Программа по русскому языку УМК Школа России ФГОС 2012_5664



Русский язык

К учебнику «Русский язык» автора Т.Г.Рамзаева

Авторская программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Программа по русскому языку соответствует базисному плану МБОУ «Нахабинская гимназия №4»

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения: формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.

Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся:

формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя обшей культуры человека.

Описания места учебного предмета в учебном плане.

На изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 ч. В I классе— 165ч (4ч в неделю, 33 учебные недели): из них 115ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и 50 ч (10 учебных недель) — урокам русского языка.

Во 2—4 классах на уроки русского языка отводится по 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

Общая характеристика предмета

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

развитие коммуникативных умении;

развитие нравственных и эстетических чувств; развитие способностей к творческой деятельности.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления

совершенствовать свою речь.

Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного ( заключительного).

Добукварньй период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача — приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.

Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений: последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению. усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; «осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.

Послебукварный (заключительный) — повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переходк чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, нашиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов.

После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языки и литературного чтения.

Описание ценностных ориентиров описания предмета.

Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:

система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и арфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

орфография и пунктуация;

развитие речи.

Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.

Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма).

Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.),развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.

Программа предусматривает формирование у младших школьником представление о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единство звучания и значения).

Серьезное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка.

Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и

Речевого развития.

Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать, орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.

Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

Результаты изучения курса.

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

1.Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности , формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтови находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4.Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5.Использование различных способов поиска (в справочных источниках, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9.Определение общей цели и путей её достижения; умение догова-риваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватнооценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10.Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учётаинтересов сторон и сотрудничества.

11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Умение работать в материальной и информационной среде начальною общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Предметные результаты

Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям обшей культуры и гражданской пошипи человека.

Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов.. Владение умением проверять написанное.

Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе: об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

Содержание курса.

Виды речевой деятельности:

Слушание.

Говорение

Чтение

Письмо

Обучение грамоте:

Фонетика

Графика

Чтение

Письмо

Слово и предложение

Орфография

Развитие речи

Систематический курс:

Фонетика и орфоэпия

Графика

Лексика

Состав слова (морфемика)

Морфология

Имя существительное

Имя прилагательное

Местоимение

Числительное

Глагол

Наречие

Предлог

Союз

Частица

Синтаксиз

Простое предложение

Сложное предложение

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания и пунктуации:

сочетания жи—ши. ча—ща, чу—щу в положении под ударением;

сочетания чк—чн. чт. нч. шн и др.;

перенос слов;

прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

проверяемые безударные гласные в корне слова;

парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

непроизносимые согласные;

непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова

гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

разделительные ъ и ь;

мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь,

рожь, МЫШЬ)’,

соединительные о и е, в сложных словах (самолёт, вездеход);

е и и в суффиксах имен существительных (ключик — ключика, замочек — замочка);

безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);

безударные падежные окончания имён прилагательных;

раздельное написание предлогов с именами существительными;

раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

раздельное написание частицы не с глаголами;

мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственной) числа (читаешь, учишь)’.

мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;

безударные личные окончания глаголов;

раздельное написание предлогов с другими словами;

знаки препинания в копне предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;

знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;

запятая при обращении в предложениях;

запятая между частями в сложном предложении.

Развитие речи

Текст

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, и поженив с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочи пение-описание, сочинение-рассуждение.

Тематическое планирование

Систематический курс (560 часов)

1 класс (50 часов)

Наша речь (2 часа) – Язык и речь

Текст, предложение, диалог (3 часа)

Слова, слова, слова (4 часа)

Слово и слог. Ударение (6 часов) – Слово и слог (2 часа); перенос слов (2 часа); ударение (2 часа)

Звуки и буквы (34 часа) – Звуки и буквы (2 часа); русский алфавит, или Азбука (2 часа); гласные звуки (3 часа); ударные и безударные звуки (5 часов); проверочный диктант; согласные звуки (3 часа); твердые и мягкие согласные звуки (3 часа); мягкий знак, как показатель мягкости согласного звука (3 часа); согласные звонкие глухие (5 часов); проверочный диктант; шипящие согласные звуки (5 часов); заглавная буква в словах (3 часа)

Повторение (1 час)

2 класс (170 часов)

Наша речь (3 часа) – Виды речи (2 часа); диалог и монолог (1 час)

Текст ( 4 часа) – Текст (2 часа); части текста (2 часа)

Предложение (12 часов) – Предложение (3 часа); члены предложение (9 часов)

Слова, слова, слова (18 часов) – Слово и его значение (4 часа); синонимы и антонимы (4 часа); однокоренные слова (4 часа); слог, ударение, перенос слова (6 часов)

Звуки и буквы (59 часов) – Звуки и буквы (1 час); русский алфавит, или Азбука (3 часа); гласные звуки (2 часа); правописание слов с безударным гласным в корне (15 часов); согласные звуки (1 час); согласный звук [Й’] и буква «И краткое» (1 час); слова с удвоенными согласными (2 часа); твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения (2 часа); мягкий знак (3 часа); правописание буквосочетаний с шипящими звуками (8 часов); звонкие и глухие согласные звуки (1 час); правописание слов с парным по глухости – звонкости согласным на конце слова и перед согласным (14 часов); обобщение знаний (2 часа); разделительный мягкий знак (4 часа)

Части речи (58 часов) – Части речи (2 часа); имя существительное (19часов); глагол (12часов); имя прилагательное(12 часов); местоимение (4 часа); предлоги (6 часов)

Повторение (16 часов)

3 класс (170 часов)

Язык и речь (2 часа)

Текст. Предложение. Словосочетание (14 часов) — Текст (2 часа); предложение (1 час); виды предложений по цели высказывания и по интонации (3 часа); предложение с обращением (1 час); состав предложения (3 часа); простое и сложное предложение (2 часа); словосочетание (2 часа)

Слово в языке и речи (19 часов) – Лексическое значение слова (2 часа); амонимы (1 час); слово и словосочетание (1 час); фразиологизмы (2 часа); части речи (5 часов); однокоренные слова (1 час); слово и слог, звуки и буквы (7 часов)

Состав слова (16 часов) – Корень слова (3 часа); окончание (3 часа); приставка (3 часа); суффикс (3 часа); основа слова(1 час); обобщение знаний о составе слова (3 часа)

Части речи (76 часов) – Части речи (1 час); имя существительное (30 часов); имя прилагательное (19 часов); местоимение (5 часов); глагол (21 час)

Повторение (14 часов)

4 класс (170 часов)

Повторение (11 часов) – Наша речь и наш язык (1 час); текст (3 ч); предложение (3 ч); обращение (1 час); главные и второстепенные члены предложения (2 часа) словосочетание (1ч)

Предложение (9 часов) – Однородные члены предложения (5 часов); простые и сложные предложения (4 ч)

Слово в языке и речи (21 час) – Лексическое значение слова (4 ч); состав слова (10 ч); значимые части слова (4ч); правописание гласных и согласных (4 ч); правописание твердого и мягкого разделительных знаков (2 часа); части речи (7 ч)

Имя существительное (43 часа) – Изменение по падежам (5 ч); три склонения имен существительных (8 ч); правописание безударных падежных окончаний в единственном числе (20 ч); правописание безударных падежных окончаний во множественном числе (8 часов); обобщение знаний (2 часа)

Имя прилагательное (30 часов) – Повторение и углубление представлений об имени прилагательном (4 ч); изменение по падежам имен прилагательных (2 часа); склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе (10 часов); склонение имен прилагательных мужского и среднего рода во множественном числе (5 часов); обобщение знаний (2 часа)

Личные местоимения (7 часов) – Местоимения (2 часа); изменение по падежам личных местоимений, правописание местоимений (5 часов)

Глагол (34 часа) — Повторение и представление о глаголе (3 часа); неопределенная форма глагола (5 часов); первое и второе спряжение глаголов (3 часа); правописание глаголов с безударными личными окончаниями (8 часов); правописание возвратных глаголов (3 часа); правописание глаголов в прошедшем времени (3 часа); обобщение по теме (4 часа)

Повторение (15 часов)



sitemap
sitemap