Программа по профилактике употребления наркотиков и ПАВ В гостях у сказки



Министерство социального развития и труда Астраханской области

Государственное специализированное казённое учреждение Астраханской области

«Социальный приют для детей «Любава»

УТВЕРЖДАЮ:

директор ГСКУ АО

«Социальный приют

для детей «Любава»

________ Т.В.Проняшина

«_____» ________20___года

Программа

По профилактике употребления наркотиков и ПАВ

«В гостях у сказки»

Автор:

Хлевнюк О.Ю.,

Воспитатель.

ЕНОТАЕВКА

2013

Пояснительная записка

В последнее время наметились малоутешительные тенденции увеличения числа подростков и молодежи с аддиктивными формами поведения, стремящимися уйти, таким образом, от реальности жизни. Статистика в этом плане достаточно неутешительна. Общее число наркозависимых среди подростков и молодежи в России в настоящее время приближается к миллиону.

Актуальность. Социально-экономический кризис обострил наркологическую ситуацию. Мы столкнулись с новыми условиями, при которых подросток способен немедленно удовлетворить желание, связанное с получением удовольствия. Молодежь обучается возможности получать удовольствие, не вкладывая для этого своего труда, что отрицательно сказывается на отношении к обучению в школе, нарушает развитие профессиональных навыков, обедняет эмоции, интересы, социально-значимые установки, нарушает систему отношений в микро- и макросреде. Алкоголь, наркотики и др., используемые подростками, моментально изменяют их психическое состояние, и без каких-либо усилий достигается ощущение успешности, собственной состоятельности.

Формирование личности такого подростка во многом зависит от его способности понимать себя. В связи с этим актуализируется необходимость изучения самопонимания растущего человека. Особенно важным это становится в старшем школьном возрасте, когда молодой человек находится на пороге вступления во взрослую самостоятельную жизнь и нуждается не только в понимании нового для него окружающего мира, но и в понимании себя в этом мире. Самопонимание приобретает в этом возрасте свои специфические особенности и содержание.

В связи с этим, особенно целесообразна профилактика аддиктивного поведения в подростковом возрасте, т. к. этот возрастной период характеризуется немалым количеством кризисных явлений и интенсивностью роста самосознания, самопонимания, решением проблем личностного самоопределения, смысла жизни. Наряду со сложными, порой непредсказуемыми особенностями, в подростковом возрасте формируются такие важные качества, как стремление познать себя и других, поиск идентичности, желание самоутвердиться, формирование нравственных убеждений и рефлексия. Обращение к этим качествам могло бы стать значимым этапом в профилактике аддиктивного поведения.

Эффективная профилактика аддиктивного поведения возможна, если она строится как системное воздействие, способное повысить возможности личности для самореализации в динамичной социальной среде.

Представление об актуальности темы показывает, что существует потребность в кардинальном изменении ситуации с распространением наркозависимости среди детей и подростков.

Одним из направлений профилактической работы в приюте является формирование у несовершеннолетних потребности в здоровом образе жизни и негативного отношения к вредным привычкам (курение, алкоголь, наркотики). Воспитанники приюта, особенно подростки, представляют собой потенциальную «группу риска». Новые условия жизни и обучения, отрыв от родителей, новое социальное окружение, травмирующий прошлый опыт  — все эти факторы способны вызвать социально-психологическую дезадаптацию. Это, в свою очередь, может подтолкнуть к деструктивным формам поведения, в том числе употреблению психоактивных веществ.

Новизна программы заключается в разработке системы профилактики, поиска новых эффективных методов и форм работы, способствующих не только формированию негативного отношения к ПАВ и потребности в здоровом образе жизни, но и способствующих сохранению личностного и социального здоровья подрастающего поколения, и на предупреждение неблагоприятного воздействия на него факторов социальной сферы, и, как следствие, снижения роста числа подростков и молодежи, употребляющей ПАВ.

Рассчитана программа на подростков 10-14 лет. Именно в этот период школьники, оказываясь в коллективе сверстников, начинают познавать себя, и не всегда лучшими способами.

Участники программы:

Сотрудники приюта (воспитатели, социальные педагоги, педагог-психолог, музыкальный руководитель, врач, мед.сестры);

Районная детско — юношеская библиотека;

Врач – нарколог ЕЦРБ.

Продолжительность реализации программы 3 месяца.

Профилактическая работа, направленная на изменение поведения, формирование определенного мировоззрения, предполагает системное воздействие на человека. Следует отметить, что при построении данной системы воздействия, необходимо руководствоваться следующими принципами работы в подростковой группе:

Конструктивно-позитивный подход: в меньшей степени демонстрация негативных последствий рискованного поведения в значительно большей степени – аргументация в пользу ответственного отношения к здоровью, а также развитие навыков анализа ситуации и выбора оптимальных форм поведения.

Комплексный характер: последовательная работа на разных уровнях решения проблем – медицинском, психологическом, социальном, бытовом, личностном, правовом, причем на каждом уровне целесообразно привлекать к участию не только специалистов, но и самих детей и подростков.

Работа на опережение: фокусирование усилий на преломлении еще только зарождающихся негативных тенденциях, а не на борьбе с последствиями.

Своевременность: приурочивание конкретных мероприятий каким-либо определенным датам или значимым для данной группы подростков событиям.

Доступность: все компоненты программы должны быть доступны для той группы детей и подростков, на которую рассчитана программа, что в равной степени относится к возможности участия в программных мероприятиях, приобретения информационных материалов, получении необходимой консультации у специалиста, обсуждения имеющихся проблем.

Взаимодополняемость: все компоненты программы должны дополнять друг друга – активное информационное воздействие дополняется возможностью получения услуг в структурных подразделениях учреждения, формирование мотивации отказа от рискованного поведения подкрепляется общественной поддержкой.

Запретная информация: в работе полностью исключается использование сведений, способных спровоцировать интерес к ПАВ, например, рассказ о «привлекательных» свойствах ПАВ или о способах их применения.



Разработанная профилактическая программа включает в себя три компонента:

1 .Образовательный компонент.

Цель: Научить подростка понимать и осознавать, что происходит с человеком при употреблении ПАВ.

2. Психологический компонент.

Цель: Психологическая поддержка подростка, формирование навыков принятия решений, умения сказать «нет», постоять за себя, определять и нести ответственность за себя.

3.Социальный компонент.

Цель: Формирование социальных навыков, необходимых для здорового образа жизни.

Цель всей профилактической программы: повысить уровень информированности подростков и научить их понимать и осознавать, что происходит с человеком при употреблении ПАВ, сформировать у них личностные качества, обеспечивающие доминирование ценностей здорового образа жизни, действенную установку на отказ от приема психоактивных веществ.

Основные задачи:

Дать подросткам объективную информацию о вреде ПАВ на организм;

Сориентировать подростков на их способность сделать собственный выбор;

Дать подросткам возможность овладения определенными поведенческими навыками, облегчающими следование здоровому образу жизни:

принятия решения и преодоления жизненных проблем;

отстаивания своих границ и защиты своего персонального пространства;

защиты своего «Я», самоподдержки и взаимоподдержки;

бесконфликтного и эффективного общения;

использовать альтернативные психоактивнымвеществам способы получения радости и удовольствия.

Развитие личностных ресурсов, способствующих формированию стойкости к аддиктивным наклонностям:

Я — концепция (самооценки, отношения к себе, своим недостаткам);

Умения общаться с окружающими;

Осознание потребности в получении и оказании поддержки окружающих;

Формирование умения адекватно оценивать проблемные ситуации и решить жизненные проблемы;

Формирование умения контролировать свое поведение;

Формирование умения сопереживать окружающим и понимать их.

Методы и формы работы:

Методы:

Словесные методы:

рассказ, беседа (разговор, обмен мнениями);

вопросы, разъяснения;

чтение художественной литературы;

2. Наглядные методы:

Просмотр фотографий, видеофильмов, картин, рисунков, макетов о вреде наркомании.

3. Практические методы:

Метод психологической адаптации.

Метод творческих возможностей (предоставление ребёнку возможности показать свои способности)

Игра (тот или иной способ развлечения);

Метод сотворчества (совместная работа над чем-то ребёнка и взрослого).

4. Методы контроля: Анкетирование (заполнение опросного листа с целью получения каких-либо сведений о том, кто его заполняет), ролевые игры, контрольный срез.

Формы:

Практикумы (практические занятия, проводимые для закрепления изученного материала; коллективные, по подгруппам, индивидуальные).

Тренинг (занятие, упражнение служащие для совершенствования умений и навыков).

Экскурсии в детскую библиотеку.

Организация конкурсов рисунков, выпуск стенда.

Просмотр видеофильмов, слушание музыки.

Моделирование проблемных ситуаций (занятия, предполагающие искусственное создание определённых проблем и пути их решения).

Погружение ребёнка в ситуацию свободного выбора (предоставление возможности ребёнку самостоятельно принять решение в определённой ситуации)

Соревнование (форма деятельности, в которой участники стремятся превзойти друг друга).

Этапы реализации программы:

1 этап – диагностический.

Первичная диагностика осуществляется параллельно с первичными коррекционными мероприятиями, которые выполняют в основном вспомогательную функцию к адаптационным мероприятиям. Первичная диагностика проводится в течение двух первых недель со дня поступления несовершеннолетнего в приют.

2 этап – основной:

На данном этапе нами проведена комплексная работа по профилактике аддиктивного поведения подростков воспитанников приюта. Организованы профилактические мероприятия с целью снижения уровня склонности подростков к аддиктивному поведению и изменения их отношение к вопросу химической аддикции.

Соблюдались все общие правила, необходимые для создания соответствующей атмосферы профилактической работы, а также принцип добровольности.

3 этап – заключительный:

На заключительном этапе повторно проводится диагностика склонности подростков к отклоняющемуся поведению и анкетирование по разработанному опроснику. Полученные результаты позволяют выяснить положительное влияние проведенной комплексной профилактической работы на уровень склонности подростков к аддиктивному поведению и изменение их отношения к вопросу химической аддикции.

Содержание программы:

Все мероприятия программы проводятся с воспитанниками на базе приюта.

Формы и виды работы

Профилактические мероприятия

Цели мероприятий

Ответственные

Беседы

Вредные привычки и их влияние на здоровее подростков.

Дать понятие устойчивого здорового образа жизни, объяснить, почему говорят, что из любой ситуации есть выход.

Воспитатель

Мед.сестра

Наркомания – знак беды (с элементами тренинга).

Доказать подросткам, что наркомания – это большая беда не только для отдельного человека, но и в целом для общества.

Воспитатель, педагог — психолог

Курить – здоровью вредить.

Формирование осознанного, негативного отношения к курению, обсуждение прав не курящих людей.

Воспитатель

Врач — педиатр

Пить или не пить?

Выработать у подростков негативное отношение к алкоголю.

Воспитатель

Социальные педагоги

Лекция

История возникновения наркотических веществ.

Познакомить подростков с историей появления наркомании.

Социальные педагоги

Врач — нарколог

Дискуссия



Алкоголю скажем — нет.

Показать подросткам последствия употребления алкоголя, формировать чувство ответственности за свои поступки.

Воспитатель, педагог – психолог

Социальные педагоги

Давайте задумаемся.

Расширение кругозора подростков, дать представление о возможных способах отказа от нежелательного воздействия.

Воспитатель, педагог – психолог

Социальные педагоги

Игровые мероприятия



Слабое звено.

Пропаганда здорового образа жизни

Воспитатель

Муз.руководитель

Пиво пить – вред или польза.

Формирование представления о негативном влиянии пива на здоровье людей, установки его неприятия.

Воспитатель

Муз.руководитель

Психологический тренинг с воспитанниками «группы риска»

В гостях у сказки

коррекция, формирование и развитие установок, необходимых для успешного общения; развитие способности адекватного и полного познания себя и других людей.

Воспитатель

Педагог — психолог

Более подробно хотелось бы остановиться на проведение психологического тренинга с воспитанниками «группы риска».

Курс тренинговых занятий, разработан на основе четырёх методик: сказкотерапии, психодраммы, социально-ориентирующей игры и социально-психологического тренинга.

Сказкотерапия — это самый древний способ психотерапии, который возник тогда-же, когда люди научились говорить. Сказкотерапия — это психотерапия существующими либо выдуманными сказками и фантастическими историями. Сказкотерапия позволяет приобрести чувство психологической защищенности в повседневном мире, дает возможность проиграть основные жизненные ситуации в «защищенном режиме» — через сказки. Сказкотерапия позволяет более глубоко разобраться в себе, активизировать внутренние ресурсы человека. Реации людей на те или иные жизненные события происходят по определенным схемам. И таких схем — не бесконечное количество, хотя проявляются они у разных людей по-разному. Именно эти схемы корректирует сказкотерапия — в виде сказок и фантастических историй. Более того, в самостоятельном сочинении сказки, ребенок имеет возможность манипулировать сценарием, направлять ход событий в определенном направлении, а значит получать опыт влияния на свое настроение, навыки самоконтроля.

Психодрама — метод групповой работы, разработанный Я. Морено, в котором для понимания и изменения внутреннего мира личности используется инструмент драматической импровизации.

Достоинства психодраматических методов в том, что они:

включают в себя важные элементы личностной проекции и идентификации;

рельефно представляют и драматизируют ролевое поведение участников действия;

фокусируют внимание на социальной системе и процессах социального взаимодействия;

способствуют выражению «запрещенных эмоций» и нахождению «культуросообразных» способов их выражения.

Социально ориентирующая игра — это импровизированный спектакль, позволяющий создавать ситуации выбора «актером» не только направления своего участия в игре, но и способа достижения цели.

Социально-психологический тренинг определяется как область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении.

Базовыми методами тренинга являются групповая дискуссия и ролевая игра в различных модификациях и сочетаниях.

Общая цель тренинга: овладение психологическими знаниями; формирование умений и навыков в сфере общения; коррекция, формирование и развитие установок, необходимых для успешного общения; развитие способности адекватного и полного познания себя и других людей; коррекция и развитие системы отношений личности.

В группе особый акцент делался на создание климата доверия, позволяющего реализовать большую по сравнению с таковой в повседневном общении интенсивность открытой обратной связи.

В результате участники получают возможность реально увидеть себя со стороны и сориентироваться в собственном сложившемся опыте общения, что является необходимой предпосылкой и составляющей развития компетентности в общении.

Методика включает в себя 16 занятий (по 2 в неделю), которые проводятся в группе в течение 30-40 мин.

Основные принципы работы:

диалогическое общение, без излишней авторитарности со стороны ведущего;

демократический стиль взаимодействия, основанный на искренности, доверительности, открытости и равноправном партнерстве;

субъектное включение ребенка в процесс работы, которое строится на основе детских интересов, потребностей, желаний и возможностей.

В процессе работы максимально широко в образный ряд занятий включаются современные детские массовые герои, наиболее популярные персонажи литературы, сказок, кино, мультипликации, телевидения.

Реализация методики направлена на решение следующих задач:

формирование у детей и подростков навыков определения круга позитивных ценностей и негативных факторов («что хорошо, а что плохо»);

формирование адекватных представлений о чувствах,эмоциях, настроении, их влиянии на поведение, а также умения управлять чувствами, преодолевать стрессы;

формирование ценностного отношения к своему здоровью («знай себя», «береги себя»), адекватная регуляция своего состояния и самочувствия.

формирование позитивной самооценки («Я — особенный»), чувства собственного достоинства, отношения к себе как к независимой, самостоятельной личности;

формирование ценностного и одновременно ответственного отношения к себе;

тренировка навыков принятия ответственных решений, отстаивания убеждений и позиций (ролевые тренинги: правильные решения как основа успеха);

накопление знаний факторов и ситуаций риска, правил безопасного адаптивного, ответственного поведения в ситуациях риска, приемов ухода от риска, в том числе при внешнем давлении (умение сказать «нет»);

закрепление навыков конструктивного и позитивного (содержательного и эффективного) общения между собой и с взрослыми;

В ходе занятий ставится цель выработать у воспитанников целый комплекс навыков противодействия давлению сверстников с тем, чтобы они могли самостоятельно принять решение о неупотреблении ПАВ в соответствующей ситуации.

Данная методика основана не на запугивании ребенка «страшными» фактами из жизни наркоманов или последствиями употребления ПАВ, а на уважении личности человека при одновременном обучении его навыкам самоанализа, самостоятельного выбора решений, умениям отстоять свое убеждение в необходимости здорового образа жизни.

Каждое занятие включает в себя следующие элементы:

разминка или обсуждение домашнего задания;

основное содержание занятия;

ответы на вопросы или совместное обсуждение возникающих проблем;

рефлексия в конце каждого занятия.

Занятия проводятся совместно воспитателем и педагогом – психологом приюта.

Полностью курс тренинговых занятий представлен в приложении 1.

Критерии оценки:

Для оценки результативности программы используются результаты диагностики, проводимой педагогом — психологом приюта по методике «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орел) для оценки уровня склонности воспитанников к аддиктивному поведению.

Данная методика является стандартизированным тест-опросником, предназначенным для измерения готовности (склонности) детей к реализации различных форм отклоняющегося поведения. Опросник представляет собой набор специализированных психодиагностических шкал, направленных на измерение готовности (склонности) к реализации отдельных форм отклоняющегося поведения.

Нас интересовали результаты диагностики по шкале склонности к аддиктивному поведению, которая предназначена для измерения готовности подростка к употреблению наркотических веществ.

Кроме того подросткам была предложена анкета, цель которой оценить их отношение к употреблению ПАВ и степень информированности о последствиях химической аддикции.

В процессе анкетирования каждому лицу предлагается ответить на письменные вопросы, поставленные в форме опросного листа.

Достоинством метода анкетирования является быстрое получение массового материала, что позволяет проследить ряд общих изменений. Трудности метода анкетирования заключаются в том, что он позволяет вскрыть, как правило, только самый верхний слой фактов.

Диагностическая методика и опросник представлены в приложении 2.

Ожидаемые результаты:



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap
sitemap