Программа по развитию познавательных способностей младшего школьника Вундеркинд



МБОУ «Казах-Аральская основная общеобразовательная школа»

Утверждаю: Согласовано:

директор школы зам. дир. по УВР

____________А.С.Губашев ____________С.А.Кабдулова

« ___ » ___________ 2012 г. « ___ » ___________ 2012 г.

ПРОГРАММА

по развитию познавательных способностей младших школьников

«Вундеркинд»

Программа рассчитана на учащихся в возрасте 6,5 –9 лет.

Срок реализации программы – 3 года.

Автор программы:

Альгереева Лилия Абзаловна, педагог-психолог.

с.Караозек

2012г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность. Современная система образования характеризуется многообразием научно-методических концепций, типов учебных заведений, программ и методов обучения, всё это не меняет общего положения, что ученик должен обладать определённым потенциалом, необходимым для усвоения учебного материала. Усвоение знаний обеспечивается такими психическими процессами, как восприятие, память, речь и, в первую очередь, мышление. С поступлением в школу начинается перестройка всех познавательных процессов, приобретение ими качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребёнка должны стать произвольность, продуктивность и устойчивость. Одна из проблем состоит в том, что углубленная и продуктивная умственная работа требует от детей усидчивости, сдерживания эмоций и регуляции естественной двигательной активности, сосредоточения и поддержания внимания на учебных задачах, а это в начальных классах умеют делать далеко не все дети. Многие из них быстро утомляются.

Проблема познавательного интереса — одна из наиболее трудных в педагогике, так как, являясь индивидуально-психологической характеристикой человека, отражает очень сложные взаимодействия психофизиологических, биологических и социальных условий развития.

Многочисленные наблюдения педагогов, исследования психологов показали, что ребёнок, не научившийся учиться, не овладевший приёмами мыслительной деятельности в начальных классах, в средних обычно переходит в разряд неуспевающих. Поэтому одним из важных направлений в решении этой задачи выступает создание в начальных классах условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, качеств ума, творческой инициативы и самостоятельности в поисках способов решения задач или, как сказать, научить их учиться.

Начинать работу по совершенствованию познавательных способностей никогда не рано и не поздно.

Как показывает опыт, условия, необходимые для организации систематической работы по целенаправленному развитию познавательных процессов, очень трудно обеспечить на уроках, насыщенных учебным материалом. Этому может служить специальная организация регулярных факультативных занятий.

Настоящая программа разработана для обеспечения развития познавательных способностей младших школьников, подготовки их к активной учебно-познавательной деятельности.

Актуальность работы кружка: необходимость развития и улучшения способностей детей с учётом их индивидуальных психологических особенностей и склонностей.

Цель программы: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.

Задачи программы:

1)развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

2)развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

3)развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;

4)формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;

5)развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

6)формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

7)формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы

от уже существующих образовательных программ

1. Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

3. Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.

4. Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом

5. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы от 6,5 до 10 лет.

Срок реализации – 3 года.

Формы и режим занятий

Материал каждого занятия рассчитан на 35 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности.

В содержание курса интегрированы задания из различных областей знаний. В основе заданий, которые предлагаются детям, лежит игра, что привлекательно для младших школьников, преподносимая на фоне познавательного материала. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся просто активно запоминают, фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют. При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств: умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, а также развиваются все виды памяти, внимания, воображение, речь, расширяется словарный запас. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывание палочки и другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. На данном кружке формируются важные качества личности ребёнка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.

Занятия строятся таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.

Занятия проводятся с 1 года обучения в школе по 33 занятия в год (1 час в неделю) после основных занятий.

Педагогическое руководство состоит в создании условий проведения кружка, поощрение самостоятельных поисков решений задач, стимулирования творческой инициативы.

Важно и то, что на данном кружке помимо коррекции интеллектуальных способностей детей, можно решить и ещё две проблемы — диагностику и прогнозирование дальнейшего развития ребёнка. Выявить одарённых детей и отстающих, а также предсказать их интеллектуальное взросление на следующих возрастных ступенях.

Ожидаемые результаты на каждый год реализации программы

Первый уровень результатов

(1 класс)

Второй уровень результатов (2 класс)

Третий уровень результатов

(3класс)

Развитие сенсорно-перцептивной сферы, наглядно-образного мышления, формировании предпосылок овладения учебной деятельностью.

Развитие наглядно-образного мышления и начало формирования словесно-логического мышления, а также внутреннего плана действия как одного из новообразований этого периода развития.

Формирование словесно-логического понятийного мышления, развитии произвольности (прежде всего помехоустойчивости в интеллектуальной и двигательной сферах), внутреннего плана действия.

Способы определения их результативности

Наличие контроля развития познавательных процессов в виде самостоятельных заданий (занятие-контроль), даёт возможность отследить результативность и спланировать дальнейшую работу.

Оценка эффективности занятий психологического развития (показатели)

степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты уроков;

результаты выполнения контрольных психологических заданий, в качестве которых даются задания, уже выполнявшиеся учениками, но другие по своему внешнему оформлению, и выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;

косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности и др.).

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

игровая программа;

конкурсная программа;

онлайн-тесты.

Методическая основа строится на принципе «расширяющей спирали». Это значит, что одна и та же интеллектуальная операция отрабатывается периодически, многократно, но содержание её постепенно усложняется и расширяется за счёт обогащения новыми компонентами и углубленной проработки каждого действия.

Календарно-тематическое планирование

1 класс (1-33)

Дата провед.

Тема занятия

Содержание занятия

Методики и задания

1

Словесные обозначения предметов. Слуховые ощущения.

Развитие умения точно и правильно называть предметы.

Развитие слуховых ощущений.

Назови предметы

Послушай тишину

Узнай по звуку

2

Внимание (сосредоточенность). Зрительные ощущения.

Развитие произвольного внимания.

Развитие зрительных ощущений.

Выполни команду

Какого цвета?

Цветные полоски

3

Артикуляция. Пространственные представления.

Развитие артикуляции.

Развитие пространственных представлений (усвоение понятий «следует за», «находится перед», «слева», «справа», «между», «сверху», «снизу»).

Произнеси правильно

Раскрась правильно

4

Фонетико-фонематическое восприятие. Пространственные представления. Понятийное мышление

Развитие фонетико-фонематического восприятия.

Развитие пространственных представлений (определение местоположение объекта в строке и столбце).

Развитие понятийного мышления.

Найди ошибку

Определи фигуру

Назови одним словом

Конкретизация понятий

5

Выполнение словесных поручений. Самоконтроль. Слуховые ощущения. Слуховое восприятие.

Развитие умения выполнять словесные поручения.

Формирование элементов самоконтроля.

Развитие слуховых ощущений.

Учись слушать и выполнять. Учитель – ученик, ученик – учитель. Послушай звуки. Назови и проверь постукиванием

6

Внимание (объем). Осязательные ощущения.

Развитие объема внимания.

Развитие осязательных ощущений.

Кто точнее нарисует

Шершавые дощечки

7

Память (непосредственная вербальная) Пространственные представления.

Развитие непосредственной вербальной памяти. Развитие пространственных представлений (понимание терминов «выше», «ниже», «левее», «правее», «на», «над», «под»).

Магнитофон

Переверни рисунок

Что? Где?

8

Внимание (сосредоточенность).

Память (непосредственная вербальная)

Развитие слухового внимания.

Развитие непосредственной вербальной памяти.

Слушай звуки улицы

Поиграем в «индейцев»

Угадай, кто говорит

У кого ряд длиннее?

9

Память (двигательная). Пространственные представления. Понятийное мышление

Развитие памяти на последователь-ность действий. Развитие пространственных представлений (направления движения).

Развитие понятийного мышления.

Телеграфисты

Куда указывают стрелки?

Подбери картинки

10

Анализ образца.

Память ( непосредственная зрительная).

Внимание (устойчивость)

Развитие умения анализировать и сравнивать образец.

Развитие произвольного внимания.

Найди одинаковые

Где ошибся Буратино?

Одинаковые ли бусы?

Найди образец

Найди картинку

Перепутанные линии

11

Образное мышление. Зрительно-двигательные координации.

Память (непосредственная зрительная)

Развитие зрительных ощущений и образного мышления. Развитие зрительно-двигательной координации. Развитие зрительной произвольной памяти.

Цветная сказка

Штриховка

Запомни точно

12

Память (непосредственная зрительная). Пространственные представления. Понятийное мышление

Развитие зрительной памяти.

Развитие пространственных представлений (понимание терминов «внутри», «вне», «на»).

Развитие понятийного мышления.

Нарисуй по памяти

Выполни правильно

Вордбол

13

Пространственные представления. Выполнение словесных поручений. Зрительные ощущения.

Развитие умения ориентироваться в пространстве листа.

Развитие умения воспринимать словесные указания и подчинять им свою деятельность.

Развитие зрительных ощущений.

Где этот домик?

Чей узор лучше?

Найди предметы одного цвета

Цветовая угадайка

14

Анализ образца. Слуховые ощущения.

Развитие умения воспроизводить образец.

Развитие слуховых ощущений.

Раскрась правильно

Шумящие коробочки

15

Осязательные ощущения. Внимание

(переключение).

Точность движений

(макродвижения)

Развитие осязательных ощущений.

Развитие произвольного внимания.

Развитие точности движений (макродвижений).

Шершавые дощечки

Расставь слова

Зашифруй слова

Зашифруй цифры

Точные движения

Как звонки тарелки и ложки



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap sitemap