Программа по предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов по теме Окружающая среда и



Муниципальное базовое образовательное учреждение «Давликеевская основная общеобразовательная школа» Апастовского муниципального района Республики Татарстан

Рассмотрено «Утверждаю»

на заседании РМО Директор МОУ «Давликеевский ООШ»

протокол № ____ ___________ Хисамова З.С.

от______________20_____года «____» ___________2012г.

Программа по предпрофильной

подготовки учащихся 9-х классов по теме: «Окружающая среда и здоровье человека»

Разработчик:

учитель химии и биологии второй

квалификационной категории Хайбуллина Ф.Ф.

Пояснительная записка.

Состояние окружающей среды становится всё менее благоприятным для существования человека, его здоровья. Причин экологических бедствий множество это и связано с обществом.

Человек, являясь составной частью человеческого общества, существует в определенной окружающей среде. Из нее он получает все необходимые средства существования и находится в сложных взаимосвязях. В настоящее время эти взаимосвязи настолько усложнились, что породили глобальную проблему, получившую название «экологическая проблема», которая связана с ухудшением качественных характеристик окружающей человека природной среды, и как следствие — снижение уровня здоровья населения. Особую тревогу вызывает ухудшение здоровья подрастающего поколения.

Приоритет в вопросах овладения учащимися знаниями о здоровье и способах его укрепления принадлежит биологии. Oсобое значение имеет раздел «Человек», именно поэтому данный элективный курс можно использовать как обобщающий курс, направленный на углубление и расширение знаний научных основ здорового образа жизни для учащихся 9 классов.

Исследования показывают, что здоровье населения более чем на 50% зависит от образа жизни, на 15-20% от состояния окружающей среды и на столько же от наследственности человека и системы здравоохранения.

Образ жизни должен отвечать оптимальным гигиеническим требованиям и нормам. В связи с этим возрастает роль школы не только в укреплении здоровья учащихся, но и в пропаганде здорового образа жизни, формировании убеждённости в его необходимости. Базовый уровень биологического образования даёт учащимся минимум знаний и представлений об окружающем мире. Профильное школьное биологическое образование предназначено не столько углубить этот уровень, сколько систематизировать полученную информацию и сформулировать у учащихся целостные представления о мире живой природы.

Курс окружающая среда и здоровье человека углубляет содержание раздела курса биологии “Человек и его здоровье”, использует межпредметные связи с основными курсами биологии, экологии, химии.

Курс рассчитан на 17 часов, состоящих из двух разделов: Среда обитания человека включает в себе 6 часов и Мое здоровье – основа моей жизни 11 часов

Основная цель курса

Данный курс ставит своей целью развитие умений и навыков, связанных с овладением простейшими приёмами исследования окружающей среды, самонаблюдением и пропагандой экологических и гигиенических знаний. Курс имеет профориентационную направленность в области медицины и охраны природы.

Данный предпрофельный курс решает следующие задачи:

— поддержать у школьников зарождающийся интерес к биологии, помочь им сделать правильный выбор;

— углубить знания о влиянии окружающей среды на организм человека;

— формирование валеологической грамотности;

— воспитание ценностного отношения к своему здоровью.

Методические рекомендации

Курс носит развивающую, деятельностную, практическую направленность. Основными формами занятий являются дискуссии, защита групповых проектов, рефератов, семинарские занятия. При этом большое значение придается практическим занятиям, направленным на самонаблюдение, анализ и оценку влияния собственного образа жизни и различных экологических факторов на состояние здоровья. Занятия курса с одной стороны дают учащимся теоретические знания, формирующие экологическое мировозрение, с другой – практические навоки, умение оценивать ситуацию. Формируется умение работать в группе анализировать и изучать дополнительный материал. Развивает логическое мышление.

Ожидаемые результаты

Учащиеся должны знать:

влияние биологических факторов на здоровье человека;

влияние звуков на здоровье;

питание основной фактор здорового организма;

влияние социальных факторов на здоровье;

Учащиеся должны уметь:

самооценка состояние здоровье;

гигиена и профилактика заболеваний;

вести здоровый образ жизни;

Наименование разделов и тем курса

Всего часов

I

1

2

3

4

5

6

Среда обитания человека

,Среда обитания. Химические загрязнения среды и здоровья человека.

Биологические загрязнения и болезни человека.

Влияние звуков на человека.



Погода и самочувствие человека. Ландшафт как фактор здоровья.

Питание и здоровье человека.

Влияние социальных факторов на человека.



6

II

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Мое здоровье – основа моей жизни

Что я знаю и чего не знаю о здоровье.

Самооценка текущего состояния здоровья.



Как мое здоровье зависит от меня.

Нарушения опорно-двигательной системы и их профилактика.

Нарушения сердечно-сосудистой системы и их профилактика.

Патологические изменения функций дыхательной системы и меры их профилактики.

Функциональные нарушения пищеварительной системы и их профилактика.

Функциональные особенности, гигиена и профилактика заболеваний мочевыделительной системы, кожи.

Высшая нервная деятельность человека, функции мозга, его гигиена и профилактика заболеваний.

Здоровый образ жизни и его влияние на природу человека.

Компьютер и здоровье.

11

Всего

17

Литература

1. А.П. Анастасова, Д.П. Гольнева, Л.С. Короткова. Человек и окружающая среда. 9 класс. – М., Просвещение, 1997.

2. Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник, А.П. Сидорин. Экология. 9 класс. – М., Дрофа, 1995.

3. Н.М. Чернова, В.М. Галушин, В.М. Константинов. Основы экологии. 9 класс. – М., Просвещение, 1995.

4. В.Н. Большаков, Г.И. Таршис, В.С. Безель. Региональная экология. 10-11 класс. – Екатеринбург, Сократ, 2000.

5. Журналы «Биология в школе»:

— № 7/2000, стр. 17;

— № 1/2001, стр. 19;

— № 2/2001, стр. 25;

— № 4/2001, стр. 5;








sitemap
sitemap