Программа по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направленияМое здоровье_31796



МУНИЦИПАЛЬНОЕ казенное ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСОШ №17 п. солнечнодольска изобильненского района

Рассмотрена

на заседании МО начальных классов

Протокол № __ от « __»________201 _г.

Утверждена:

Директор МКОУ «СОШ№17»

Куц Б.Н.

Дата___________ Подпись ________

Программа по внеурочной деятельности

спортивно-оздоровительного направления

«Мое здоровье»

Срок реализации: 1 год

Рассчитана на детей младшего школьного возраста (8-9 лет)

Составила:

Петрова Евгения Александровна

учитель начальных классов

п. Солнечнодольск, 2012 г.

Пояснительная записка

Актуальность создания учебной программы «Мое здоровье» для начальной школы продиктована необходимостью решения проблемы кардинального снижения показателей здоровья как взрослого, так и детского населения. Не подлежит сомнению факт, что самое драгоценное у человека – здоровье и только здоровый человек способен быть настоящим творцом собственной судьбы и судьбы своей страны. Как показывает опыт, решать эту проблему необходимо через применение в рамках образовательного процесса здоровьесберегающих педагогических технологий и просвещение детей и родителей, на что и направлена программа “Мое здоровье”.

Содержание данного курса направлено на становление ценностного отношения у учащихся начальной школы к здоровью и здоровому образу жизни, на формирование навыков сохранения и укрепления здоровья через полученные представления и знания об особенностях своего организма, о закономерностях его функционирования и правилах здорового образа жизни.

Отличительные особенности представленной программы заключается в том, что она объединила в себе теоретические сведения из области анатомии, физиологии, гигиены, психологии и ОБЖ, учитывает природно-климатические условия нашего региона. Данная интеграция помогает сформировать у детей осознанный выбор здорового образа жизни, научить бережному отношению к себе и своему здоровью, способствует развитию памяти, мышления, речи, воображения, учит приемам самопознания и саморегуляции.

В программе заложен компонент, обеспечивающий формирование навыков самопознания, саморегуляции ребенка /И. Н. Белозерцев/.

Начиная со второго класса, даются элементарные представления об индивидуальных и личностных особенностях человека, в том числе о чувствах, настроении, эмоциональных переживаниях, о способах самопознания: определения ведущего глаза, уха, индивидуального места посадки в классе как одни из приемов саморегуляции. Учащиеся узнают, что здоровье зависит от микроклимата в классе, что такое психологическое и личное пространство. Знакомятся с тем, как психологическое пространство влияет на общение. Определяют личное психологическое пространство. Рассматривается вопрос о значении семьи в жизни человека. Коллективно составляются и расширяются правила семейного общения, правила знакомства. Дети практически применяют эти правила через проигрывание различных ситуаций во время занятий. Дети обсуждают вопрос о том, что такое здоровье и что такое болезнь, узнают, что здоровье человека связано с его образом жизни, исследуют свой образ жизни, составляют правила и нормы здорового образа жизни.

С самых первых занятий необходимо научить детей анализировать и контролировать свои эмоции и поведение. Для этой цели на уроке проводится психотренинг. Под руководством учителя дети учатся снимать с себя усталость, раздражительность, недовольство и т. д.

Немаловажное значение придается и вопросам безопасности жизнедеятельности. В этом разделе программа продолжает следовать своему основному принципу — формированию у ребенка чувства ответственности за свою безопасность и здоровье.

На уроке учитель использует различные формы фантазирования. Важно постоянно ставить детей в ситуацию аргументированного выбора: нужно чистить зубы или не нужно; заниматься гимнастикой или нет; беречь себя или относиться к себе безразлично. В такую ситуацию, например, ребенок попадает участвуя в игре «Хорошо — плохо». Эта игра дает возможность постепенно подвести ребенка к мысли о противоречивости окружающего мира и научить его творчески решать свои жизненные задачи. Другая форма фантазирования предполагает самостоятельное составление детьми различных загадок.

Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся на ступени начального общего образования являются:

-Закон Российской Федерации «Об образовании»;

-Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

-СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;

-Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,

-Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);

Цель курса – формировать у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему, важнейшие коммуникативные навыки, способствующие успешной социальной адаптации, помочь сделать осознанный выбор здорового стиля жизни.

Задачи:

1.Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания.

2. Формирование потребности в соблюдении правил личной гигиены, режима дня, здорового питания.

3. Формирование понимания важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества.

3. Стимулировать стремление детей к здоровому образу жизни, к улучшению своего физического состояния.

4.Обеспечение физического и психического саморазвития.

Средства достижения цели:

Основные формы подачи материала могут быть разными: игра-путешествие, телепередача, сообщение доктора Айболита, пресс-конференция, комбинированный урок, дни здоровья, конкурсы рисунков. Интегрированный подход к обучению, фантазирование, психогимнастика, аудио сопровождение, просмотр видеофильмов.

Количество часов в год – 50 часов

Количество часов в неделю – 1,5 часа

Возраст детей – 8-9 лет

Планируемые результаты формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Мое здоровье» является формирование следующих умений:

Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Мое здоровье» — является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий при выполнении упражнений на формирование физических качеств.

Умение высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией.

Умение совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД:

Делать предварительный отбор источников информации

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

Коммуникативные УУД:

Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)

Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всех его проявлениях.

В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.

Способы учета знаний и умений

Ведение тетради «Мое здоровье», участие в конкурсах рисунков, агитбригад, создание альманаха «Береги здоровье с молодости», создание проектов, участие в малой научной конференции «Ступени».

Критерии оценки знаний, умений и навыков.

Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в семинарах.

Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление о учебно-исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.

Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно-исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике

Данная программа предполагает, что при переходе в 3 класс объем и уровень знаний должен расшириться и углубиться.

Тематический план

Наименование разделов и тем

Общее кол-во часов

В том числе

Теорет.

Практич.

Раздел 1.

Самопознание и саморегуляция

17

11

6

1

Я не похож на других.

2

1

1

2

Какие мы похожие и разные.

1

1

3

Моя семья.

2

1

1

4

Я как член коллектива.

1

1

5

Наши эмоции. Управление эмоциями.

2

1

1

6

Мои эмоции, чувства и здоровье

2

1

1

7

Режим дня.

1

1

8

Учёба и здоровье.

2

1

1

9

Домашние задания и здоровье.

1

1

10

Отдых для здоровья.

1

1

11

Зачем и как я одеваюсь?

2

1

1

Раздел 2.

Личная безопасность и профилактика травматизма

9

6

3

12

Я и опасность.

2

1

1

13

Безопасность при общении с незнакомыми

1

1

14

Безопасность на водоемах.

1

1

15

“Островок безопасности» ПДД

2

1

1

16

Безопасность при обращении с бытовыми химикатами.

1

1

17

Оказание первой помощи.

2

1

1

Раздел 3.

Организм человека и охрана его здоровья

16

11

5

18

С чего все началось.

1

1

19

Удивительные превращения.

1

1

20



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap sitemap