Программа по предмету Основы дизайна



МБОУ ДОД «Детская художественная школа»

Программа по предмету

«Основы дизайна и проектирования»

по дополнительной предпрофессиональной

общеобразовательной программе

в области изобразительного искусства

«Живопись»

с.Кочубеевское 2013г.

«Одобрено»

Методическим советом

Образовательного учреждения

Дата рассмотрения

«Утверждаю»

Директор –

_________________________________

(подпись)

Дата утверждения

Разработчик-Ершова Н.А., преподаватель

МБОУ ДОД «Детская художественная школа»

Рецензент-

Рецензент-

Рецензия на программу

по предмету «Основы дизайна и проектирования»

Программа по предмету «Основы дизайна и проектирования» для 1-4 классов ДХШ составлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями.

Программа интегративна по содержанию, блочно-модульная по способу организации, комплексная по видам деятельности, направлена на формирование и развитие у ребенка способностей, соответствующих возрастным возможностям, потребностям и интересам.

В пояснительной записке рассматриваются цели и задачи курса, раскрыта значимость предмета в системе дополнительного образования, его роль в формировании и развитии творческой личности ребенка; актуальность, отражены прогнозируемые результаты обучения, условия реализации программы.

В программе дано содержание предмета, предметный учебно- тематический план.

Представленная программа позволяет педагогу творчески относиться к преподаванию данной дисциплины, учитывая и развивая индивидуальные способности учащихся.

Программа составлена грамотно, соответствует Федеральным государственным требованиям. Выпускники, подготовленные по данной программе, могут поступать в СУЗы и ВУЗы на отделения декоративно – прикладного искусства, факультеты дизайна, архитектуры, четко представляя область дальнейшей своей деятельности.

Рецензент(ы):___________________

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Основы дизайна и проектирования» занимает важное место в системе воспитания и образования в ДХШ. Изучение данного предмета важно для разностороннего художественного обучения и эстетического воспитания учащихся. Она способствует развитию мышления, творческого воображения, художественных способностей учащихся.

Современный уровень развития производства, техники, строительства немыслимы без художественного проектирования, обеспечивающего не только технологичность, прочность конструкций , но и эстетический вид изделий, предметов, построек, малых архитектурных форм. Все это дизайн. Дизайн – это особая сфера изобразительного искусства, которая проектирует, создает, усовершенствует предметное окружение человека «от иголки до самолета», улучшает качество жизни. Дизайн сегодня стал одним из символов современной цивилизации. Профессия дизайнера очень интересная и перспективная именно потому, что область ее применения также безгранична, как и предметная среда. Включение в программу обучения дисциплины «Основы дизайна» необходимо и для профессиональной ориентации учащихся, и для более осознанного выбора профессии, и для формирования у школьников особого стиля мышления (дизайнерского мышления), для которого характерно понимание основных критериев гармонической вещи, чувство стиля, эстетическое отношение к миру вещей. Композиция станковая, декоративная и дизайн имеют свой образный язык. Освоение этого языка дает возможность увидеть и понять красоту окружающего мира, красоту повседневных предметов быта, помогает сделать жизнь более привлекательной и праздничной. Поэтому очень важно с ранних лет на уровне художественной школы воспитание творчески-созидательной личности.

В процессе занятий преподаватель последовательно и целенаправленно формирует у учащихся чувство композиции. Опорные качества способностей, формируемых занятиями , с одной стороны, относятся преимущественно к области восприятия (развитость аналитико-синтетического взгляда на предмет), с другой стороны – к области моторики (опциальная область руки)

Срок реализации программы составляет-132 часа ,из которых аудиторных. Занятия по предмету проходят один раз в неделю по 1 часу. Учебный курс по «Основам дизайна и проектированию» рассчитан на четырехгодичное обучение детей в возрасте от10-11 до 14-15лет. Содержанием курса является формирование необходимых теоретических знаний и практических умений. Теоретическая часть представлена в виде учебных занятий, экскурсий, выставок, которые могут сопровождаться объяснением материала, показом и демонстрацией наглядных пособий и изделий, обменом опыта и мнения, а так же при помощи бесед и диспутов. Практическая часть представлена в виде практического закрепления, выполнения домашнего задания, изготовления изделий. В процессе занятий осуществляются межпредметные связи с другими предметами курса . Важным является развитие таких умений, как умение анализировать, сравнивать, применять знания в новой ситуации, подбирать необходимые материалы и инструменты. Формы работы: групповая , индивидуальная.

Оптимальное количество детей в группе 7-9 человек, так как при большем количестве воспитанников преподаватель не сможет уделить необходимое количество времени для индивидуальной работы с каждым ребёнком. Задания, которые предлагаются учащимся для выполнения в материале, учитывают постепенное нарастание сложностей в создании композиции. Практической части задания обязательно предшествует теоретическая часть.

Цель программы – Создание механизма развития, реализации творческих способностей детей, психических процессов (воображения, восприятия и т.д.) и самовыражения. Воспитание художественного вкуса.

Задачи программы:

Научить строить композицию в определенной системе и последовательности.

Развивать способность искать, думать, фантазировать. Пользоваться такими понятиями, как ,композиция, образ, знак .

Понимать природу, свойства, значения, изображающего знака в жизнедеятельности человека, общества, мировоззрения.

Знакомство с языком дизайна

Освоение основных видов, законов, правил, приемов и средств композиции в дизайне

Фронтальная

Объемная

Глубинно-пространственная

Статика

Динамика

Ритм

Симметрия

Асимметрия

Композиционное равновесие

Доминанта (выделение композиционного центра)

Пропорции, модуль

Линия, пятно, точка, силуэт, фактура и текстура

Контраст, нюанс

Стилизация

Трансформация

Комбинаторика

Развитие образно-ассоциативного мышления

Знакомство с курсом цветоведения

Освоение последовательности в работе над преобразованием предметов

Реальное изображение

Стилизация

Ассоциативность

Абстракция

Знаковость

Знакомство со шрифтом

Основной формой проведения занятий является урок смешанного типа (лекция совмещается с практической работой).

В целях профессиональной и дисциплинарной подготовки учащихся необходимо регулярно проводить промежуточные просмотры с обсуждением во время выполнения заданий.

Учебно-тематический план

по «Основы дизайна и проектирования»

132 аудиторных часов

28 часов самостоятельная работа

1 класс

33 часа

Наименование темы

Лекции

Практич.

занятия

Общее

количество

часов

Самостоят.

работа

1.

Дизайн. Роль дизайна в развитии материальной культуры.

1

1

2.

Упражнения . Композиции из разнородных геометрических фигур.

1

3

4

3.

Упражнения. Композиции из однородных геометрических фигур.

6

6

4.

Упражнения. Ассоциативно-образные композиции.

1

5

6

5.

Упражнения. Статика, динамика, хаос.

1

5

6

6.

Композиция из кубов.

6

6

7.

Текстура. Бумажная пластика.

1

3

4

8.

Композиция из букв в пространстве.

6

5

28

33

6

2 класс

33 часа

Наименование темы

Лекции

Практич.

занятия

Общее

количество

часов

Самостоят.

работа

1.

Упражнения. Контрасты.

1

2

3

2.

Упражнения. Ритм.

1

5

6

3.

Модуль. Комбинаторика.

1

9

10

4.

Стилизация. Растение. Силуэт.

1

5

6

5.

Композиция «Портрет». Формообразование.

1

7

8

6.

Стилизация объекта. Анализ натуры.

8

5

28

33

8

3 класс

33 часа

Наименование темы

Лекции

Практич.

занятия

Общее

количество

часов

Самостоят.

работа

1.

Текстура. Бумажная пластика. Рельеф.

1

3

4

2.

Стилизация объекта по заданному свойству. Ассоциации.

1

11

12

3.

Слово — образ. Коллаж.

8

8

4.

Стилизация. Знак.

1

8



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap sitemap