Программа по краеведению Мой северный край



МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ»

Принята на заседании Утверждена приказом

педагогического совета директора МОУ ДОД «ЦВР»

«_____»_____________2011 г. ___________ Н.Н. Ведищева

Протокол № _________ Приказ № ________

от «____» _________ 2011 г.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«МОЙ СЕВЕРНЫЙ КРАЙ»

Автор: Самарина Мария Петровна,

педагог дополнительного образования

Возраст обучающихся: 11-14 лет

Срок реализации: 1 год

Оленегорск

2011 год

Пояснительная записка

Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Одной из главных ступеней духовно-нравственного развития школьников, определённых в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» является «осознанное принятие обучающимися традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края. Здесь наполняются конкретным, чувственно-выразительным содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природную среду и социальное окружение такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом». Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает устойчивые межпредметные связи.

Программа модифицированная, составлена на основе специальной литературы и имеет общекультурную направленность.

Цель программы:

— углубить имеющиеся представления об истории родного края, изученные на уроках географии, истории, литературы,

— воспитание гражданственности, патриотизма, любви к родному краю, к своей «малой Родине».

Задачи:

— развивать навыки самостоятельной работы с картографическими материалами (сопоставлять несколько карт одновременно, делать выводы по полученным результатам);

— развивать внимательность, самостоятельность, логическое мышление, коммуникабельность, толерантность, умение работы в группах;

— поддерживать интерес к изучению исторического и творческого наследия родного края;

— воспитывать у обучающихся бережное отношение к окружающему миру, любви к родному Отечеству.

Данная программа предназначена для обучающихся 11-14 лет (5-8 классы) и рассчитана на 1 год обучения (144 часа). Занятия проводятся всем составом 2 раза в неделю по 2 часа.

Формы обучения:

— беседа, лекция;

— практические занятия (выходы в лес, экскурсии, посещение музея, встречи с ветеранами)

— игровая деятельность (викторины, кроссворды и др.);

— тестирование.

Методы обучения:

— по виду источника: словесные (объяснения), практические;

— по виду дидактических задач: закрепление навыков;

— по характеру познавательной деятельности: индуктивный, продуктивный.

— групповое обучение.

Ожидаемые результаты:

В результате освоения программы обучающиеся должны

знать:

— географическое местоположение Кольского полуострова;

— историю заселения;

— названия (и происхождение названий) населенных пунктов, озер, рек, гор;

— растения, произрастающие на территории Кольского полуострова;

— животных, населяющих Мурманскую область;

— экономическое развитие Кольского полуострова;

уметь:

распознавать растения;

— работать с географическими и контурными картами;

— организовывать поисковую деятельность, работать с дополнительным материалом.

Формы контроля знаний, умений и навыков.

Контроль над усвоением знаний осуществляется в ходе выполнения практических заданий (заполнения контурных карт, подбора дополнительного материала к темам), тестирование.

Методическое обеспечение:

— учебная и художественная литература;

— географические карты, атласы.

Материальное обеспечение:

— учебный класс;

— интерактивная доска, компьютер;

— виодеофильмы о Заполярье, аудиозаписи песен о Мурмане.

Учебно-тематический план

п/п

Название темы

Количество часов

всего

теория

практика

Вводное занятие

2

2

1.

Древняя история края

8

8

2.

История заселения и освоения Кольского полуострова

6

5

1

3.

Наш край на карте (ФГП, ЭГП: границы, площадь, административный центр, символика, населен, пункты)

4

3

1

4.

Население (численность, нац. состав, воспроизводство, демографическая ситуация, трудовые ресурсы)

4

3

1

5.

Города (населенные пункты) Мурманской области

90

65

25

6.

Животный и растительный мир

10

7

3

7.

Памятники природы

8

6

2

8.

Культурное наследие Кольского полуострова

8

4

4

Заключительное занятие

4

4

Итого:

144

104

40

Содержание программы

Вводное занятие — 2 часа

Цели и задачи. План работы на год. Вводный контроль (проверка общего уровня знаний и навыков обучающихся).

Тема 1. Древняя история края — 8 часов

Первые следы пребывания человека на территории края. Ледниковый период. Легенды и загадки связанные с Кольским полуостровом.

Тема 2. История заселения и освоения Кольского полуострова — 6 часа

Исторические особенности заселения. Первооткрыватели. Появление коренного населения (саами). Возникновение первых русских поселений. Значение освоение северных земель для государства.

Практические занятия – 1 час (просмотр видеофильма)

Тема 3. Наш край на карте 4 часа

Физико-географическое положение, экономико-географическое положение: границы, площадь, административный центр, символика; географические координаты района и населенных пунктов.

Практические занятия — 1 час

Работа с контурной картой: населенные пункты Оленегорского района.

Тема 4. Население — 4 часа

Численность населения, его воспроизводство, национальный состав; размещение по территории района; занятия населения района.

Практическое занятие (викторина) – 1 час

Тема 5. Города Кольского полуострова 90 часов

Мурманск – Романов-на-Мурмане; Апатиты – северный уголок лета; Оленегорск – город рудников; Кандалакша – крупный транспортный узел Мурманской области; Мончегорск – город металлургов; Североморск — город-порт.

Географическое положение городов. История городов. Основание. Революция и интервенция. Предвоенные годы. Связь городов со Второй Мировой Войной. Послевоенные годы. Современность. Индустрия. Численность населения. Промышленность (градообразующие предприятия городов, района). Памятники культуры. Символика каждого города.

Практические занятия – 25 часов.

Работа с контурной картой: города Мурманской области (население, промышленность, рельеф, полезные ископаемые, климатические зоны).

Тема 6. Животный и растительный мир Мурманской области — 10 часов

Видовой состав растительного покрова и животного мира природной зоны Кольского края:

— численность животного мира нашего края (много, мало);

— животный мир рек, водоемов;

— разнообразие лекарственных растений (сроки сбора и правила их заготовки);

— количество промысловых животных, которых можно добывать в нашем крае в охотничий сезон;

— растения и животные района, занесенные в Красную книгу;

— лесные ресурсы (проблема сохранности, меры по восстановлению, выращиванию и уходом за лесом).

Практические занятия — 3 часа

Оказание помощи лесничеству в восстановлении лесов нашего края.

Экскурсии в лесничество и местный краеведческий музей.

Тема 7. Памятники природы.

Интересные места Кольского полуострова — 8часов

Дать понятие «памятники природы». Классификация памятников природы (заказники, заповедники и др.). Место, занимаемое памятниками природы в современном мире.

Практические занятия – 2 часа.

Нахождение памятников природы на карте. Экскурсия в «Музей камня» (г.Мончегорск).

Тема 8. Культурное наследие Кольского полуострова — 8 часов

Литературное, художественное, музыкальное творчество, СМИ, физкультура и спорт; земляки, прославившие родной край.

Практические занятия — 4 часа.

Сбор и оформление краеведческого материала о творческих людях; выявление особенностей культуры своего населенного пункта.

Посещение творческих выставок земляков.

Заключительное занятие — 4 часа

Практические занятия – 4 часа.

Экскурсия в лес — «Экологическая тропа». Игра-викторина «Край в котором мы живем».

Работа над очерком «Моя малая родина».

Список литературы для педагога

1. Андреев Н.В. Топография и картография. — М.: Просвещение, 1985.- 195с.

2. Курин А.М. Занимательная картография. — М.: Просвещение, 1989.-135с.

3. Леонтьев А.А. Путешествие по картам языков мира. — М.: Просвещение, 1990. – 81 с.

4. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. — М.: Дрофа, 2004. – 144 с.

5. Пивоварова Г.П. По страницам занимательной географии. – М.: Просвещение, 1990. – 103 с.

Список литературы для обучающихся

1. Куприн А.М. Занимательная картография.- М.: Просвещение, 1989. — 135с.

2. Учебные атласы для 5, 6, 7, 8 классов.

Программу составила

педагог дополнительного образования

МОУ ДОД «Центр внешкольной работы» М. П. Самарина



sitemap
sitemap