Программа по кружковой работе для основной школы



Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа » с. Визинга

Просмотрена

_________________________”______” ______________ 20 __ г.

Утверждаю

Директор школы С.В.Унгефуг

”______” ______________ 2013г.

Рекомендована

_________________________

Протокол № ______

От _____ _____________ 2013 г.

Дополнительная образовательная программа

«Живопись, цвет, композиция»

Направленностьхудожественно- эстетическая

Для кружковых занятий

Срок реализации: 3 года

Составитель: Некрасова Светлана Владиславовна

Должность: Учитель изобразительного искусства

Визинга

2013 год

Пояснительная записка по программе «Живопись, цвет, композиция»

Актуальность. Общее школьное образование предполагает реализацию в общеобразовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Особое внимание уделяется внеурочной деятельности в учебном плане школы. Организация внеурочной деятельности входит в обязанности школы и учителей. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно- оздоровительное, духовно- нравственное, социальное, обще интеллектуальное, общекультурное). Содержание занятия формируется с учетом пожеланий учащихся и их родителей.

Программа рассчитана на три года обучения. Возраст учащихся 12- 16 лет. Занятия проводятся во второй половине дня, один раз в неделю, по два часа. Сформирована одна группа учащихся. Состав группы до 12 человек.

Уникальность и значимость учебного курса определяется нацеленностью на духовно- нравственное воспитание, развитие художественных способностей и творческого потенциала воспитанника.

Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально- ценностного опыта, эстетического восприятия мира и художественно- творческой деятельности, что поможет воспитанникам и станет основой в отношениях растущего человека к себе, окружающим людям, природе, искусству и культуре в целом.

Направленность на деятельностный и проблемный подход в обучении искусству диктует необходимость для воспитанника экспериментирования с разными художественными материалами, понимания их свойств и особенностей в создании выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на занятиях, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.

Программа дополнена этнокультурным содержанием, целью которого является формирование нравственно-эстетических идеалов личности, ее ценностных ориентаций на основе изображения родной природы, животных, различных видов росписи и изучения традиций родного края, национальных особенностей, произведений коми- художников; развитие интереса к художественному творчеству; формирование любви к родным местам и готовности к практическому участию в жизни коми- края. Отобрано содержание, определены пути его реализации в тематическом планировании по определенным темам

Цели курса:

— Воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство.

— Развитие воображения, приобщения детей к искусству, познание цветоведения и основ композиции; желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умения и навыков сотрудничества в творческой деятельности.

Задачи курса:

— Развитие способностей к художественно- образному, эмоционально- целостному восприятию произведений изобразительного искусства, выражения в своих творческих работах отношения к окружающему миру.

— Совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира.

— Освоение художественных знаний в пластических искусствах: изобразительных, декоративно- прикладных, дизайне и их роли в жизни человека и общества.

— Овладение художественной грамотой: формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно- творческой деятельности разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

Технологии организации образовательного процесса:

— личностно- деятельностная

— проблемно- диалогическая

— коллективная

— проектная

Результативность реализации программы:

Планируемые результаты

Способ оценки достижения планируемых результатов

Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

Анкетирование

Учебно- познавательный интерес, на уровне реакции на новизну и ситуативно учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу.

Наблюдение

Способность к самооценке на основе критериев учебной деятельности

Беседа

Чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой

Беседа

Принимать и сохранять учебную задачу

Наблюдение

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Наблюдение

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

Наблюдение

Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей , товарищей и других людей

Наблюдение

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, в открытом информационном пространстве, в том числе и в интернете

Беседа

Строить суждения в форме связи простых суждений об изображаемом объекте

Беседа

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Наблюдение

Формулировать собственное мнение и позицию

Беседа

Задавать вопросы

Беседа

Способы отслеживания эффективности реализации программы:

Методами и формами подведения итогов реализации данной программы являются:

По способу проверки: — устный (беседы, контрольные вопросы)

— практический (итоговая практическая работа в конце разделов)

По обхвату учащихся: — индивидуальный (раздаточный проверочный материал)

— групповой (игра-викторина)

Умения и навыки учащихся по изобразительному искусству и декоративно-прикладному творчеству можно выявить по учебной работе, по творческому отношению и качеству выполнения творческой задумки. В какой- то мере по изображению можно определить и объем усвоенных знаний. Так же формой подведения итогов программы является организация выставок, обсуждение картин, участие в школьных и районных конкурсах.

Можно выделить следующие требования к проверочным заданиям по изобразительному искусству:

-Соответствие между содержанием обучения и объемом контроля за усвоением этого содержания.

— Соответствие данной образовательной программе.

— Соответствие механизма передачи и проверки знаний.

— Наличие визуального ряда и информационной техники для показа.

-Возможность творческого решения задания.

— Соответствие возрасту учеников.

Выбранная система проверки знаний эффективно организовывает процесс приобщения учащихся к изобразительному искусству и художественному творчеству.

Содержание программы. Первый год обучения:

Раздел 1. «Знакомство с природой и свойствами цвета» (52 часа)

Понятия: происхождение цвета; цветовой круг, его составные; цветоведение; хроматические цвета, сложные цвета, контрастные цвета, тональные и приближенные цвета; знакомство со свойствами цвета; ахроматические цвета, пастельные цвета, холодные и теплые цвета; техника гризайль.; «грязный» цветовой ряд; игра «Цвет и чувство»; изображение с натуры; эксперимент с цветом.

Виды деятельности: художественно- творческая изобразительная, трудовая

Раздел 2. «Выполнение работ к конкурсу рисунков» ( 6 часов)

Виды деятельности: художественно- творческая изобразительная, трудовая

Раздел 3. « Различные техники в изобразительном искусстве» ( 10 часов)

Понятия: знакомство с абстракцией цветовой, геометрической, смешанной; художественный образ; техника монотипия; образ из линий; цветоведение.

Виды деятельности: художественно- творческая изобразительная, трудовая

Содержание программы. Второй год обучения:

Раздел 1. « Изображение с натуры» ( 12 часов)

Понятия: изображение натюрморта с натуры, композиция в натюрморте, цветовая гамма и влияние цвета на предметы, окружение в натюрморте; изображение с натуры трав и цветов родного края, художественный образ трав, день и ночь, графика.

Виды деятельности: художественно- творческая изобразительная, трудовая

Раздел 2. «Художественный образ природных объектов»( 18 часов)

Понятия: художественный образ осени, цветовая гамма осени, техника мазков, образ моря, художественный образ горного пейзажа, композиция, цветоведение.

Виды деятельности: художественно- творческая изобразительная, трудовая

Раздел 3. «Анималистический жанр» ( 12 часов)

Понятия: анималистический жанр, изображение животных с натуры, с фотографии, их формы; художественный образ животного, цвет, колорит, композиция.

Виды деятельности: художественно- творческая изобразительная, трудовая

Раздел 4. «Декоративно- прикладное искусство» ( 18 часов)

Понятия: декор, орнамент, украшение, стилизация, цвет в декоративном искусстве, коллаж, художественный образ, композиция, ритм, движение.

Виды деятельности: художественно- творческая изобразительная, трудовая

Раздел 5. «Выполнение работ к конкурсу рисунков» ( 8 часов)

Виды деятельности: художественно- творческая изобразительная, трудовая

Содержание программы. Третий год обучения:

Раздел 1. «Романтичный образ в искусстве» ( 16 часов)

Понятия: художественный, романтичный, поэтический образ в искусстве, цветовая гармония, колорит; плановость в пейзаже, перспектива, ограниченная палитра цвета; изображение с натуры романтического натюрморта, графика.

Виды деятельности: художественно- творческая изобразительная, трудовая

Раздел 2. «Декоративно- прикладное искусство, батик» ( 14 часов)

Понятия: техника работы в батике, упражнения- эффект лепестков, жилок, капель; декоративная композиция «Птица счастья»; энкаустик

Виды деятельности: художественно- творческая изобразительная, трудовая

Раздел 3. « Вглядываясь в человека, портрет» ( 26 часов)

Понятия: важнейшие критерии портретной живописи, история портретной живописи, конструктивное построение в портрете, цвет и колорит, характер и черты лица, декоративная живопись в портрете, автопортрет; портрет и натюрморт.

Виды деятельности: художественно- творческая изобразительная, трудовая

Раздел 4. « Различные техники в изобразительном искусстве» ( 4 часа)

Понятия: художественный образ, техника монотипия, коллаж, композиционный центр, ритм, движение; техника ИЗО- нить.

Виды деятельности: художественно- творческая изобразительная, трудовая

Раздел 5. «Выполнение работ к конкурсу рисунков» ( 8 часов)

Учебно- тематический план

Первый год обучения

Раздел

Кол. Часов

В том числе практических работ

Этнокультурное содержание

В том числе проверочных работ

1. «Знакомство с природой и свойствами цвета»

52 часа

52 часа

10

8

2.«Выполнение работ к конкурсу рисунков»

6 часов

6 часов

2

3. « Различные техники в изобразительном искусстве»

10 часов

10 часов

2

Второй год обучения

Раздел

Кол. Часов

В том числе практических работ

Этнокультурное содержание

В том числе проверочных работ

1. «Изображение с натуры»

12 часов

12

10

1

2. «Художественный образ природных объектов»

18 часов

18

2

3. «Анималистический жанр»

12 часов

12

6

4. «Декоративно- прикладное искусство»

18 часов

18

1

5. «Выполнение работ к конкурсу рисунков»

8 часов

8

2

Третий год обучения

Раздел

Кол. Часов

В том числе практических работ

Этнокультурное содержание

В том числе проверочных работ

1. «Романтичный образ в искусстве»

16 часов

16

6

2. «Декоративно- прикладное искусство, батик»

14 часов

14

3. « Вглядываясь в человека, портрет»

26 часов

26



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap sitemap