Программа по марийской национальной вышивке_36499



ГОУ Республики Марий Эл Косолаповская специальная

(коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида

Рассмотрено и одобрено «Утверждаю»

на заседании методического Директор школы………../З. Д. Киселева/

совета школы. Дата………………….

Дата……………

Программа по Марийской

национальной вышивке.

Составила

педагог дополнительного

образования:

Т. В. Карпухина

Косолапово 2011 год.

Программа по марийской национальной вышивке.

Пояснительная записка.

Программа предназначена для обучения вышивке как одного из профильных курсов трудового обучения детей с интеллектуальными нарушениями. Изучение этого курса рекомендуется детям с наиболее сохранными моторными и интеллектуальными возможностями. Этот вид рукоделия поможет им самореализоваться в жизни, что так необходимо детям с интеллектуальными нарушениями. Вместе с тем это красивейший вид народного искусства, обретающий сегодня новую жизнь.

Практические действия с вышивкой, как известно, обеспечивают ребёнку разностороннее развитие: активное сенсорное познание окружающей действительности, активизацию умственной деятельности, развитие произвольности и целенаправленности познавательных процессов в целом, развитие мелкой моторики рук.

Работа с вышивкой имеет огромный потенциал и для систематического эстетического воспитания школьников и, несмотря на определённую трудоёмкость, кропотливость процесса вышивания, привлекает детей своими результатами.

В программе заложено обучение, основанное на развитии интереса и творческих возможностей детей, принцип доступности и посильности выполнения трудовых работ.

Данная программа рассчитана на 3 года и посильна детям 10-16 летнего возраста. Первый год обучения начинается с изучения стежков. Второй год обучения направлен на изготовление изделий. Третий год обучения рассчитан на создание более сложных изделий.

Программа составлена с учётом физических, возрастных и психолого- педагогически особенностей детей. Работа с обучаемыми, строиться на взаимоуважении, взаимосотрудничестве, на основе искреннего, тактичного и деликатного отношения к личности ребёнка. В обучении марийской вышивке обязателен индивидуальный подход.

Программа предусматривает знакомство с историей возникновения искусства, усвоение различных швов. Последовательность тем определяется усложнением материала в художественном и техническом отношении.

Основой для составления данной программы послужила книга под редакцией Л. Е. Майковой «Основы художественных промыслов народа мари».Й-Ола,2009г.

Цель программы: способствовать развитию художественно- творческих способностей детей с интеллектуальными нарушениями и формированию навыков самореализации.

Задачи программы:

научить пользоваться материалами и инструментами;

— формировать практические умения и навыки ручного труда;

— расширить знания об истории вышивки, традициях, творчестве народа мари;

— развивать эстетическое восприятие предметов искусства;

— воспитывать у детей потребность в грамотной организации своей досуговой деятельности;

— воспитывать культуру общения, умения работать в коллективе;

-научить выполнять основные виды стежков;

— развивать трудовые способности детей и адаптировать их в индивидуальную деятельность.

Учебно — методическая и материально-техническая база.

Для успешного усвоения материала нужны наглядные пособия: образцы вышивок, готовые изделия.

Для работы требуется:

нитки шерстяные: бордового, красного, зеленого, черного цветов;

-ткань самотканая или двунитка;

-иглы с широким ушком;

-наперсток в соответствии с размером;

-ножницы;

-карандаш;

-пяльцы (не обязательно).

Для работы необходим хорошо освещённый кабинет.

Расстояние от глаз до работы должно быть не менее 35-40см.

По окончанию работы инструменты и материалы нужно убрать в рабочую сумочку или специально отведённое для них место.

После того, как дети научаться выполнять стежки, можно переходить к более сложным элементам вышивки.

Самое главное – заинтересовать детей результатом работы. Для этого перед детьми должен лежать образец, тогда они будут видеть и понимать, к какому результату должны стремиться. Для каждого ребёнка важна похвала и помощь педагога, его поддержка.

Перечень знаний и умений, формируемых у детей

на первый год обучения:

знать историю возникновения и применения искусства марийской вышивки;

— знать материалы и инструменты и уметь ими пользоваться;

-знать основы проектирования изделия;

— уметь подбирать цветовую гамму;

— уметь выполнять простейшие ручные стежки;

-уметь отличать марийскую вышивку от другого вида вышивки;

— уметь переводить рисунок вышивки на ткань, подбирать иглы и нити к работе, закреплять рабочую нить на ткани без узла.

№ п/п

Название темы

Количество часов

1 четверть

36 часов

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Вводное занятие.

Инструменты и материалы.

Изучение и подбор цветовой гаммы.

Изучение марийского орнамента. «Косая стежка» («кашта»).

Практическая работа.

Изучение марийского орнамента. «Счетная гладь» («темыш тур»)

Практическая работа.

Самостоятельная работа.

1,5 часа

1,5 часа

1,5 часа

1,5 часа

9 часов

1,5 часа

10,5 часов

9 часов

2 четверть

40,5 часов

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Вводное занятие.

Изучение марийского орнамента. «Набор» («керыштыш»).

Практическая работа.

Изучение шва «Крестик» («шектерма»)

Практическое занятие.

Изучение шва «Козлик» («шарык шур»)

Практическая работа.

Самостоятельная работа.

1,5 часа

1,5 часа

15 часов

1,5 часа

4,5 часа

1,5 часа

6 часа

9 часов

3 четверть

60 часа

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Вводное занятие.

Изучение шва «Роспись» («пушкыл тур»)

Практическая работа.

Салфетка.

Оберег.

Подарочный мешочек.

Салфетка с усложнением.

Самостоятельная работа.

1,5 часа

1,5часа

9 часов

12 часов

6часов

9 часов

12 часов

9 часов

4 четверть

49,5 часов

1.

2.

3.

4.

Вводное занятие.

Пояс мужской.

Составление несложных композиций. Закладка.

Самостоятельная работа.

1,5часа 15 часов

16,5 часов

16,5 часов

Всего:

186 часов

1 четверть.

Тема 1. Вводное занятие (1,5)

Цели и задачи обучения. Мастерская, её назначение и оборудование. Правила поведения в мастерской. Организация рабочего места. Техника безопасности. Организация рабочего места. Демонстрация лучших изделий. Рассказ из истории марийской вышивки.

Тема 2. Правила техники безопасности при работе с инструментами (1,5)

Технические сведения. Классификация инструментов. Назначение и применение инструментов.

Умения и приемы работы. Выбор ножниц и игл с учетом вида материала Подбор наперстка. Выбор ниток.

Тема 3. Изучение подбор цветовой гаммы (1,5 )

Технические сведения. Техника и основные приёмы при подборе цветовых сочетаний.

Умения и приёмы работы. Цветовые сочетания. Гармонирующие и негармонирующие цвета и оттенки.

Тема 4. Изучение марийского орнамента. «Косая стежка» («кашта») (1,5)

Технические сведения. Понятие косая стежка. Длина стежка. Применение.

Умения и приёмы работы. Технологическая последовательность выполнения стежка. Качество выполнения стежка.

Тема 5. Практическая работа (9)

Выполнение стежка.

Тема 6. Изучение марийского орнамента. «Счетная гладь» («темыш тур») (1,5)

Технические сведения. Понятия о стежках. Длина стежка. Классификация стежков. Применение. Технические условия.

Умения и приёмы работы. Технологическая последовательность выполнения стежка. Качество выполнения стежка.

Тема 7. Практическая работа (10,5)

Выполнение стежка.

Тема 8. Самостоятельная работа (9)

Использование изученных технологий вышивания.

2 четверть.

Тема 1. Вводное занятие (1,5)

Цели и задачи обучения. Правила поведения в мастерской. Организация рабочего места. Техника безопасности. Организация рабочего места. Демонстрация лучших изделий.

Тема 2. Изучение марийского орнамента. «Набор» («керыштыш») (1,5)

Технические сведения. Понятие о стежке набор. Техника применения. Умения и приёмы работы. Технологическая последовательность выполнения стежка. Качество выполнения стежка.

Тема 3. Практическая работа (15)

Выполнение стежка.

Тема 4. Изучение шва «Крестик» («шектерма») (1,5)

Технические сведения. Понятие о шве крестик. Применение.

Умения и приёмы работы. Технологическая последовательность выполнения шва. Качество выполнения.

Тема 5. Практическая работа (4,5)

Выполнение.

Тема 6. Изучение шва «Козлик» («шарык шур») (1,5)

Технические сведения. Понятие о шве козлик. Применение.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap
sitemap