Программа по русскому языку для работы с дошкольниками



МУ «Информационно-методический центр» исполнительного комитета Мамадышского муниципального района Республики Татарстан

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 города Мамадыш» Мамадышского муниципального района Республики Татарстан

В. А. Селезнева

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



«Дошкольнику – русский язык»

Г. Мамадыш 2012год.

Печатается по решению МУ «Информационно-методического центра» исполнительного комитета Мамадышского муниципального района Республики Татарстан

Составитель: Валентина Арсентьевна Селезнева-учитель начальных классов высшей квалификационной категории муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №4 города Мамадыш» Мамадышского муниципального района Республики Татарстан

Рецензенты: И.Р.Гилязова — методист МУ «Информационно-методического центра» исполнительного комитета Мамадышского муниципального района Республики Татарстан

Р.А.Аглямова – заместитель директора по учебной работе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №4 города Мамадыш» Мамадышского муниципального района Республики Татарстан

Программа находится в стадии апробации.

В данной программе представлена характеристика опыта работы с дошкольниками. Программа обеспечивает обогащение активного словаря ребенка, связной речи, формирование умений составлять предложения, описательный, повествовательный рассказ, рассказ-рассуждение. Особое внимание уделено специальной подготовке к изучению русского языка в школе, обучению чтению и подготовке руки ребенка к письму. Большое внимание уделяется развитию фантазии, воображения, словесного творчества ребенка.

Содержание: стр.

Нормативно-правовая и документальная основа.— 4

Введение.————————————————— 5

Пояснительная записка.——————————— 5

Цели и задачи.——————————————— 6

Принципы программы.———————————- 8

Научно-методическое обеспечение.—————— 9

Материально-техническое обеспечение.———— 9

Предполагаемые результаты.————————- 10

Тематическое планирование.————————- 12

Игры, используемые на занятиях.——————- 13

Используемая литература.————————— 23



Нормативно-правовая и документальная основа:

Закон Российской Федерации « Об образовании».

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации.

Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях.

Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательных учреждениях.

Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в общеобразовательных учреждениях. (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16).

Должностная инструкция классного руководителя.

Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям образования.

Введение.

Правовыми основами развития и функционирования дошкольного и начального образования в России являются документы, принятые международными организациями (Международная Конвенция о правах ребенка, Декларация прав ребенка), а также законы Российской Федерации (Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации «Об образовании»). Для концепции непрерывного образования особенно важны следующие положения этих документов: конституционное право каждого ребенка как члена общества на охрану жизни и здоровья, получение образования, гуманистического по своему характеру; бережное отношение к индивидуальности каждого ребенка; адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки детей.

Демократические преобразования в российском обществе привели к серьезным изменениям в системе дошкольного и начального школьного образования, которые коснулись как организационной, так и содержательной стороны этих ступеней образования.

Пояснительная записка по курсу

«Дошкольнику – русский язык».

Актуальность.

Хорошее знание русского языка является основой успешного обучения детей в школе.

Практическое овладение русским языком невозможно без знания определенного количества слов. Следовательно, при первоначальном обучении дошкольников русской речи одно из главных мест занимает словарная работа. Задачами словарной работы является накопление запаса слов, усвоение новых значений известных слов, законов их сочетаемости, формирование навыков употребления их в речи.

Богатство словаря – признак развития человека, поэтому работе над словарем придается большое значение.

Чтобы начать говорить на определенном языке, нужно овладеть арсеналом языковых единиц, созданным предшествующими поколениями, а также усвоить правила их использования в речи.

Слово – основная единица языка. В речи слово живет в определенном значении и в соответствующем оформлении.

Каждый ребенок живет в определенной культурной среде, слыша вокруг себя один или несколько языков. Для каждого языка усваиваются фонетика, словарь, правила составления предложений. Все, что выучил ребенок в период дошкольного детства, он запомнит на всю жизнь.

Курс «Дошкольнику — русский язык» предназначен для дошкольников и рассчитан на 24 часа.

Режим занятий: Занятия организованы по два часа в неделю (с марта по май).

Социальная цель — обеспечение возможности единого старта шестилетних первоклассников;

педагогическая цель — развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста, формирование его готовности к систематическому обучению.

Программа «Дошкольнику – русский язык» построена в соответствии с логикой психического развития дошкольников: мышления, воображения, внимания, объяснительной речи; произвольности процессов.

Программа обучения и развития детей шестого года жизни построена на основе следующих принципов:

реальный учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития, актуальность для ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений и др.; личностная ориентированность процесса обучения и воспитания;

учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность — ведущую для этого периода развития;

сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка;

обеспечение необходимого уровня сформированности психических и социальных качеств ребенка, основных видов деятельности, готовности к взаимодействию с окружающим миром;

обеспечение поступательности в развитии ребенка, его готовности к обучению в школе, к принятию новой деятельности; создание условий для единого старта детей в первом классе, обеспечение педагогической помощи детям с отставанием в развитии;

Раздел русский язык  обеспечивает обогащение активного словаря ребенка, связной речи, формирование умений составлять описательный, повествовательный рассказ, рассказ-рассуждение. Особое внимание уделено специальной подготовке к изучению русского языка в школе, обучению чтению и подготовке руки ребенка к письму. Большое внимание уделяется развитию фантазии, воображения, словесного творчества ребенка.

Подготовка к обучению грамоте

           Дать представление о структуре речи: звуках, буквах, предложении. Дать понятие    звук и буква, гласные и согласные звуки и буквы, твёрдые и мягкие звуки.

          Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений на слова.

 Обучать делению на слоги, учить составлять слова из слогов. Дать понятие ударения. Подготовка руки к письму.

                                      

   

Основные принципы организации занятий:

Ведущим является субъект — субъективные отношения, т.е. полноценного межличностного отношения, основанного на доверии, без подозрений, неискренности, страха.

Принципы добровольности предполагает добровольное участие в играх и упражнениях.

Принципы активности предполагает вовлечение детей в специально разработанные действия. Это могут быть активные игры на запоминания, внимательность, упражнения в тетради и т.д.

Формы контроля:

Степень помощи, которую оказывает взрослый обучающемуся при выполнении заданий: чем помощь взрослого меньше, тем выше самостоятельность обучающихся и, следовательно выше развивающий эффект занятий;

Поведение обучающихся на занятие: живость, активность, заинтересованность;

Результаты выполнения диагностических заданий.

Материально-техническое обеспечение:

выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий,

материалы для оформления и творчества детей,

наличие канцелярских принадлежностей,

аудиоматериалы и видеотехника,

компьютеры,

проектор,

экран и др.

Методы и приемы

Диагностический метод

Наблюдение;

Беседа;

Сказкотерапия;

Психологические игры и упражнения.

Ожидаемые результаты

Данный систематический курс должен создать условия для развития у детей познавательных интересов. Предполагается становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, исчезновение боязни ошибочных шагов, снижение тревожности и необоснованных беспокойств.

В процессе обучения русскому языку дети должны научиться воспринимать и понимать русскую речь на слух и говорить по-русски в пределах доступной для них тематики усвоенных слов, грамматических форм, синтаксических конструкций и несложных образцов связной речи, что является одной из важных задач подготовки детей к обучению в школе.

К концу курса дошкольники должны уметь:

участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы  и отвечать на них;

различать понятия «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»;

называть в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах,

находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;

знать все буквы алфавита, называть их и находить в словах;

пересказывать и драматизировать  небольшие литературные произведения;

осознанно составлять  рассказ по серии картинок;

 рассказать сказку; загадать загадку, выразительно, в собственной манере прочесть стихотворение;

К концу курса дошкольники должны научиться:

В  процессе моделирования учиться различать слово и предложение, составлять предложения по образцу и самостоятельно. В игре строить модели предложений.

Выделять часто встречающийся в словах звук, обозначать его соответствующим знаком-заместителем. Следуя образцу, интонационно выделять в слове звук, называть его изолированно; называть слова по определенному фонематическому признаку, называть пары звуков по твердости-мягкости.

Соотносить произносимое слово со схемой его звукового состава, проводить звуковой анализ слов из трех-пяти звуков (в процессе моделирования).

Различать и обозначать соответствующим знаком-заместителем гласные, твердые и мягкие согласные звуки. В соответствии с игровыми правилами менять звуковой состав слова,

называть слова с определенным звуком, заданной звуковой структурой слова и т. п.

Самостоятельно сравнивать результаты своей работы с образцом.

       

Тематическое планирование занятий  по курсу «Дошкольнику – русский язык»

(24  часа)

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

1.

 Знакомство. В мире звуков. Формирование представления о звуках. Игра «Угадай звук»

2

2.

Звуки и буквы.  Игра «Найди букву»

1

3.

Путешествие по Алфавиту. Игра «Я знаю пять имён (названий)…»

2

4.

Слова – признаки. «Комплименты»

1

5.

Гласные звуки. Игра «Эхо»

1

      6.

Согласные звуки. Игра «Доскажи словечко

1

      7.

 Твёрдые и мягкие звуки. Игра «Камень – вата».

1

8.

Звонкие и глухие согласные. Игра «Превращение слов»

1

9.

Буква и звук. Игра «Доскажи словечко»

2

10

Шипящие звуки.

2

11.

Слоги. Ударение.

2

12.

Чтение слогов.

2

13.

Наша речь. Игра «Что и когда происходит»

2

14.

Устная и письменная речь.

2

15.

Предложения. Слова. Игра «Закончи предложение»

2

Итого

24 часа

Используемые игры на занятиях.

«Слова-признаки». «Комплименты» (Рука, волосы, глаза) Дети стоят в кругу, держась за руки. Участник, поворачиваясь к соседу справа, говорит, какая у него рука т.е. называет слова-признаки (мягкая, теплая и т.д.)

«Детектив» Ребенку предлагается несколько слов или предметов. Его задача: найти в них отличие и сходство. Например: кукла-человек, телевизор- радио, самолет-птица, курица-соловей и т.д.

«Не ошибись!» Один ученик называет слово, а другой — на последнюю букву этого слова и т.д. Задача каждого: быстро придумать слово и не ошибаться. Например: дом-машина – арбуз – заяц – и т.д.

«Послушай, произнеси и запомни !»Конкурс на лучшее запоминание и произнесение скороговорок.

У осы не усы, не усищи, а усики.

Погода размокропогодилась.

Хвалю халву.

У нас гость унес трость.

Все бобры для своих бобрят добры.

У елки иголки колки.

У ежа-ежата, у ужа-ужата.

Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.

Полпогреба репы, полколпака гороху.

Ткет ткач ткани на платки Тане.

От топота копыт пыль по полю летит.

Верзила Вавила весело ворочал вилы.

«Найди, докажи, составь!» Ребятам предлагается ряд слов. В каждом ряду есть одно лишнее слово. Его надо найти; доказать, что оно лишнее; составить с ним предложение.

Роза, ромашка, лютик, малина, сирень.



Отец, бабушка, девочка, дочь, мать.

Масленок, мухомор, груздь, подосиновик и т.д.

«Что можно сделать из…»Вокруг нас встречается много разных материалов: дерево, ткань, металл, стекло, пластмасса и т.д.

Придумайте как можно больше предметов, которые можно сделать из этого материала.

«Необычные слова» Используя три данных слова, составь из них как можно больше предложений.

Комар, ползать, тяжелый

Грустный, покрывало, жевать

Альбом, собака, кошка

Лампочка, дерево, высокий

Автомобиль, мартышка, человек и т.д.

«Доскажи словечко» Детям предлагаются отрывки из знакомых сказок с пропущенными словами. Задача детей: как можно быстрее вспомнить пропущенные слова.

«Сочиняем стихи по опорным словам»

Детям предлагается несколько слов. Задача: составить с ними стихотворение.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap
sitemap