурное направление)

МБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста

Пелемешская начальная школа – детский сад

Агрызского муниципального района Республики Татарстан

Михеева Эвелина Матвеевна, учитель начальных классов

первой квалификационной категории

с. Пелемеш

2012 г.

Пояснительная записка

Цель программы «Театральный калейдоскоп» — дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области театрального искусства.

Задачи:

Образовательные

Создать условия для развития задатков и способностей, помогающих достижению успеха в театральном искусстве;

Способствовать овладению приёмами исполнительского мастерства;

Формировать навык самостоятельного изготовления кукол, сценических костюмов;

Воспитательные

Работать над формированием нравственного поведения учащихся;

Прививать любовь к труду;

Содействовать развитию самостоятельности в выборе средств создания образа;

Способствовать формированию художественного вкуса детей;

Развивающие

Создать условия для развития речи учащихся;

Работать над развитием памяти, воображения, внимания, эмоциональной сферы;

Развивать активное восприятие слова, музыки.

Содержание программы «Театральный калейдоскоп» способствует достижению целей основной образовательной программы, реализуемой в МБОУ Пелемешская начальная школа – детский сад и соответствует таким задачам программы, как:

Воспитывать высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России;

Развивать творческие способности школьников с учетом их индивидуальных особенностей; сохранять и поддержать индивидуальность каждого ребенка;

Дать каждому ребенку опыт и средства ощущать себя субъектом отношений с людьми, с миром и с собой, способным к самореализации в образовательных и других видах деятельности.

В настоящий момент актуальным является разнообразное использование театрального творчества школьников. Введение занятий театральным искусством в общеобразовательную школу способно эффективно повлиять на образовательный процесс. Сплочение коллектива класса, расширение культурного диапазона учащихся и учителей, повышение культуры поведения – всё это возможно осуществлять через обучение и творчество на театральных занятиях в школе. Особое значение театрального творчества приобретает в начальной школе. Оно не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры, так как для детей игра в этом возрасте – основной вид деятельности, постоянно перерастающий в работу (обучение). Театрализованные игры пользуются у детей любовью. Младшие школьники с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, перевоплощаются в тот или иной образ. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, всегда готовы прийти к ним на помощь. Участвуя в театрализованных представлениях, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Ребёнку нравится играть, особенно со сверстниками. Знакомство с позицией актера-творца накапливает их эмоциональный, интеллектуальный, нравственный, социальный, трудовой опыт и развивает его.

…………………………………………

Единство учебной и внеурочной деятельности по программе «Театр в начальной школе» выражается в связи содержания программы с учебными предметами:

Литературное чтение

Богатый материал для постановок средствами театра представляют былины, народный эпос, мифы, басни, изучаемые на уроках. Это позволяет легко достаточно включать элементы театра в процесс обучения. Сказка как основной материал для театра обладает мощным потенциалом в воспитании нравственной культуры младших школьников. Сказка в опосредованной форме показывает образцы нравственного поведения, герои в них совершают плохие или хорошие поступки, а в конце сказки всегда есть мораль.

Изобразительное искусство

При изучении некоторых тем можно использовать знания, умения, приобретенные на занятиях внеурочной деятельности. Например, в сюжетном рисовании, предполагающем передачу взаимосвязи предметов, ведущим средством является композиция. Моделирование композиции рисунка на фланелеграфе с помощью готовых фигур (героев сказки, предметов декорации) позволяет концентрировать внимание детей на композиционной стороне создаваемого сюжета.

Музыка

Для музыкального оформления пьесы, спектакля можно использовать мелодии, песни, в том числе и в исполнении самих детей. Это украсит театральную постановку, сделает ее более красочной, веселой, легкой для восприятия. Песни, потешки также можно взять в качестве основы для театральных игр.

Родная литература

На сцене можно сыграть сказку, рассказ, прочитанный на уроках родной литературы. Ведь звучание сказки на родном языке – погружение в мир родного языка. За основу театральных игр и этюдов можно брать приговорки, прибаутки, шутки, скороговорки, народные песни. Так можно детей знакомить и приобщать к устному народному творчеству.

Окружающий мир

Для оформления пьесы будет интересным использование звука различных природных явлений: гром, дождь, метель, вьюга; звуков природы: пение птиц, голоса разных животных и т. д. Важно, чтобы дети активно участвовали в звуковом, музыкальном оформлении спектакля.

Технология

При изготовлении кукол, одежды для кукол, реквизитов, картинок-персонажей, предметов декораций для театральных занятий понадобятся знания, умения и навыки, приобретенные обучающимися на уроках технологии.

Татарский язык и литература, иностранный язык

На этих уроках можно ставить театральные миниатюры в форме, например, диалога. Детям так легче будет запоминать слова, обогатится их словарный запас. А учитель сможет проследить за произношением учащихся, умением строить предложения, отвечать на вопросы, за усвоением темы детьми.

Особенности реализации программы

Форма организации внеурочной деятельности «Театр в начальной школе» — кружок.

Занятия проводятся один раз в неделю: 33 часа в первый год обучения, по 34 часа в следующие три года обучения.

Место проведения занятий: в актовом зале или классе.

Виды деятельности: беседы, экскурсия, рисоание, просмотр спектакля, репетиция, игры с превращениями, игры с пением, игры мимики, мини – спектакли, тренинги, показ коллективной творческой работы, посещение театра, участие благотворительном концерте.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Театр в начальной школе»

В процессе занятий по данной программе обучающиеся должны приобрести следующие знания и умения:

Познавательные

знать театры родного города, республики, их особенности;

знать традиции и обычаи коренного народа;

знать некоторые виды театров (кукольный, настольный, теневой, театр игрушек);

знать некоторые приёмы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров;

знать театральные профессии (актер, гример, костюмер, декоратор, режиссер, осветитель, суфлер);

уметь разыгрывать сценки по сказкам, стихотворениям, рассказам, песням с использованием кукол, элементов одежды, декораций;

чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами;

иметь представление о театре, о театральной культуре;

иметь представление об устройстве театра.

Личностные

этические потребности, ценности, чувства, эмоционально-нравственная отзывчивость;

эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;

умение не создавать конфликтных ситуаций и находить выходы из них;

самостоятельность и личная ответственность за свои поступки;

самооценка на основе критериев успешности деятельности;

осознание ответственности человека за общее благополучие;

уважительное отношение к чужому мнению;

Регулятивные

определять общую цель и пути ее достижения;

предвосхищать результат;

выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения;

использовать речь для регуляции своего действия;

вносить изменения в способ действия, в план действия.

Коммуникативные

умение вступать в диалог;

участие в коллективном обсуждении проблем, сотрудничество с группой сверстников, учет разных мнений и умение выразить свое;

умение договариваться и находить общее решение;

формулировать свои затруднения;

проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач;

договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

строить понятные для партнера высказывания, ставить вопросы и обращаться за помощью.

У обучающихся в процессе занятий данным видом деятельности могут быть развиты следующие качества личности:

уважительное отношение к себе и к людям, ко всему живому, природе;

творческие интересы, навыки самостоятельного поиска, творчества;

умение конструктивно общаться;

умение владеть собой, своими желаниями, выражением своих эмоций, действиями и мыслями;

чувство прекрасного, умение видеть и создавать красоту;

умение реалистично оценивать себя и конструктивно определять свои главные жизненные задачи, свое жизненное предназначение;

здоровый и гармоничный образ жизни;

стремление и умение жить в гармонии с собой и миром;

умение создавать и осуществлять жизненные проекты для реализации своего предназначения;

целостные представления о людях и мире.

Контроль и учет знаний, умений обучающихся

В целях учета и контроля знаний, умений и навыков обучающихся могут использоваться следующие формы: фронтальный опрос, самостоятельная практическая работа, тесты, творческая работа в группах, чтение наизусть отрывка произведения. Оценка личностных результатов может осуществляться в ходе разнообразных психолого-педагогических мониторинговых исследований.

Тестовые задания по некоторым темам приведены в одном варианте. Все вопросы и задания разделены на три уровня сложности: уровень А – базовый, В – средней сложности, С – повышенной сложности. К каждому заданию даются три варианта ответа.

Тест по теме «Театральные профессии»

А1. Специалист, который ставит спектакль, называется

1) суфлер;

2) костюмер;

3) постановщик;

А2. Художник, оформляющий сцену, съемочную площадку – это..

1) актер;

2) декоратор;

3) гримёр.

А3. Кто во время представления подсказывает слова роли актерам?

1) суфлер;

2) кукловод;

3) режиссер.

А4. Артист, управляющий куклами из-за ширмы, — это….

1) костюмер;

2) осветитель;

3) кукловод.

А5. Творческий работник, художественный организатор, руководитель театральной постановки – это…

1) актер;

2) режиссер;

3) гримёр.

В 1. Вставьте пропущенное слово:

……. исполняет роли в театральных представлениях.

В 2. Докончите предложение:

Осветитель – специалист, ответственный за ………………………………………………………… .

С 1. Докончите предложение:

Над внешним видом актера в театре работают: ……………………………………………………………………….. .

Тест по теме «Театральная терминология»

А1. Объявление о спектакле, концерте – это…

антракт;

аншлаг;

афиша.

А2. Короткий перерыв между действиями спектакля называется…

авансцена;

афиша;

антракт.

А3. Как называется речь одного лица, обращенная к слушателям или к самому себе?

диалог;

монолог;

аншлаг.

А4. Устанавливаемое на сцене живописное, объемное или архитектурное изображение места и обстановки сценического действия – это…

декорация;

занавес;

кулиса.

А5. Какое слово пропущено?

………………. – это разговор между двумя лицами.

аншлаг;

монолог;

диалог.

В1. Докончите предложение:

Занавес – это несколько соединенных полотнищ, закрывающих сцену от ……………………………………………………………………… .

В2. Вставьте недостающее слово.

Краткая сюжетная схема театрального представления, спектакля – это ……………………………….. .

С1. Одно из значений этого слова: «успешное представление при полном зале». О каком слове идет речь? ……………………………………………………………..

Тест по теме «Устройство театра»

А1. Специальная площадка, на которой происходит представление, называется…

фойе;

сцена;

зал.

А2. Помещение в общественном здании для хранения верхней одежды посетителя – это …

гардероб;

портал;

фойе.

А3. Какое слово пропущено? «……………….. – зал в театре для пребывания зрителей во время антрактов, перед началом спектакля, сеанса.

авансцена;

зал;

фойе.

А4. Род рамы, отделяющей театральную сцену от зрительного зала, называется ….

портал;

гардероб;

антракт.

А5. Передняя часть сцены называется …….

занавес;

авансцена;

портал.

В1. Вставьте пропущенное слово:

Кулиса – это плоская часть театральной декорации в боковой части …………………

В 2. Вставьте подходящие по смыслу слова:

Ширма – комнатная складная переносная перегородка из рам, обтянутых ……………., …………… .

С 1. . Помещение для публики в театре называется …………………… .

Подведение итогов работы проходит в форме отчетного спектакля с приглашением родителей детей, друзей, воспитанников детского сада, библиотекаря.

Тематический план программы

В тематическом плане указывается примерное общее количество часов по темам. При составлении рабочей программы в календарно-тематическом планировании предполагается чередование таких тем, как «выбор пьесы, репетиции и показ спектакля», так как в течение учебного года возможна постановка не только одного произведения. Репертуар подбирается с учетом возрастных особенностей обучающихся.

Первый год обучения Театр картинок (картинки на фланелеграфе)

Название темы.

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие. Особенности театра картинок на фланели.

2



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap sitemap