Программа по Ритмической гимнастике



Пояснительная записка

Учебный план дополнительного образования ГОУ детского сада № на 2009 –2010 учебный год составлен с учетом специфики учреждения и в соответствии с Инструктивно- методическим письмом Министерства образования РФ от 14.03.2000г. № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучении».

Основная цель дополнительного образования – приобщение детей к занятиям физической культурой, сформировать потребность, а в последующем привычку, самостоятельно заниматься физическими упражнениями, тем самым привлечь детей к здоровому образу жизни. Недостаточный двигательный режим – одна из причин ослабления организма ребенка. С помощью проведения ритмической гимнастики можно восполнить недостаток двигательной активности, которая присутствует в дошкольных учреждениях, в первую очередь из-за большой переполняемости групп. В наше время встречается очень много гиперактивных детей, которые нуждаются в дополнительной двигательной активности. Актуальность проблемы и определила необходимость создания дополнительного образования «Ритмическая гимнастика»

Ритмическая гимнастика

Программа дополнительного образования по Ритмической гимнастике составлена на основе программы «Са-Фи-Дансе» автор Ж.Е. Фирилева, Е.Г. Сайкина /рекомендована Министерством образования Российской Федерации в качестве программы воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста/.

Целью программы ритмической гимнастике является содействие всестороннему, гармоничному развитию личности дошкольника средствами танцевально – игровой гимнастики.

Задачи:

Укрепление здоровья:

формировать правильную осанку

содействовать профилактике плоскостопия

способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата

Совершенствование психомоторных способностей:

развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, скоростно-силовые и координационные способности

содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умение согласовывать движения с музыкой;

формировать навыки выразительности, пластичности, грациозности.



Развитие творческих и созидательных способностей:

развивать мышление, воображение, находчивость и познавательную активность

формировать навыки самостоятельности выражения движений под музыку

развивать чувство товарищества, взаимопомощи и трудолюбия.

Система занятий дополнительного образования основана на обучении, который носит развивающий характер и направлен на формирование у детей разнообразных способностей.

Каждое занятие программы представляет собой единство содержательных, методических и организационных элементов.

Занятия проводятся в сопровождении рассказов, речитативов, во время которых педагог предлагает детям выполнить цепь последовательных упражнений. Так создается ряд знакомых каждому ребенку образов, воображаемая игровая и ролевая ситуация, сюжет, правила для действий с предметами и без них. В сюжетных уроках предварительная подготовка создает благоприятные условия для их проведения и освоения программного материала.

Срок обучения:

Программа рассчитана на развитие детей от 4 до 7 лет.

Срок реализации программы: 3 года

Занятия проводятся с детьми малыми подгруппами (8-10 человек) во второй половине дня. Также предусматривается индивидуальная работа с детьми, со способными и одаренными в двигательном и музыкальном плане, неуверенных в своих силах детьми.

Заведующая ГБОУ д/с №

Пояснительная записка

к учебному плану дополнительного образования

ГОУ – детский сад комбинированного вида №

Дополнительное образование – это непрерывная, многоуровневая система образования, в сочетании с системой базового образования и составляющая с ним единое образовательное пространство. Дополнительное образование не имеет фиксированных сроков завершения и последовательно переходит из одной стадии в другую. На первом этапе создается благоприятная почва для овладения деятельностью ребёнком, затем обеспечивается творческое взаимодействие между детьми, которое переходит в самостоятельное творчество.

Дополнительное образование относится к сферам наибольшего благоприятного для развития личности каждого ребёнка, оно действительно «своё», личностное, т.к. осуществляется по выбору, по «душе», по интересам. Дополнительное образование обеспечивает совершенствование всех сторон человеческого «Я».

Ритмическая гимнастика

Обучение ритмической гимнастике осуществляется на основании программы «Са-Фи-Дансе» (автор Ж.Е. Фирилева, Е.Г. Сайкина)

Целью программы ритмической гимнастике является содействие всестороннему развитию личности дошкольника средствами танцевально – игровой гимнастики.

Задачи: укрепление здоровья, совершенствование психомоторных способностей, развитие творческих и созидательных способностей.

Система занятий дополнительного образования основана на обучении, который носит развивающий характер и направлен на формирование у детей разнообразных способностей.

Срок обучения: три года. Проводятся подгрупповые и индивидуальные занятия со способными и одаренными в двигательном и музыкальном плане, неуверенных в своих силах детьми.

Условия реализации программы

Кадровое обеспечение

С детьми по программе «Са-фи-дансе» работает педагог – высшее профессиональное, имеет 1 взрослый разряд по спортивной гимнастике, стаж работы 3 года.

Сведения о помещении

Занятия проводятся в групповых помещениях.

Материально – техническое обеспечение

Методическое обеспечение

1 Музыкальный инструмент – фортепиано, музыкальный центр, детские музыкальные инструменты, маты, флажки, стулья, микрофон, звукоусилительная аппаратура, колонки, наличие возможности записи фонограмм

1. Информационная и справочная литература.

2. Соответствующая росту и возрасту детей мебель.

2. Методическая литература

3. Записи фонограмм детских песен, классических произведений на аудиокассетах и компакт-дисках.

3. Наглядные пособия (плакаты с изображением ОРУ)

Фонограммы песен

Муз. Б.Карамышева «Русский лирический»

«Кузнечик» «песня о кузнечике» на муз. В. Шаинского

«Большой олень» И. Мазнин, А.Фомина

«Песенка о лете» Е. Крылатов

«На крутом бережку» Б. Савельева, А. Хайт, из мультфильма «Приключения кота Леопольда»

«Голубой вагон» В. Шаинский

«Песня Муренки» М. Пляцковский, Ю. Антонов

«Песня Водяного» М. Дунаевский

«Танец утят» французская народная песня

«От улыбки» В. Шаинский, М. Пляцковский

«Я танцую» В. Дашкевич, Ю. Михайлов»

«Тик-так» З. Петров, А. Островский

«Старый жук» из кинофильма «Золушка»

«Бременские музыканты» Г.Гладков, Ю. Энтин

«Лукоморья» А. Пушкин

Прогнозируемый результат и методы его контроля по окончании реализации программы

В конце первого полугодия результаты работы по программе могут быть представлены ритмическими танцами, включенными в спортивные праздники, новогодние утренники. В конце года результаты могут быть представлены в спортивном празднике, ритмопластическом спектакле.

Первый год обучения.

По прошествии первого года обучения занимающиеся получают следующие знания, умения и навыки.

Знают

Умеют

Назначения спортивного зала и правила поведения в нем

Ориентироваться в зале, строиться в шеренгу.

Выполнять ритмические танцы и комплексы упражнений первого года обучения под музыку, овладевают навыками ритмической ходьбы.

Хлопать и топать в такт музыки.

В музыкально-подвижной игре представить различные образы (зверей, птиц, растений, фигуры и т.д.).

Второй год обучения.

Знают

Умеют

О назначении отдельных упражнений танцевально-ритмической гимнастики.

Основные танцевальные позиции рук и ног.

Выполнять простейшие построения и перестроения.

Исполнять ритмические, бальные танцы и комплексы упражнений второго года обучения под музыку.

Ритмично двигаться в различных музыкальных темпах и предавать хлопками и притопами простейший ритмический рисунок.

Выполнять простейшие двигательные задания по креативной гимнастике этого года обучения

Третий год обучения

Знают

Умеют

Правила безопасности при занятиях физическими упражнениями без предметов и с предметами.

Владеют навыками по различным видам передвижений в общеразвивающих и танцевальных упражнениях.

Исполнять ритмические, бальные танцы и комплексы упражнений, а также двигательные задания по креативной гимнастике этого года обучения.

Передавать хорактер музыкального произведения в движении (веселый, грустный, лирический, героический и т.д.)

Мониторинг умений и навыков на занятиях ритмической гимнастики

Очень важную роль играет мониторинг системы контроля, который является проверкой усвоения и выработки умений и навыков.

В ходе контроля проверяется соответствие доступных детям умений и навыков, появляется возможность выявить проблемные области в работе, зафиксировать удачные методы и приемы, проанализировать, какое содержание обучения целесообразно расширить, а какое исключить из учебной программы.

Со стороны ребенка устанавливается, каковы конкретные результаты его деятельности на занятие, что усвоено легко и прочно, а что нуждается в доработке, какие стороны деятельности сформированы, а какие необходимо сформировать.

С помощью мониторинга мы анализируем учебный процесс и определяем результаты обучения. Здесь выявляются индивидуальные данные каждого занимающегося для того, чтобы понять его самого и приспособить учебные методы к его индивидуальным качествам.

В процессе мониторинга по ритмической гимнастике мы используем карты наблюдений физической активности занимающегося на занятиях.

Карта наблюдений физической активности занимающихся.

№п/п

Фамилия, имя

Уровень активности

%

Пассивный

Достаточно активный

активный

1

+

2

+

3

+

4

+

5

+

6

+

7

+

8

+

34-50% — неполная согласованность в движениях, упражнения выполняются не в полном объеме, с ошибками, низкий уровень развития физических данных, нарушена скоординированность движений;

51-68% — среднее развитие физических данных, допускается 2,3 ошибки при исполнении упражнений, нарушается амплитуда движений;

85-100% — полная и правильная техника овладения пластикой и динамикой движений, их полная скоординированность.

Наблюдение по уровню активности педагог проводит каждое занятие. Итог в карте наблюдений подводится в конце каждого полугодия.

Недостаточный двигательный режим – одна из причин ослабления организма ребенка. С помощью проведения ритмической гимнастики можно восполнить недостаток двигательной активности, которая присутствует в дошкольных учреждениях, в первую очередь из-за большой переполняемости групп. В наше время встречается очень много гиперактивных детей, которые нуждаются в дополнительной двигательной активности.

Недостаток двигательной активности, как известно, чреват самыми большими неприятностями. По данным многих исследований, именно нехватка движений, ослабление мышечной деятельности и ведет к гиподинамии, особенно в переходном возрасте, следствием чего становятся сердечная недостаточность, нарушение функции нервной и других систем жизнедеятельности организма. Не говоря уже о других заболеваниях, к которым недостаток занятий физическими упражнениями как будто не имеет прямого отношения, но все они возникают как следствие нездорового образа жизни. Таким образом, занятия ритмической гимнастики призваны дать ребенку высокую двигательную активность, укрепить его здоровье.

Сильное общество — здоровое общество, а наши дети — это будущее нашего общества!

Библиография

Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка.

Барышникова Т.К. Азбука хореографий.

Бекина С.И, и др. Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 5-6 лет.

Кряж В.Н. Гимнастика. Ритм. Пластика. – Минск

Руднева С.. Фиш Э. Ритмика. Музыкальное движение.

Фомина А.И. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду

Шукшина З. Ритмика.

Фирилева Ж.Е. Методическая разработка и материалы к проведению занятий по ритмической гимнастике.

Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.

Конорова Е.В. Ритмика

Короткова И.М. Подвижные игры детей.

Нестерюк Т.В. Гимнастика маленьких волшебников.

Содержание программы

(1 год обучения)

Сентябрь

Разделы программы

Занятия

1-2

3-4

5-6

7-8

1. Игроритмика

Хлопки в так музыки

Хлопки в так музыки

Хлопки в так музыки

Хлопки в так музыки

2. Игрогимнастика:

— Строевые упражнения

Построение в шеренгу колонну по команде «солдатики»

Повторить построение в шеренгу колонну по команде «солдатики», познакомить передвижение в сцеплении за руки «гусеница»

Построение в круги передвижение по кругу в различных направлениях за педагогом «Хоровод»; ориентировка вправо, влево, к центру, от центра (муз. Карамышева )

Повторить построение в шеренгу колонну по команде «солдатики», передвижение в сцеплении за руки «гусеница» построение в круги передвижение по кругу в различных направлениях

— ОРУ

Без предметов

Без предметов

Без предметов



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap sitemap