Программа по нравственно -патриотическому воспитанию младших школьников



Программа

«Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста»

Введение

Программа «Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста» разработана в соответствии с постановлением правительства Российской Федерации от 11.07.05 № 422 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы».

Программа определяет основные направления нравственно-патриотического воспитания детей младшего школьного возраста .

Программа является:

— социально-педагогической;

— организационно-педагогической;

— межотраслевой

Реализация данной программы предполагает:

формирование ведущих интегративных качеств личности;

непрерывную педагогическую диагностику, переходящую в самодиагностику, самопознание;

практическую деятельность;

содержание просвещения гуманитарной культуры;

оптимальное сочетание индивидуального воспитания, самовоспитания и воспитания в коллективе;

педагогизацию воспитательной среды в социуме, неразрывную связь с воспитательными факторами среды: родителями, внешкольными воспитательными учреждениями, производственными и обслуживающими объектами микрорайона.

Содержательные линии программы

Образовательная – содержит идеи, идеи теории, законы и закономерности, характеризующие культурные, исторические, географические особенности Ярославской области.

Ценностная – предполагает формирование краеведческого мировоззрения, ориентацию на ценности региональной культуры, на её изучение, сохранение.

Деятельная – способствует становлению культуросообразного поведения с учетом особенностей Ярославской области в единстве разнообразных видов деятельности.

Творческая – предусматривает развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений, самообразования средствами краеведческого Творческая – предусматривает развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений, самообразования средствами краеведческого компонента.

Актуальность проблемы патриотического воспитания детей младшего школьного возраста

Россия – страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости.

Россиянам в высшей степени были всегда свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежностью России. Величайшей национальной ценностью был патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.

В последние десятилетия в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры как важнейшего фактора формирования чувства патриотизма. Стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.

Младший школьный возраст—это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в данном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научиться любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка — это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.

Цели и задачи программы

Основная цель данной программы: формирование основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории родного края).

Задачи:

1.Изучение природы, истории и культуры Отечества и родного края.

2.Формирование ведущих интегративных качеств личности.

3.Воспитание и развитие национальных начал и национального образа жизни, в то же время уважения и интереса ко всем нациям.

4.Воспитание гражданской позиции, бережного отношения к памятникам истории, культуры края, сохранения традиции.

Сроки реализации программы

Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Переход к систематическому обучению создаёт условия для развития новых познавательных потребностей детей, активного интереса к окружающей действительности, к овладению новыми знаниями и умениями.

Поэтому в системе самосовершенствования личности субъект воспитания на данном этапе развития получил условное название «исследователь».

Реализация программы рассчитана на весь курс начального образования и представляет собой четыре ступени развития, четыре содержательные линии.

1 класс «Мой дом – моя семья».

2 класс «Моя школа».

3 класс «Город Павлово».

4 класс «Нижегородская область—частица России»

Технологии:

Знакомство с историческим прошлым малой родины и Отечества;

Знакомство с традициями и обычаями русского народа, фольклором;

Организация экскурсий в музеи и места русской славы;

Проведение творческих конкурсов, демонстрирующих отношение учащихся к истории народа, знание истории;

Исследовательская деятельность, направленная на самостоятельное добывание знаний по истории края, села;

Проектная деятельность.

Формы работы:

Мероприятия, посвящённые важным историческим датам;

Деловые игры;

Классные часы;

Беседы, диспуты, викторины;

Исследовательская деятельность;

Коллективные творческие дела;

Смотры-конкурсы, выставки;

Соревнования;

Экскурсии, поездки, походы;

Трудовые дела;

Тренинг

Содержание программного материала

1 ступень «Мой дом – моя семья»

Задачи:

Воспитывать в детях чувство самоуважения через добрые дела и поступки самого ребёнка, чувство уважения к взрослым, любви к членам своей семьи, своим друзьям;

Воспитывать любовь к малой родине на основе развития интереса к истории семьи её традициям;

Формировать представление о природном и социальном окружении человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами.

Моё имя и фамилия. Мои родные. Домашний адрес. Семейные традиции. Уважительное отношение к друзьям, близким, соседям. Помощь родителям, забота о младших, обязанности по дому, выполнение посильных поручений. Распорядок дня правила личной гигиены. Основы закаливания и комплекс физических упражнений. Режим питания, умение вести себя за столом, правильное пользование столовыми приборами. Соблюдение чистоты и порядка в своей комнате, бережное отношение к вещам, уход за домашними животными и растениями.

Прекрасное в быту, картины, домашняя утварь, украшение помещения к традиционным праздникам. Правила поведения приветливость, доброжелательность, умение принять гостей, доставить им радость общения, составить хорошее впечатление о себе при посещении родных, друзей, а также при встрече с другими людьми.

2 ступень «Моя школа.»

Задачи:

Воспитание любви, уважения и бережного отношения к малой родине;

Повышение авторитета школы и престижа хорошего образования на основе ознакомления с историей школы и биографиями почётных выпускников;

Формирование качеств личности, способствующих успешному обучению и положительной мотивации учения;

Усвоение учащимися этических норм и правил поведения в соответствии с социальным статусом учащегося.

На данной ступени работа ведётся по двум направлениям «Моя школа». Содержание работы включает в себя следующие темы: история школы, правила поведения в школе; умения распределять обязанности в работе, роли в игре поручения учителя, просьбы друзей, собственные обещания; основные формы общения: приветствие, просьба, извинение; традиционные мероприятия, трудовые дела по благоустройству школы, активное участие в делах школы.

3 ступень «Город Павлово»

Задачи:

Воспитание любви к Павловскому краю – месту, где родился и живёшь, уважения к его историческому прошлому и настоящему, чувства ответственности за его будущее;

Развитие творческой активности.

Вырабатывать привычку вести себя в соответствии с общепринятыми нормами, как в обществе, так и дома.

Содержание программного материала: история города Павлово и Павловского района, исторические памятники, памятники культуры, музеи, учреждения культуры, хозяйственно – промышленная деятельность города и района, природа, экологические проблемы, интересные люди: герои войны, труда, люди искусства и т.п.; народные промыслы, произведения искусства, фольклор, традиции и обычаи.

Правила поведения в музее, театре. Активное участие в районных творческих конкурсах.

4 ступень «Нижегородская область – частица России»

Задачи:

1.Утверждение национально – патриотических ценностей, привитие чувств уважения и любви к культуре, природе, истории России, Нижегородского края, традициям и обычаям народов России.

2.Воспитание толерантности по отношению к людям других национальностей, политических взглядов и убеждений;

Содержание программного материала: Россия – наша Родина, символы государства, историческая справка, географическая справка, народы, населяющие страну, особенности их культуры и истории; ознакомление с образцами народного искусства; природное разнообразие, охрана природы, основы экологической культуры, роль природы в сохранении здоровья человека.

Наша Родина в живописи, песнях и стихах. Сотрудничество как основа добрых, созидательных отношений между людьми, исключающих национальные и политические конфликты.

Нижегородская область – частица России. История Нижнего Новгорода в истории России. Архитектурные и культурные памятники Нижнего Новгорода и области. Природа и экологические проблемы. Выдающиеся люди земли нижегородской.

Основные мероприятия по реализации программы

1 ступень

праздник «Русь , Россия –Родина моя» ;

концерт ко дню матери;

семейный праздник «Это вся моя семья»;

праздник игры и игрушек;

игра –путешествие «Откуда берутся грязнули»;

игра –соревнование «Наш урожай лучше»;

игровой тренинг этикет за столом «Приятного чаепития»;

урок творчества «Как украсить дом к Новому году»;

игровой тренинг «Вежливые слова»;

беседа «Как организовать свой труд дома»;

игровая программа «Масленица»;

праздник –выставка «Из бабушкиного сундука»;

фотовыставка «Члены моей семьи»;

спортивный праздник «Папа , мама , я – спортивная семья»;

беседа «Режим дня»;

трудовое дело –работа на цветнике около школы;

беседа «Дружба каждому нужна»;

праздник к дню Защитника Отечества;

спортивно- интеллектуальная игра «Зов леса»;

классный час «Государственные символы России»;

конкурс туристической песни.

2 ступень

беседа «Русь , Россия –Родина моя» ;

классный час ко дню матери;

праздник урожая;

беседа «Веди правильно себя за столом»;

классный час «Скоро Новый год»;

праздник «Сколько на свете вежливых слов»

викторина «Порядок время бережёт»;

игровая программа «Делу время – потехе час» (масленица);

праздник семьи «Дорогое слово отец»;

фотовыставка «Красота родной природы»;

-классный час «Соблюдай режим дня»;

-экскурсия в школьный музей

-беседа правело поведение в школе

-игра путешествие «Вот моя деревня, вот мой дом родной»;

-мини проект «Интересные люди города»;

-деловая игра »Городские профессии»;

-экскурсия «Святые места земли Павловской»;

-конкурс песни «Если с другом вышел в путь»;

-трудовое дело подарок школе;

-трудовое дело-уборка территории около обелиска;

-концерт для ветеранов ВОВ;

-конкурс рисунков «Береги родную природу»;

-фотовыставка «Природа родного края»;

-беседа «Учись учиться»;

-игра соревнования «Папы разные важны»;

-весёлые старты ;

— «Праздник цветов» ;

-«Юные Архимеды»;

— «Что? Где? Когда?»;

-классный час «Воспитание в семье культуры внешнего вида».

3 ступень

-анкета «Откуда мы родом?» ;

-составление диафильма «Родина моя»;

-конкурс для мам «Мамины руки –нет их теплее»;

-конкурс стихов «Есть в осени первоначальной…»;

-тренинг «Накрой на стол правильно»;

-урок творчества «Новогодняя игрушка»;

-конкурс плакатов «Их нужно сберечь»;

-встреча с участниками боевых действий;

-мини футбол;

-игра –путешествие «Павловский район на карте Нижегородской области»;

-беседа «Население Павловского района;



-встреча с интересными людьми г.Павлова;

-конкурс стихов Павловских поэтов;

-выставка работ Павловских художников;

-концерт «На берегах Оки любимой»;

-устный журнал «Фольклор земли Павловской»;

-игра –путешествие традиционные промыслы;

-экскурсия в городской краеведческий музей;

-классный час «Настоящий мальчишка ,какой он»;

-конкурсная семейная программа «Когда мы вместе»;

-фотовыставка «Памятные даты моей семьи»;

-классный час «Золотые правила этики»;

-экскурсия –тренинг поведения «На лесной полянке»;

-конкурс –выставка «Городок весёлых затей»;

-устный журнал «эти славные символы»;

-праздник семьи «Мой дом- моя крепость»;

-спортивные состязания с участием родителей;

-конкурс рисунков «Будущее Павлова».



4 ступень

-конкурс стихов «Край родной, навек любимый»;

— фотовыставка «Герои города»;

— встреча с интересными людьми «Ветеран живёт рядом»;

-устный журнал «Участники войны – наши выпускники»;

-трудовое дело «Школьный двор самый лучший»;

-праздник «Россия-Родина моя»;

-концерт «День матери»;

-выставка «Из бабушкиного сундука»;

-спортивный праздник «Папа мама, я -спортивная семья»;

-трудовое дело –уборка территории вокруг обелиска;

-концерт для ветеранов ВОВ;

-конкурс проектов «Береги родную природу»;

-устный журнал «День защитника Отечества»;

-поездка –экскурсия в город Нижний Новгород»;

-классный час «Народные промыслы России»;

-конкурс проектов «Экологические проблемы Нижегородской области»;

-утренник «Все работы хороши ,выбирай на вкус»;

-классный час «Честь имею»;

-беседа «Кому нужна моя помощь»;

-проект «История моей семьи в истории Нижегородской области»;

-мероприятия, посвящённые государственным праздникам России.

Перечисленные мероприятия включают в себя различные творческие задания: конкурсы рисунков, плакатов, сочинений, концертные номера, мини-проекты, фотовыставки, выставки прикладного творчества; трудовые дела, где каждый учащийся может выбрать дело в соответствии со своими интересами и возможностями. Большая часть мероприятий рассчитана на общение с людьми с целью сбора информации.

Ожидаемые результаты реализации программы



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap
sitemap