Программа по противодействию алкоголя и наркомании



Белоярский район

Ханты-Мансийский автономный округ — Югра

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Белоярского района

«Общеобразовательная средняя (полная) школа

№ 1 г. Белоярский»

(МОСШ №1 г. Белоярский)

«УТВЕРЖДЕНО»

______________/Директор МОСШ№1 Пакулев Е.А./

«___» ___________________ 2012г

Психолого-педагогическая программа профилактической работы среди школьников по противодействию употреблению алкоголя, наркотических средств и табакокурения

«Моё будущее!!!»

г. Белоярский

2012 г.

Психолого-педагогическая программа профилактической работы среди школьников по противодействию употреблению алкоголя, наркотических средств и табакокурения

«Моё будущее!!!»

Аннотация

В современных условиях важно развитие и усиление «Я» ребенка, формирование уверенности и позитивного отношения к себе, развитие навыков самовыражения личности.

Для достижения успеха в вопросах профилактики потребления наркотических и других психоактивных веществ необходимо развитие личностных качеств и социальных навыков подростков, обучение их новым формам поведения, формирование стрессоустойчивой личности, способной самостоятельно и ответственно строить свою жизнь. В связи с этим неотъемлемой частью курса по профилактике наркомании, табакокурения и употреблению алкоголя в школе являются групповые развивающие занятия, направленные на формирование гармоничной личности, развитие осознанных систем целей жизни с разработкой индивидуальных алгоритмов и критериев достижения успеха, с выделением негативной роли ПАВ, препятствующих успешности и являющихся критерием, снижающим уровень жизни и адаптацию в основных значимых сферах- социальной, микросоциальной, интрапсихической.

Подобный подход к профилактической работе с подростками старшего возраста по проблемам наркомании, табакокурения позволяет выбрать осознанную жизненную позицию, нивелировать факт искусственной эйфории как критериев отдыха, радости и достижения успеха, сформировать рациональные системы опознания удовольствия.

Анализ статистических данных приводимых СМИ, показывает, что каждый пятый подросток уже имеет опыт одурманивания и наблюдается картина постоянного роста употребления наркотиков в детской среде. И самое главное, что к наркотическому, алкогольному соблазну не существует какого-то определенного социального иммунитета, а опасность заражения оказывается одинаковой как для традиционной группы риска, так и для тех, кто не вызывает тревоги. Поэтому чтобы такого желания не возникло, подросток должен успешно строить отношения с окружающим миром — решать проблемы, реализовывать возникающие потребности за счет собственных знаний и умений. И тут задачи профилактики полностью совпадают с задачами воспитания. Психолого-педагогическая профилактика должна стать наиболее действенной и эффективной в борьбе с противодействием употреблению алкоголя, наркотических средств и табакокурения.

Актуальность проблемы:

В настоящее время наркомания, употребление алкоголя и табакокурения стала одной из серьезных проблем общества. По данным Министерства здравоохранения Российской Федерации, за последнее десятилетие численность больных наркоманией увеличилась более чем в 9 раз. В последние годы наблюдается активное вовлечение детей до 14 лет в незаконное потребление наркотиков и психоактивных веществ. Напряженность социально-экономической ситуации, деформация семейных отношений, размытость моральных ценностей обусловили изменение социального поведения.

2

Психофизиологическая неустойчивость, подверженность детско-подросткового контингента стрессу на фоне снижения уровня жизни, безработицы и других негативных проявлений в семьях приводит к поведенческим расстройствам, к протесту обществу, школе, родителям и, тем самым, приобщению к наркотикам.

В этих условиях важно развитие и усиление «Я» ребенка, формирование уверенности и позитивного отношения к себе, развитие навыков самовыражения личности.

Чтобы сформировать устойчивые антинаркотические установки, способствовать достижению и развитию личности ребенка, необходима разработка и внедрение концептуально обоснованного подхода к организации профилактической деятельности в условиях образовательных учреждений.

Основная цель программы: противодействие употреблению алкоголя и табакокурения, направлена на обучение отказу от наркотика, формирование и развитие ценности к здоровому образу жизни, повысить уверенности в себе.

Основными задачами программы являются:

актуализация школьных переживаний.

создание условий для личного роста и самореализации;

развитие внутренней активности детей, уверенности в себе;

умение сформировать позитив в окружающем мире;

выработка у детей адекватного отношения к ошибкам и неудачам;

формирование умения ответственности  в своем поведении;

информирование о пагубном влиянии наркотиков, алкоголизма и табакокурения.

Категория детей: дети 7-17 лет.

Структура программы:

Работа с родителями:

Это направление предполагает решение нескольких задач:

воспитательных (осознание взрослыми членами семьи важности и необходимости специальной работы с детьми по предупреждению наркогенного заражения);

образовательных (освоение основных принципов организации семейной профилактики).

Формы работы:

лекции;

индивидуальные консультации;

привлечение родителей к участию в психолого-педагогических программах,

осуществляемых на базе психологической службы школы;

участие в работе Совета по профилактике.

Работа с детьми:

Программа разработана в соответствии с особенностями каждой возрастной группы учащихся. Все программы составлены на основе методических пособий А.Г. Жиляева и Т.И. Паначевой.

Программа предполагает организацию групповых занятий с учащимися 1-11-х классов:

1 группа. «Будем здоровы, будем дружить» 1-4 класс:

— эмоциональное развитие младших школьников;

— знакомство со здоровым образом жизни;

— начало ведения дневника здоровья.

3

2 группа. «Я и мои друзья» 5-6 класс:

— формирование базовых навыков общения;

— формирование умения сказать «нет»;

— формирование знаний и представлений учащихся о вреде табакокурения и

алкоголизма.

3 группа. «Я и мое будущее» 7-8 классы:

— развитие навыков сотрудничества и уверенности в себе;

— развитие умения принимать решения и брать ответственность на себя;

— формирование знаний и представлений учащихся о вреде наркомании.

4 группа. «Я и мой мир» 9-11 класс:

— развитие критического мышления и навыков ведения дискуссии;

— развитие самосознание и положительного отношения к себе;

— формирование знаний и представлений о распространении СПИДа.

Формы работы:

Игротерапия направленная на:

— снятие напряжения и раскрепощение детей, дающие возможность проявить индивидуальность;

— выработку правильного отношения к ошибкам и неудачам, на формирование уверенности в себе, стремления к реализации своих способностей;

— актуализацию школьных переживаний, снижение тревожности и страхов;

— формирование позитивного отношения к сверстникам, навыков совместной деятельности;

— развитие внимания ребенка к самому себе, своим чувствам, переживаниям;

— осознание отношений внутри семьи, формирование теплого отношения к ее членам, осознание себя как полноправного, принимаемого и любимого другими членами семьи.

Арттерапия:

способствует в продвижении с символического уровня на конкретный и с подсознательного на сознательный за счет поощрения детей к повторному переживанию прошлых событий, которые были заблокированы и препятствовали личностному росту. Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе вербального общения.

Сказкотерапия: 

позволяет детям актуализировать и осознавать свои проблемы, а также увидеть различные пути их решения. Воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны, сравнивает себя со сказочными героями, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не только у него есть такие проблемы и переживания. С другой стороны посредством ненавязчивых сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. 

Психогимнастика:

способствует преодолению барьеров в общении, снятию психического напряжения, позволяет создавать условия и возможности для самовыражения детей. 

Беседа:

«Что значит любить родителей», « Что я чувствую в школе», «Как стать самим собой или кто хозяин моего «Я» и т.д. 

4

Условия проведения: класс или любое другое просторное, хорошо освещенное помещение.

Срок реализации: обучение рассчитано на ежегодную реализацию.

Ожидаемые результаты от реализации программы профилактических работ:

укрепление общего соматического, психического здоровья учащихся;

обеспечение оптимального взаимодействия всех заинтересованных лиц в

решении проблемы профилактики как приоритетной в воспитании

современных детей и подростков;

повышение уровня воспитанности и правового воспитания учащихся;

поддержание благоприятной эмоциональной психологической атмосферы в

образовательном учреждении;

формирование негативного отношения к наркотикам, алкоголю и табакокурению среди учащихся.

Критерии оценки эффективности программы.

Для оценки эффективности программы главным критерием является развитие личности ребенка, сформированность у него стойкого нравственного иммунитета к негативным факторам жизни.

Это определяется:

— фондом знаний о вреде наркотических веществ;

— высоким развитием личных качеств учащихся;

— умение принимать решения в разных условиях;

— быть физически и психически здоровым.

Качественный анализ эффективности антинаркотической программы осуществляется мониторингом успешности воспитательной работы, уровнем воспитанности учащихся.

Содержание программы.

Учебно-тематическое планирование занятий с учащимися 1-4-х классов.

Содержание предлагаемого курса для младших школьников охватывает широкий спектр тем, интересных детям, от умения общаться, дружить до поиска ответов на вопросы: «Для чего человеку необходимо здоровье?», «Какие существуют методы сохранения и укрепления здоровья?»

Занятия учитывают возрастные особенности детей и носят развивающий характер, в них активно используются приёмы группового взаимодействия: ролевые игры, дискуссии, упражнения «Умей распознать» и т.п. подобный подход к изучаемому материалу настраивает детей на активную самостоятельную работу, позволяет открыто высказывать свои мысли по обсуждаемым вопросам, формировать у учащихся адекватные антинаркотические установки с расширением возможностей социальной адаптации.

Программа курса для учащихся начальной школы состоит из 12 занятий. Для проведения подобных занятий не подходит обычная форма проведения уроков. Необходимо, чтобы на занятиях присутствовала дружеская беседа между равноправными партнёрами. Поэтому такие занятия проводятся психологами школы и социальными педагогами.

5

Наименование занятия

Часы

Занятие 1. Знакомство. Правила групповой работы.

1

Занятие 2. Учимся общаться.

1

Занятие 3. Учимся понимать друг друга.

1

Занятие 4. Ты и твои друзья.

1

Занятие 5. Твои эмоции.

1

Занятие 6. Проективная методика «Что делает человек, когда ему плохо/хорошо».

1

Занятие 7. Курение и его последствия.

1

Занятие 8. Действие алкоголя на человека.

1

Занятие 9. Скажи уверенное «Нет!»

1

Занятие 10. Твоё здоровье.

1

Занятие 11. Учимся быть успешными.

1

Занятие 12. Завершение курса.

1

Учебно-тематическое планирование занятий с учащимися 5-6-х классов.

Для учащихся 5-6 классов при осуществлении профилактической работы по проблеме наркомании необходимо сделать акцент на формировании личности подростка, на осознании им жизненных ценностей и развитие его поведенческих навыков, позволяющих подросткам выбрать осознанную жизненную позицию.

Программа рассчитана на 20 часов.

Наименование занятия

Часы

Занятие 1. Знакомство: умение общаться с незнакомыми людьми, ритуалы знакомства.

2

Занятие 2. Общение, его роль в достижении жизненного успеха.

2

Занятие 3. Способы и виды общения. Социальные роли, умение спорит, конфликты и способы их решения.

2

Занятие 4. Эмоции, их роль в общении. Чувства и интеллект. Позитивная и деструктивная роль эмоций при стрессе. Стрессоустойчивость и приёмы её повышения.

2

Занятие 5. Здоровье – условие самореализации личности. Факторы, отрицательно влияющие на здоровье.

2

Занятие 6. Методы укрепления здоровья. Необходимость сохранения здоровья. Единство психологического и физического здоровья. Приёмы самооценки и самокоррекции.

2

Занятие 7. Употребление табака: психологические и физиологические аспекты и последствия табакокурения.

2

Занятие 8. Психологические и физиологические аспекты и последствия алкоголизации.

2

Занятие 9. Удовольствие в жизни. Способы получения удовольствия и радости. Отличие радости и удовольствия от суррогатов эмоций: эйфории, опьянения, возбуждённости.

2

Занятие 10. Успешный человек. Достижение успеха в жизни и гармония личности. Условия гармоничного развития.

2

Учебно-тематическое планирование занятий с учащимися 7-9-х классов.

Программа 7-9 классов включает в себя 9 основных тем. На занятиях вопросы злоупотребления психоактивными веществами рассматриваются лишь в рамках данных тем, чтобы не спровоцировать исследовательский интерес у подростков. Например, на занятии «Умеете ли вы общаться?» учащиеся дают характеристику общительному человеку, называют черты, которые помогают и мешают нормальному общению. Далее в связи с этим обсуждается вопрос «Может ли быть наркоман успешным в общении?» В ходе обсуждения группа приходит к выводу, что у наркомана один стиль общения – агрессивный, это форма постоянного конфликта, превращение конфликтов в оправдание употребления наркотиков.

Наименование занятия

Часы

Занятие 1. Знакомство. Правила групповой работы.

2

Занятие 2. Умеем ли мы слушать?

2

Занятие 3. Почему мы конфликтуем?

2

Занятие 4. Как вести себя в конфликте?

2

Занятие 5. Что я ищу в дружбе?

2

Занятие 6. Как воздействует табак на организм человека?

2

Занятие 7. Как воздействует алкоголь на организм человека?

2

Занятие 8. Что мы знаем о психологическом здоровье?

2

Занятие 9. Как быть уверенным в себе?

2

Занятие 10. Умеем ли мы уважать себя?

2

Учебно-тематическое планирование занятий с учащимися 10-11-х классов.

В старших классах тяжесть и отрицательная динамика социальной патологии в приобщении к наркотикам, обусловлена, в основном, социально-экономическими и геополитическими факторами.

Разрушение морально-этических норм и поведенческих ценностей обусловило неприятие молодёжью догм старших поколений, деформацию семейных отношений, изменение социального поведения.

7

Разрушение морально-этических норм и поведенческих ценностей обусловило неприятие молодёжью догм старших поколений, деформацию семейных отношений, изменение социального поведения.

Психофизиологическая неустойчивость, подверженность детско-подросткового контингента стрессу на фоне снижения уровня жизни, безработицы и других негативных проявлений в семьях приводит к поведенческим расстройствам, к протесту обществу, школе, родителям и, тем самым приобщению к наркотикам. С учетом этого и подобрана тематика 12-часового курса занятий для 10-11 классов.

Наименование занятия

Часы



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap sitemap