Программа по формированию экологической культуры ФГОС



Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №6

г. Аткарска Саратовской области

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы ___________Н. Ю. Сучкова

«____» ________________________ 2012 год

Программа

по формированию экологической культуры и здорового и безопасного образа жизни обучающихся

Программа формирования экологической культуры фгос

2012 год

Наименование программы: Программа по формированию экологической культуры и здорового и безопасного образа жизни обучающихся муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №6 г. Аткарска Саратовской области

Актуальность программы: Вопросы, связанные с влиянием процесса обучения на состояние здоровья учащихся, не новы. Так называемые школьные болезни стали предметом медико-педагогического анализа за рубежом и в России еще в XIXвеке (Р.Вирхов, Н.А. Тольский, Ф.Ф.Эрисман и др.). Однако появление в России инновационных образовательных учреждений — гимназий и лицеев, совпавшее по времени не только с общим кризисом образования, но и с ухудшением всех медико-демографических показателей, обострило уже известные «школьные болезни», придав им специфический характер. В медико-педагогической литературе конца 80-х — начала 90х годов ХХ века приводятся многочисленные статистические данные, свидетельствующие о негативной динамике состояния здоровья российских школьников, обучающихся в учреждениях разного типа (В.Ф.Базарный, А.К.Демин, Е.П.Усанова и др.).

В публикациях по данной теме называются различные причины этого явления. Среди них наиболее значимыми являются:

неготовность детей к интенсивному обучению;

высокая физиологическая цена учебной нагрузки как следствие открытой и скрытой интенсификации учебного процесса;

неблагоприятная адаптация учащихся к усложняющейся на каждой ступени обучения учебной программе;

диспропорция интеллектуального и мотивационного развития;

недостаточная сформированность рациональных способов учебной работы, приемов и навыков интеллектуальной деятельности.

Проблемы здоровья учащихся школ повышенного статуса рассматриваются в литературе с тех же позиций, что и в отношении обычной общеобразовательной школы, а пути решения — через сокращение учебной нагрузки, здоровьесберегающие технологии, здоровый образ жизни. Не в полной мере учитываются специфика содержания образования, организация учебного процесса и второй половины дня в этих школах, особенности контингента учащихся и их семей, подбор педагогических кадров, наличие во многих из этих школ воспитательных систем гуманистического типа, т.е. условия, которые определяют в данных школах выбор образовательной стратегии, направленной на решение вопросов здоровья учащихся. Возможно, это связано с односторонним пониманием здоровья преимущественно как физического состояния, несмотря на то, что согласно определению ВОЗ здоровье должно рассматриваться в единстве трех его компонентов – физического, психического и социального.

В настоящее время в нормативных документах Министерства образования России и Министерства здравоохранения активно используется понятие «культура здоровья» как целевая установка в образовательных и оздоровительных программах для школьников, в аспекте необходимости подготовки «специалистов по культуре здоровья» и создания школ, содействующих здоровью.

Экологическое образование и воспитание экологической культуры подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления. И в этом важная роль отводится общеобразовательной школе, которая, вооружая детей современными знаниями и жизненным опытом, по существу работает на будущее. Эффект экологического воспитания учащихся во многом определяется состоянием культуры их взаимоотношений с окружающей средой — природной и социальной. Привитие учащимся культуры отношения с нею осуществляется как в процессе усвоения знаний, умений и навыков на уроках, так и во время специально организованной внеурочной деятельности детей. 

Нормативно-правовые документы: Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования являются:

Закон Российской Федерации «Об образовании»;

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО);

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10»Санитарно-эпидемиологические требования УК условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001);

Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 202/11-13 от 25.09.2000);

О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);

Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);

Основные разделы программы:

Цель и задачи программы

Основные направления программы

Принципы и особенности организации содержания программы

Содержание программы по каждому из направлений

Виды деятельности программы

Совместная деятельность школы, семьи и общественности

Принципы и основные формы повышения педагогической культуры родителей

Планируемые результаты.

Цель программы: создание благоприятных условий, обеспечивающих возможность сохранения здоровья; формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде обитания и жизнедеятельности человека (Земля – наш дом), воспитание ценностных ориентаций и отношений к ней.

Основные задачи программы:



формирование необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни (ЗОЖ), использование полученных знаний в практике;

формирование у детей и их родителей ответственного отношения к здоровому образу жизни;

воспитание полезных привычек и пропаганда физической культуры, спорта, туризма в семье;

воспитание эстетического и нравственного отношения к окружающей среде, умения вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали, активное присвоение нравственных запретов и предписаний в отношениях с природой;

выработка ответственности за собственное благополучие (экологию своего тела) и экологическое благополучие окружающей среды;

становление начального опыта защиты природной среды и своего здорового образа жизни

Сроки реализации: 2012 – 2016 годы

Основные направления программы: Работа по формированию экологической культуры и здорового и безопасного образа жизни обучающихся осуществляется по следующим направлениям:

«Ученик и его здоровье»

Цель: формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Задачи:

ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;

элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);

элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;

понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;

интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;

первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека;

первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;

отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.

«Ученик и природа»

Цель: воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Задачи:

развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

элементарный опыт природоохранительной деятельности;

бережное отношение к растениям и животным.

Содержание программы по каждому направлению

«Ученик и его здоровье»

здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.

«Ученик и природа»

родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

Виды деятельности и формы занятий

«Ученик и его здоровье»

приобретение познаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья (в ходе уроков физической культуры, бесед, просмотра учебных фильмов, в системе внеклассных мероприятий, включая встречи со спортсменами, тренерами, представителями профессий, предъявляющих высокие требования к здоровью);

участие в беседах о значении занятий физическими упражнениями, активного образа жизни, спорта, прогулок на природе для укрепления своего здоровья;

практическое освоение методов и форм физической культуры, здоровьесбережения, простейших элементов спортивной подготовки (на уроках физической культуры, в спортивных секциях, при подготовке и проведении подвижных игр, туристических походов, спортивных соревнований);

составление здоровьесберегающего режима дня и контроль его выполнения, поддержание чистоты и порядка в помещениях, соблюдение санитарно-гигиенических норм труда и отдыха;

получение навыков следить за чистотой и опрятностью своей одежды, за чистотой своего тела, рационально пользоваться оздоровляющим влиянием природных факторов (солнца, чистого воздуха, чистой воды), экологически грамотного питания (здоровьесберегающими формами досуговой деятельности в процессе бесед, просмотра учебных фильмов, игровых и тренинговых программ в системе взаимодействия образовательных и медицинских учреждений);

получение элементарных представлений о взаимосвязи, взаимозависимости здоровья физического, нравственного (душевного) и социального-психологического здоровья семьи и школьного коллектива — в ходе бесед с педагогами, психологом и социальным педагогом школы, медицинскими работниками, родителями;

получение знаний о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека (в рамках бесед с педагогами, психологом, медицинскими работниками, родителями).

«Ученик и природа»

усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, традициях этического отношения к природе в культуре народов России, других стран, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой (в ходе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин, бесед, просмотра учебных фильмов);

получение первоначального опыта эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе (в ходе экскурсии, прогулки, туристических походов и путешествий по родному краю);

получение первоначального опыта участия в природоохранительной деятельности (в школе и на пришкольном участке, экологических акциях, десантах, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц и т.д.), участие в создании и реализации коллективных природоохранных проектов;

усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой, (при поддержке родителей расширение опыта общения с природой, заботы о животных и растениях, участие вместе с родителями в экологической деятельности по месту жительства).

Мероприятия по реализации направления программы воспитания

«Ученик и его здоровье»

Название мероприятия

Сроки

Ответственные

Отметка о выполнении

Анкетирование на тему «Здоровый образ жизни»

сентябрь

социальный педагог

Внеклассное мероприятие на тему «Дорожные знаки. Знакомство»

ноябрь

воспитатель ГПД

классные руководители

Игра-путешествие в страну здоровых людей

декабрь

классные руководители

вожатая

Конкурс рисунков на тему «Спорт! Спорт! Спорт!»

февраль

классные руководители

учитель изобразительного искусства

Организация горячего питания

сентябрь-май

заместитель директора по ВР

классные руководители

Мероприятия по реализации направления программы воспитания

«Ученик и природа»

Название мероприятия

Сроки

Ответственные

Отметка о выполнении

Сбор осенних листьев

сентябрь

классные руководители

Конкурс рисунков на тему «Осенний огород»

октябрь

классные руководители

учитель изобразительного искусства

Операция «Птицы» (сбор семян для подкормки птиц)

ноябрь

классные руководители

Изготовление книжек загадок о природе

январь

классные руководители

Совместная деятельность школы и семьи по формированию экологической культуры и здорового и безопасного образа жизни обучающихся



Цель: повышение педагогической культуры родителей (законных представителей)

Задачи:

создать условия для активного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания учащихся;

позитивно влиять на формирование у детей и родителей позитивных семейных ценностей;

преодолевать негативные тенденции в воспитании учащихся в отдельных семьях, привлекать с целью помощи и поддержки соответствующие организации;

способствовать демонстрации положительного опыта воспитания детей в семье;

создать систему целенаправленной работы для психолого-педагогического просвещения родителей и совместного проведения досуга детей и родителей.

Содержание воспитательной работы

изучение взаимоотношений детей и родителей, атмосферы в семьях учащихся;

сотрудничество с общественными и правовыми организациями с целью сохранения физического и психического здоровья и благополучия каждого ребёнка в семье;

создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учитель – ученик – родитель»;

удовлетворение потребностей родителей в консультативной помощи психолого-социальной службы школы;

разностороннее просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики, воспитания учащихся, использование активных форм просветительской деятельности;

организация проведения совместного досуга родителей и учащихся;

привлечение родителей к активному участию в жизни школы, формированию внутренней политики школьной жизни;

демонстрация достижений родителей в воспитании детей, положительного опыта семейного воспитания;

поощрение родителей, активно участвующих в жизни школы.

Формы внеклассной работы

родительские собрания, посещение семей учащихся;

анкетирование;

тематические классные часы, посвящённые истории рода и семьи;

семейные праздники;

спортивные состязания с участием бабушек, дедушек, отцов и матерей;

праздник вступления в школьную жизнь и т.д.;

тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации, беседы с детьми и родителями;

походы выходного дня, экскурсии, викторины, КВНы родительско-ученических и семейных команд, интеллектуальные марафоны родителей и детей;

дни творчества, дни открытых дверей.

Повышение педагогической культуры родителей

Система работы школы по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении формирования экологической культуры и здорового и безопасного образа жизни обучающихся основана на следующих принципах:

совместная педагогическая деятельность семьи и школы, в том числе в определении основных направлений по формированию экологической культуры и здорового и безопасного образа жизни обучающихся;

сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;

педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;

поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;

содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;

опора на положительный опыт семейного воспитания.

Планируемые результаты по формированию экологической культуры и здорового и безопасного образа жизни обучающихся

на ступени начального общего образования

В результате реализации программы по формированию экологической культуры и здорового и безопасного образа жизни обучающихся на ступени начального общего образования должно обеспечиваться достижение обучающимися:

воспитательных результатов – тех приобретений, которые получил школьник вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрел, участвуя в каком-либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность).

эффекта – последствия результата, то, к чему привело достижение результата (развитие школьника как личности, формирование его компетентности, идентичности и т.д.).

«Ученик и его здоровье»

ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;



элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;

первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

«Ученик и природа»

первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;

элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;

первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;

личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

Воспитательные результаты и эффекты деятельности обучающихся распределяются также по трем уровням.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к своему здоровью и экологической обстановке.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в социально значимой деятельности.








sitemap
sitemap