Программа по профориентации Мир профессий



Программа по профориентации

«Мир профессий»

учителя русского языка, литературы и ИКН,

классного руководителя 8 Б класса

Новоселовой Ирины Витальевны

Найти свою дорогу,

узнать свое место – в этом все для человека,

это для него значит сделаться самим собой.

В. Г. Белинский

Пояснительная записка

В жизни каждого человека появляется момент, когда он вынужден задуматься о своем будущем. И вопрос о поиске, выборе профессии является одним из центральных и в этом смысле судьбоносном, так как задает «тон» всему дальнейшему профессиональному пути. Каждый может научиться многим разным делам, однако, не все сразу. И приходится делать выбор. За краткостью слов «выбор профессии» стоит планирование, обдумывание профессионального жизненного пути. И речь идет о самом его начале – «профессиональном старте».

Подростковый возраст – зачастую последний период обучения большинства детей в школе. Вот почему вопросы, касающиеся личностной и социальной зрелости старших подростков, анализ их субъективных представлений о своей будущей профессии имеют первостепенное значение. Процесс профессионального самоопределения – чрезвычайно значимый в этом возрасте момент личностного развития. При правильном выборе индивидуальные особенности подростка совпадут с требованиями профессии. Помочь ребенку правильно решить проблему профессионального выбора, призвана профориентация.

Участие в профориентации и помощь в обоснованном выборе профессии – одна из важнейших сторон работы педагога. Создание данной программы по профориентации обусловлено так же и тем, что, как показывает опыт прошлых лет, одной компьютерной диагностики недостаточно.

К сожалению, у современных школьников, а особенно у обучающихся вечерней школы, отсутствуют адекватные представления о том, что такое профессиональная пригодность и как она формируется, из-за неумения оценить свои способности и возможности, соотнести их с миром профессий.

Недостаточность знаний, неинформированность о мире современных профессий затрудняют выбор своего жизненного пути подросткам. По данным различных исследований, девятиклассники могут назвать в среднем лишь 20-26 профессий.

В современном обществе актуально и остро встает проблема конкретной педагогической помощи детям в их профессиональном самоопределении. Одна из задач педагога – дать человеку средства для разрешения его личностных проблем, связанных с профессиональным самоопределением.

Работа педагога включена в общую систему профориентационных мероприятий, проводящихся в школе. Формирование профессиональных намерений обучающихся проходит через информационно – просветительскую работу, направленную на развитие профильной культуры учащихся.

Программа по профориентации дает учащимся возможность сопоставить потенциальное профессиональное «хочу» и «могу», перенести ситуацию этого сопоставления на проблему выбора дальнейшего выбора.

Профориентация — это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства.

Профориентационная работа может осуществляться как на уроке, так и вне его. Практически все учебные предметы могут информировать учащихся о различной профессиональной деятельности. Именно на уроке педагог должен сообщать учащимся определенные знания о профессиях; раскрывать социальные, экономические и психологические стороны профессий; информировать учащихся о путях овладения избранными профессиями; формировать ценностные ориентации, стойкие профессиональные интересы и мотивы выбора профессии. Успех профориентационной работы на уроке во многом зависит от умения учителя связать профориентационный материал с программным, сформировать положительное отношение у обучающихся к тому или иному виду деятельности, от его знаний и владения методами обучения.Цель данной программы состоит в том, чтобы оказать помощь подрастающему поколению в выборе профессии с учетом интересов, склонностей, индивидуальных особенностей и потребностей. Практически это означает, что подросткам нужно дать знания о профессиях вообще и о выбираемой в частности, помочь в формировании их интересов и склонностей, в осознании ими своих способностей и наиболее разумном их применении. И здесь не играет роли, какую профессию – умственную или физического труда – выбирает подросток: и в том и в другом случае он нуждается в профориентационной помощи.

Цель программы:

оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности; выработка у обучающихся сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Задачи программы:1) расширение кругозора и увеличение информации об отраслях и профессиях, о требованиях к кадрам;2) убеждение в необходимости развития качеств личности, нужных для получения будущей профессии, сочетания личных интересов и потребностей общества в квалифицированных кадрах, самоутверждения и принятия оптимального решения в жизненном самоопределении;3) практическая подготовка учащихся к выбору сферы труда и профессии на основе общего образования, развития творческих качеств личности каждого подростка;4) дифференцированная помощь учащимся в профессиональном самоопределении в зависимости от интересов, склонностей и способностей, состояния здоровья и индивидуальных особенностей каждого.

Участники программы: обучающиеся 7-9 классов МКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 4 городского округа г.Йошкар-Ола»

Сроки реализации программы: 2012-2013, 2013-2014 учебные годы

Ожидаемые результатыРеализация данной Программы позволит:- повысить мотивацию молодежи к труду;- оказать адресную психологическую помощь учащимся ОУ в осознанном выборе будущей профессии;- обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;- сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях.

Сама программа мобильна, и занятия легко поддаются изменениям, исходя из возрастного состава групп, их подготовленности и имеющегося в наличии времени.

План мероприятий на 2012-2013 учебный год

Мероприятия

Сроки проведения

Отметка о выполнении

1.

Разработка и утверждение программы

Сентябрь 2012

2.

Формирование информационно-справочных материалов по данной тематике

В течение года

3.

Классный час: «Мои стремления». 8 Б класс

Сентябрь 2012

4.

Беседа: «Профессия «учитель». 8 Б класс

Октябрь 2012

5.

Выпуск стенгазеты к профессиональному празднику «День учителя». 8 Б класс

Октябрь 2012

6.

Проведение родительских собраний по проблеме формирования готовности обучающихся к профессиональному самоопределению. 8 Б класс

В течение года

7.

Урок: «Профессия стеклодув». 8 класс. ИКН

Октябрь 2012

8.

Оказание помощи школьному психологу в проведении анкетирования обучающихся по проблеме самоопределения

В течение года

9.

Конкурс сочинений: «Профессия моих родителей». 7-9кл. Русский язык.

Ноябрь 2012

10.

Беседа: «Модные профессии». 8 Б класс

Ноябрь 2012

11.

Классный час: «Выбор профессии – это серьезно». 8 Б класс

Декабрь 2012

12.

Урок: «Ткачество». 7 класс ИКН

Январь 2013

13.

Беседа: «Работа для несовершеннолетних». 8 Б класс

Январь 2013

14.

Классный час: «Военные профессии». 8 Б класс

Февраль 2013

15.

Урок: «Труженики села». 9 класс. ИКН

Март 2013

16.

Беседа: «Неженская работа…». 8 Б класс

Март 2013

17.

Просмотр кинофильма о профессиях. 8 Б класс

Апрель 2013

18.

Урок: «Профессии и профессиональный труд родителей». 7 Класс. ИКН

Май 2013

19.

Урок: «Профессиональные праздники». 9 класс. ИКН

Май 2013

20.

Подготовка презентации. 8 Б класс

Май 2013

21.

Создание и пополнение фотоальбома «Интересные профессии». 7-9кл.

В течение года

22.

Встречи с работниками городской службы занятости

По плану работы школы

23.

Консультирование обучающихся по вопросам профориентации

В течение года

24.

Отчет о проделанной работе за прошедший период

Июнь 2013г

25.

26.

План мероприятий на 2013-2014 учебный год

Мероприятия

Сроки проведения

Отметка о выполнении

1.

Корректировка программы

Сентябрь 2013

2.

Формирование информационно-справочных материалов по данной тематике

В течение года

3.

Встречи с работниками городской службы занятости

По плану работы школы

4.

Организация посещений обучаюшимися Ярмарки вакансий

В течение года

5.



Организация посещений обучающимися дней открытых дверей в средних профессиональных учебных заведениях

В течение года

6.

Консультирование обучающихся по вопросам профориентации

В течение года

7.

Оказание помощи школьному психологу в проведении анкетирования обучающихся по проблеме самоопределения

В течение года

8.

Проведение родительских собраний по проблеме формирования готовности обучающихся к профессиональному самоопределению. 9 Б класс

В течение года

9.

Пополнение фотоальбома «Интересные профессии». 7-9кл

В течение года

10.

Классный час: «День учителя». 9 Б класс

Октябрь 2013

11.

Выпуск стенгазеты к профессиональному празднику «День учителя». 9 Б класс

Октябрь 2013

12.

Урок: «Профессия стеклодув». 8 класс. ИКН

Октябрь 2013

13.

Конкурс сочинений: «Профессия моих родителей». 7-9кл. Русский язык

Ноябрь 2013

14.

Беседа: «Мой выбор». 9 Б класс

Декабрь 2013

15.

Просмотр кинофильма по данной тематике. 9 Б класс

Январь 2014

16.

Урок: «Ткачество». 7 класс. ИКН

Январь 2014

17.

Презентация: «Что значит быть военным». 9 Б класс

Февраль 2014

18.

Урок: «Труженики села». 9 класс. ИКН

Март 2014

19.

Оформление стенда «Тебе, выпускник»

Март 2014

20.

Классный час: «Профессия, специальность, должность». 9 Б класс

Апрель 2014

21.

Урок: «Профессии и профессиональный труд родителей». 7 Класс. ИКН

Май 2014

22.

Урок: «Профессиональные праздники». 9 класс. ИКН

Май 2014



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap sitemap