Программа по внеурочной деятельности ГРАМОТЕЙКА 2 класс



Программа кружка

для учащихся 2 класса

« Грамотейка»

« Без грамматики не выучишь и математики»

Пояснительная записка.

Русский язык – один из основных учебных предметов. От того, как школьники овладеют русским языком, зависит успешность прохождения всего учебного материала.

Развитие пытливости, любознательности каждого ученика , воспитание любви к знаниям и интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей стоящей перед учителем. Решение этой задачи осуществляется как на уроках, так и на кружке «Грамотейка».

Обращение к мнемотехнике – системе различных приёмов – облегчает запоминание и увеличивает объём памяти за счёт искусственных ассоциаций.

Изучение лингвистических интересов учащихся показывает, как велико желание младших школьников узнать новое о русском языке. Строгие рамки урока и насыщенность программы по русскому языку не всегда позволяет ответить на многие вопросы, интересующие детей. В этом случае на помощь приходят занятия кружка «Грамотейка»

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей и развивающей роли внеклассной работы по русскому языку.

Программа рассчитана на 32 часа.

Адаптированная программа В. Лайло «Развитие памяти и повышение грамотности».

Цели:

Способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного материала,

содействовать развитию речи детей ,воспитывать у них интерес к предмету.

Задачи:

воспитание любви к великому русскому языку;

повышение уровня общего развития учащихся ;

развитие интереса к языку как к учебному предмету ;

пробуждение у учащихся потребности к самостоятельной работе над познанием родного слова и над своей речью ;

совершенствование общего языкового развития младших школьников.

«ГРАМОТЕЙКА»

Развитие памяти через установку на запоминание. (Уроки 1 – 7)

1 Диагностика объёма слуховой и зрительной памяти. .09

Получить общую характеристику объёма слуховой и зрительной памяти учащихся данного класса и выявить индивидуальные различия.

2 Продолжение диагностики.

.09

Проверить объём зрительной памяти учащихся на материале разной яркости.

Проверить готовность учащихся к воспроизведению с установкой на запоминание и без такой установки.

3 Обсуждение результатов диагностики. Ознакомление учащихся с планом работы по развитию памяти. .09

Дать каждому учащемуся установку на развитие того или иного качества памяти.

Познакомить с планом работы по развитию памяти.

4 Создание установки на запоминание.

.09

Познакомить учащихся с термином «установка на запоминание».

Показать преимущество «запоминания с установкой» перед «запоминанием без установки».

Заключить с учащимися договор «О запоминании слов педагога с одного раза».

Тренировать умение запоминания задания педагога с одного раза.

5 Приёмы для кратковременного запоминания. .09

Познакомить учащихся с новыми видами работ на уроках русского языка – со зрительными и слуховыми диктантами и с приёмами кратковременного запоминания предложений.

6 Разбивка запоминаемого материала на куски и объединение их в группы.

Показать преимущество запоминания с использованием изученных приёмов.

7 Приемы для заучивания правил.

Познакомить учащихся с приёмами заучивания правил.

8 Контрольная работа.

Проверка объёма зрительной и слуховой памяти.

Развитие приёмов, позволяющих увеличивать объем запоминаемого материала. (Уроки 9 — 16)

9 Диагностика

Проверить, какая память, зрительная или слуховая, преобладает у каждого из учащихся и в классе в целом.

Проверить готовность к воспроизведению.

10 Ассоциативное запоминание.

Познакомить учащихся с приёмом попарного запоминания слов и показать преимущество запоминания с использованием ассоциаций.

11 Приём объединения слов в группы по разным категориям

Познакомить с приём объединения слов в группы по общим признакам.

Провести тренировку по выработке у учащихся умения классифицировать слова.

12 Выстраивание сюжетной линии (для запоминания ряда слов, не связанных между собой).

Учить приёму выстраивания сюжета.

13 Систематизация материала при его воспроизведении.

Показать преимущества использования системы при воспроизведении материала.

14 Зрительные диктанты.

Развивать точность зрительного восприятия для поэтапного увеличения объёма запоминаемого материала и способствовать осознанному запоминанию правильных написаний.

15 Слуховые диктанты.

Развивать слуховое восприятие и память.

16 Контрольная работа.

Проверить объём зрительной и слуховой памяти.

Проверить умения учащихся обобщать слова и использовать систему при воспроизведении материала.

Развитие приёмов деятельного запоминания. (Уроки 17 — 30)

17 Память кратковременная и долговременная. Прием повторения заученного материала.

Помочь учащимся понять разницу между запоминанием на короткое время и навсегда.

Познакомить с одним из секретов запоминания «на всю жизнь».

18 Игры, способствующие запоминанию надолго.

Разучить игры для лучшего запоминания словарных слов и правил правописания.

19 Приём «усиления» при заучивании словарных слов.

Познакомить учащихся с приёмами «усиления» при заучивании запоминаемого материала.

20 Изображение отвлечённых понятий с помощью пиктограммы.

Знакомство с термином «пиктограмма».

Выработка умения изображать отвлеченные понятия в виде рисунков, символов.

21 Изображение суммы и слагаемых.

Составление пиктограмм на компоненты арифметических действий.

22 Пиктограмма уменьшаемого, вычитаемого и разности.

Составление пиктограмм на компоненты арифметических действий.

23 Рисование делимого и делителя.

Составление пиктограмм на компоненты арифметических действий.

24 — 31 Обобщенный способ запоминания. Словарные слова.

Научить приёму укрупнения единиц запоминаемого материала и объединения их вокруг опорного слова, чтобы заучить одновременно несколько словарных слов.

32 Итоговая контрольная работа.

Проверить объём зрительной и слуховой памяти.

Проверить способность учащихся к избирательному запоминанию.

Используемая литература:

В.В. Лайло Развитие памяти и повышение грамотности.

В. Волина «Весёлая грамматика»

В.М. Бурмако «Русский язык в рисунках»

Н.В. Ёлкина «1000 загадок»

Г.А.Бакулина «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка»

Н.В. Новоторцева «Развитие речи детей»

Журналы: «Начальная школа», « Педсовет».



sitemap
sitemap