Программа по культуре поведения младших школьников_36478



Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1

города Донецка Ростовской области.

Программа

по культуре поведения

младших школьников.

Составила: А.Л.Антипова

Пояснительная записка.

Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке – право и обязанность каждого человека.

Опираясь на ранее усвоенные навыки культурного поведения нужно научить понимать смысл и значение тех или иных правил этического поведения школьника и в доступной форме раскрывать их.

Этикет – это условный знак, с помощью которого можно многое понять. Уже по тому, как человек входит в комнату, как здоровается, какие первые слова произносит, как садится, ест, держит руки, судят об уровне его культуры, о нравственных и интеллектуальных достоинствах.

Начиная активно пользоваться правилами поведения в быту, игре, другой деятельности, дети усваивают их, а понимание смысла помогает ребенку сознательно управлять своим поведением, эмоциями, самостоятельно регулировать их в разных жизненных ситуациях.

Культурные люди подчиняются дисциплине, т. е. самоконтролю и самокритике. Важно, чтобы дети поняли, что следуя принципу: «Я хочу и буду делать то, что хочу, не считаясь ни с кем», они никогда не узнают, что такое уважение окружающих, привязанность и любовь близких.

Задача настоящих занятий через ролевые игры, беседы ввести детей в «мир культуры», создать условия для становления у них осознанного отношения и поведения.

На каждом занятии необходимо:

— знакомить с правилами этикета;

— формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни;

— учить видеть свои недостатки в поведении и уметь их исправлять; избавляться от дурных привычек и способствовать формированию полезных;

— научить относиться к окружающим с заботой и терпением, но при этом проявлять нетерпимость к дурным поступкам людей;

— воспитывать любовь и уважительное отношение к близким и окружающим людям;

— формировать любовь к природе, родному краю, стремление сохранять и приумножать его богатства; воспитывать сострадание ко всему живому.

В работе с детьми не следует увлекаться убеждениями и определениями в их однозначном варианте. Главное – дать им возможность понимать и уметь высказываться, оценив своё поведение и окружающих, задавать вопросы и отвечать при обсуждении различных этических ситуаций.

Необходимо создать среду, в которой бы формировался механизм поведения каждого ребёнка от наблюдения – к переживанию – пониманию – оценке – выбору для себя установки.

Результатом занятий должно быть не простое перечисление того, что хорошо или плохо. Какое поведение считается культурным, поскольку не только из этого складывается позиция человека. Необходимо помочь детям определить позицию к тем или иным проявлениям человеческой жизни, «вырастить» в себе гибкость, терпимость по отношению к разным людям, понять социокультурные нормы. Все оценочные суждения должны быть корректны, но естественны.

Темы занятий систематизированы в виде последовательных сфер, окружающих человека по принципу того, как ребёнок открывает для себя мир: ребёнок – мир вещей – дом, семья, «я» — соседи, друзья – улица – школа – природа. Содержание занятия раскрывается в форме непосредственного общения учителя с ребёнком. Занятия проводятся один раз в месяц.

№п/п

Темы занятий.

Дата.

Термины и понятия.

1.

Культурный человек.

Что такое культура.

Культура, культурный человек, воспитанный человек.

2.

Каким я хочу быть.

Уважение, бескорыстие, доброта

3.

Мои достоинства и недостатки.

Бережливость, аккуратность, терпение, вежливость, правдивость, привычки.

4.



Этичные и неэтичные поступки.

Что такое этика.

Этика, правила поведения.

5.

Не хочу быть неряхой.

Внешность человека, внутреннее состояние души.

6.

Береги честь смолоду.

Честь, честность, бесчестие.

7.

Наша дружная семья.

Совместные поступки, честь семьи.

8.

В мире вежливых слов.

Культурная среда.

9.

Умеешь ли ты дружить?

Если с другом вышел в путь.



Друг, товарищ, одноклассник.



Литература.

1. Николаева Т.Н., Илларионов С.И. Этикет и мы., М., 1993 г.

2. Николаева С.О. Занятия по культуре поведения. М., 2005 г.

1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. Сост. Н.В.Елкина. – Ярославль, 1997 г.

3. Внеклассные мероприятия. 3 класс, М., «ВАКО», 2007 г.

4. Классные часы. 2 класс, М., «ВАКО», 2008 г.








sitemap
sitemap