Программа по предмету Станковая композиция



МБОУ ДОД «Детская художественная школа»

Программа по предмету

«Станковая композиция»

по дополнительной предпрофессиональной

общеобразовательной программе

в области изобразительного искусства

«Живопись»

с.Кочубеевское 2013г.

«Одобрено»

Методическим советом

Образовательного учреждения

Дата рассмотрения

«Утверждаю»

Директор –

_________________________________

(подпись)

Дата утверждения

Разработчик-Ершова Н.А., преподаватель

МБОУ ДОД «Детская художественная школа»

Рецензент-

Рецензент-

Рецензия на программу

по предмету «Станковая композиция»

Программа по предмет «Станковая композиция» для 1-5 классов ДХШ составлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями.

Программа интегративна по содержанию, блочно-модульная по способу организации, комплексная по видам деятельности, направлена на формирование и развитие у ребенка способностей, соответствующих возрастным возможностям, потребностям и интересам.

В пояснительной записке рассматриваются цели и задачи курса, раскрыта значимость предмета в системе дополнительного образования, его роль в формировании и развитии творческой личности ребенка; актуальность, отражены прогнозируемые результаты обучения, условия реализации программы.

В программе дано содержание предмета, предметный учебно- тематический план.

Представленная программа позволяет педагогу творчески относиться к преподаванию данной дисциплины, учитывая и развивая индивидуальные способности учащихся.

Программа составлена грамотно, соответствует Федеральным государственным требованиям. Выпускники, подготовленные по данной программе, могут поступать в СУЗы и ВУЗы на отделения декоративно – прикладного искусства, факультеты дизайна, архитектуры, четко представляя область дальнейшей своей деятельности.

Рецензент(ы):___________________

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Станковая композиция» занимает важное место в системе воспитания и образования в ДХШ. Изучение данного предмета важно для разностороннего художественного обучения и эстетического воспитания учащихся. Она способствует развитию мышления, творческого воображения, художественных способностей учащихся.

Курс станковой композиции решает задачу – дать учащимся понятия об основных закономерностях и элементах композиции, без знания которых не может быть сознательного подхода к творчеству. Композиция – это максимально организованная форма, раскрывающая смысл задуманного и строится по законам, правилам, приемам. Художественно-творческое развитие учащихся осуществляется по мере овладения навыками изобразительной грамоты.

Каждое из заданий данной программы включает в себя три обязательных элемента познания:

Последовательное освоение двух- и трехмерного пространства.

Знакомство с основными законами, правилами, приемами композиции.

Изучение выразительных возможностей тона и цвета.

В процессе обучения каждый учащийся должен овладеть навыками самостоятельного умения отражать жизненные впечатления в композициях, этюдах, рисунках. И должен знать:

Законы композиции:

Закон цельности

Закон типизации

Закон контрастов

Закон подчиненности всех закономерностей и средств композиции единому замыслу

Правила композиции:

Передача ритма

Выделение сюжетно-композиционного центра

Симметрия, асимметрия

Расположение главного на втором пространственном плане

Формат и масштаб

Статика – динамика

Приемы композиции:

Пространство

Колорит

Точка зрения

Горизонтали и вертикали

Диагонали

Типы композиции:

Замкнутая

Открытая

Совмещение разновременных событий

Средства композиции:

Точка

Линия

Штрих-линия

Пятно (тон, цвет)

Работа над композицией должна вестись методично, серьезно и последовательно.

Этапы выполнения станковой композиции:

Замысле. Сбор подготовительного материала (литературный, музыкальный), наблюдение, фантазия.

Выбор техники выполнения композиции

Тональный форэскиз

Упражнения:

По цветоведению

По законам композиции

Варианты тонально-композиционных эскизов

Варианты цвето-тональных эскизов

Сбор недостающего натурного материала

Выполнение картона

Упражнения по технике исполнения

Выполнение работы на формате в материале

Оформление окончательного варианты композиции

В течение всех лет обучения по данной программе учащиеся осваивают и развивают умение раскрыть тему композиции средствами различных жанров живописи и графики: натюрморт, пейзаж, интерьер, портрет. Занятия строятся с учетом возрастных особенностей детей и, в первую очередь, учетом их пространственного мышления. Программа по станковой композиции тесно взаимосвязана с программой по рисунку, живописи, летней учебной практики. Важным звеном программы является работа с натуры и по наблюдению – при этом происходит обогащение замысла тематической композиции оригинальными, «живыми» решениями. В процессе обучения учащиеся знакомятся с различными изобразительными техниками и материалами – живописными и графическими – и учатся применять их на практике в своих учебных работах.

Формами промежуточной аттестации являются выставки и просмотры работ учащихся, а итоговой аттестации – выставка – просмотр и торжественная защита дипломного проекта.

В процессе занятий преподаватель последовательно и целенаправленно формирует у учащихся чувство композиции. Опорные качества способностей, формируемых занятиями , с одной стороны, относятся преимущественно к области восприятия (развитость аналитико-синтетического взгляда на предмет), с другой стороны – к области моторики (опциальная область руки)

Срок реализации программы составляет-353часа ,из которых аудиторных. Занятия по предмету проходят один раз в неделю по 2 часа,а в 5 классе по 3 часа. Учебный курс по «Станковой композиции» рассчитан на пятигодичное обучение детей в возрасте от10-11 до 15-16лет. Содержанием курса является формирование необходимых теоретических знаний и практических умений. Теоретическая часть представлена в виде учебных занятий, экскурсий, выставок, которые могут сопровождаться объяснением материала, показом и демонстрацией наглядных пособий и изделий, обменом опыта и мнения, а так же при помощи бесед и диспутов. Практическая часть представлена в виде практического закрепления, выполнения домашнего задания, изготовления изделий. В процессе занятий осуществляются межпредметные связи с другими предметами курса . Важным является развитие таких умений, как умение анализировать, сравнивать, применять знания в новой ситуации, подбирать необходимые материалы и инструменты. Формы работы: групповая , индивидуальная.

Оптимальное количество детей в группе 7-9 человек, так как при большем количестве воспитанников преподаватель не сможет уделить необходимое количество времени для индивидуальной работы с каждым ребёнком. Задания, которые предлагаются учащимся для выполнения в материале, учитывают постепенное нарастание сложностей в создании композиции. Практической части задания обязательно предшествует теоретическая часть.

Цель программы – Создание механизма развития, реализации творческих способностей детей, психических процессов (воображения, восприятия и т.д.) и самовыражения. Воспитание художественного вкуса.

Задачи программы:

Научить строить композицию в определенной системе и последовательности.

Развивать способность искать, думать, фантазировать. Пользоваться такими понятиями, как ,композиция, образ, знак .

Понимать природу, свойства, значения, изображающего знака в жизнедеятельности человека, общества, мировоззрения.

Основной формой проведения занятий является урок смешанного типа (лекция совмещается с практической работой).

В целях профессиональной и дисциплинарной подготовки учащихся необходимо регулярно проводить промежуточные просмотры с обсуждением во время выполнения заданий.

Учебно-тематический план

по «Основы дизайна и проектирования»

353 аудиторных часа

часов самостоятельная работа

1 класс

66 часов

Наименование темы

Лекции

Практич.

занятия

Общее

количество

часов

Самостоят.

работа

1.

Рисование животных по представлению с ярко выраженной горизонтальной или вертикальной направленностью формы.(«Жираф», »Крокодил»)

4

4



2.

Композиция по наблюдению «Дом в котором я живу», «Праздничный салют»(на фоне ночного неба), «Весна в городе», «Гулянье и игры во дворе».

8

8

3.

Работа по памяти «Осенний лес», «Новогодняя елка».

6

6

4.

Работа по представлению : «Птицы в небе», «Белье на веревке», «Караван верблюдов».

6

6

5.

Композиция по наблюдению : «Пускают кораблик», «Я кормлю собачку», «Мы украшаем новогоднюю елку».

8

8

6.

Композиция по представлению «Ограда в парке», «Рыболовные сети», «Мама расчесывает волосы» , «Бабушка вяжет».

8

8

7.

Рисование по наблюдению : «Деревья зимой», «Ветка за моим окном», «Ветвистое дерево».

6

6

8.

Композиция по представлению «Дрессировщик и четвероногие артисты на арене цирка», «Самый веселый клоун мира».

10

10

9.

Иллюстрация к сказкам «Баба-Яга», «Снежная королева».

10

10

10.

Домашняя работа: наброски фигуры человека, изучение пропорций.

10

66

66

10

2 класс

66 часов

Наименование темы

Лекции

Практич.

занятия

Общее

количество

часов

Самостоят.

работа

1.

Рисование по наблюдению «Мои любимые игрушки», «Первый снег в лесу», «Букет цветов в вазе», «Снегопад».

6

6

2.

Рисование по представлению « Цветы и бабочки», «Попугайчики на ветке», «Петушок и курочка».

6

6

3.

Композиция «Праздник в небе», «Листопад», «Вокруг елки»», «День рождения».

8

8

4.

Рисунок по воображению : «Птицы летят, звери бегут», «Чайки над кораблем».

4

4

5.

Композиция по наблюдению : «Строят новый дом», «Наша школа», «Витрина магазина».

6

6

6.

Рисование по представлению «Дождь, лужи, я с мамой иду под зонтиком», «Мы с папой идем на парад», «Морское дно».

8

8

7.

Рисование по памяти : «Парад на площади», «Зимние каникулы», «Катание с гор».

10

10

8.

Рисунок по памяти и по представлению «Башни Кремля», «Наша учительница», «Моя бабушка», «Клоуны в цирке».

8

8

9.

Рисунок по памяти «Я помогаю маме», «За праздничным столом».

10

10

10.

Домашняя работа: наброски фигуры человека в движении.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap sitemap