Программа по физике 11 класс 3 ч в нед Мякишева



Рабочая программа по физике для 11 класса (3 часа в неделю)

Составила Ивакина Е.В.

учитель физики МБОУ СОШ №3

г. Усмань Липецкой области

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цели и задачи

• освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

• овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике

для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации, в том числе средств современных информационных технологий; формирование умений оценивать достоверность естественнонаучной информации;

• воспитание убеждённости в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

• использование приобретённых знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни.

Нормативно-правовые документы, на основании которых составлена программа

Программа составлена на основе нормативных правовых документов:

Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» (от 29.12.12 года №273-фз).

Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования по физике, утвержденного приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089.

Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений.

Приказ Министерства РФ от 19.12.2012г. №1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в ОУ, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013/2014 учебный год.

Примерная программа среднего (полного) общего образования: «Физика» 10-11 классы (базовый уровень).

Программа по физике для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Авторы программы В.С. Данюшенков, О.В. Коршунова.

Методические рекомендации «О преподавании физики в 2013-2014 учебном году в общеобразовательных учреждениях Липецкой области»

Приказ от 16.05.13 № 451 «О базисных учебных планах для ОУ Липецкой области реализующих программы общего образования на 2013-2014г.»

Учебный план МБОУ СОШ №3 г. Усмани на 2013-2014 учебный год

Локальный акт школы «Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ СОШ №3»

Сведения о программе

Данная программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного образовательного стандарта полного общего образования по физике. Программа позволяет получить представления о целях и содержании обучения физике в 11 классе. Определяет последовательность изучения материала в рамках стандарта для средней (полной) школы и пути формирования системы знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности и развития учащихся. Программа составлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к базовому уровню обучения.

Программа соответствует учебнику

Мякишев Г. Я. «Физика. 11 класс»: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни.

Обоснование выбора примерной программы

Взятая за основу рабочей программы, программа по физике для 10-11 классов общеобразовательных учреждений авторов В.С. Данюшенкова, О.В. Коршуновой, рекомендована МОиН РФ и отличается ярко выраженной и организованной системой целей и задач обучения, изложенных во введениях к частям, разделам, главам, параграфам, а также в заключениях, имеет оптимальную последовательность тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей и определяет необходимый набор форм учебной деятельности. Единая структура обязательного минимума и изучение физики по одному данному учебнику на базовом и профильном уровнях создает особое образовательное пространство, обеспечивающее естественным путем расширение знаний учащихся. В этом случае у учащихся появляется реальная возможность при использовании дистанционных форм дополнительного образования, получить подготовку, соответствующую более глубокому уровню изучения предмета, и подготовиться к сдаче ЕГЭ. При этом учащимся предлагаются возможности для самостоятельного совершенствования в предмете.

Информация о внесенных изменениях

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение физики в 11 классе на ступени полного общего образования отведено 2 ч в неделю. Но с учетом разнородности контингента учащихся средней школы и наличием учащихся, ориентированных на продолжение образования в вузах физико-технического профиля, в школе отводится на курс физики 3 ч в неделю. Увеличение часов направлено на усиление общеобразовательной подготовки, для закрепления теоретических знаний практическими умениями применять полученные знания на практике (решение задач на применение физических законов) и расширения спектра образовательных интересов учащихся.

Тематическое и поурочное планирование на 3 часа в неделю взято из методических рекомендаций к учебникам Мякишева Г., Буховцева Б., Сотский Н. «Физика. 10 класс» и «Физика. 11 класс» Н.Н. Тулькибаевой и А.Э. Пушкарева, опубликованных в №13/05 «Физика» ИД «Первое сентября». В данном календарно-тематическом планировании увеличено количество контрольных работ, что способствует систематизации знаний и умений, которыми должен овладеть учащийся. Обобщающее повторение проводится в соответствии со структурой рабочей программы, за основу берутся изученные фундаментальные теории, подчеркивается роль эксперимента, гипотез и моделей.

Добавлены часы на изучение следующих тем:

Тема по программе

Кол.час.по программе.

Дополнительные часы

Основы электродинамики (продолжение)

Магнитное поле

5

2

Электроизмерительные приборы. Громкоговоритель. Решение задач.

1

Магнитные свойства вещества. Самостоятельная работа.

1

Электромагнитная индукция.

4

2

Направление индукционного тока. Правило Ленца.

1

Контрольная работа «Магнитное поле. Электромагнитная индукция»

1

Колебания и волны

Механические колебания

0

3

Свободные и вынужденные колебания. Условия возникновения колебаний.

1

Динамика колебательного движения.

1

Вынужденные колебания. Резонанс.

1

Механические и электромагнитные волны.

3

5

Механические волны. Распространение механических волн.

1

Длина волны. Скорость волны.

1

Звуковые волны. Звук.

1

Решение задач.

1

Контрольная работа по теме «Колебания и волны»

1

Оптика.

Световые волны

7

5

Линза.

1

Построение изображений, даваемых линзами.

1

Формула линзы. Лабораторная работа «Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы»

1

Дифракционная решётка.

1

Лабораторная работа « Измерение длины световой волны».

Излучение и спектры

3

2

Шкала электромагнитных излучений.

1

Контрольная работа «Оптика»

1

Квантовая физика и элементы астрофизики

Атомная физика.

3

1

Испускание и поглощение света атомами. Соотношение неопределенностей Гейзенберга.

1

Физика атомного ядра

5

3

Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции. Ядерный реактор

1

Решение задач.

1

Термоядерные реакции. Применение ядерной энергии.

1

Физика элементарных частиц

1

2

Обобщающий урок «Развитие представлений о строении и свойствах вещества»

1

Контрольная работа «Квантовая физика»

1

Строение Вселенной

7

2

Видимые движения небесных тел. Законы движения планет.

1

Определение расстояний от тел Солнечной системы и размеров этих небесных тел.

1

Повторение

12

9

Определение места и роли предмета в овладении требований к уровню подготовки обучающихся в соответствии с ФГОС.

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Физика изучает количественные закономерности природных явлений и относится к точным наукам. Вместе с тем гуманитарный потенциал физики в формировании научной картины мира и влиянии на качество жизни человечества очень высок.

Физика – экспериментальная наука, изучающая природные явления опытным путем. Построением теоретических моделей физика дает объяснение наблюдаемых явлений, формулирует физические законы, предсказывает новые явления, создает основу для применения открытых законов природы в человеческой практике. Физические законы лежат в основе химических, биологических, астрономических явлений. В силу отмеченных особенностей физики ее можно считать основой всех естественных наук.

В современном мире роль физики непрерывно возрастает, так как физика является основой научно-технического прогресса. Использование знаний по физике необходимо каждому для решения практических задач в повседневной жизни. Устройство и принцип действия большинства применяемых в быту и технике приборов и механизмов являются хорошей иллюстрацией к изучаемым вопросам.

Информация о количестве учебных часов.

В соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком МБОУ СОШ №3, рабочая программа по физике рассчитана на 99 часов (3 ч в неделю).

Из них: лабораторных работ — 7, контрольных работ — 4

Формы организации образовательного процесса.

Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся активной самостоятельной деятельности по их разрешению. Поэтому основными методами обучения являются частично — поисковый и исследовательский. В то же время при изучении теоретического материала используются информационно – иллюстративный метод и проблемное изложение. Формы занятий: уроки, семинары, самостоятельная работа, организованная проектная и исследовательская деятельность, лабораторные работы, которые носят исследовательский характер и выполняются с использованием типового оборудования физического кабинета и компьютерных программно – педагогических средств.

Технологии обучения

Программа составлена в расчете на осуществление деятельностного подхода к обучению; используется технология проблемного обучения, проектно-исследовательская деятельность и ИКТ.

Механизмы формирования ключевых компетенций учащихся

Исходя из особенностей содержания предмета физика, выделяются в качестве наиболее актуальных следующие образовательные компетенции (понятие образовательной компетенции включает совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, опыта деятельности учащегося):

учебно-познавательная (определять цели и порядок работы, самостоятельно планировать свою учебную деятельность и учиться, устанавливать связи между отдельными объектами, применять освоенные способы в новых ситуациях, осуществлять самоконтроль);коммуникативная (сотрудничать, оказывать помощь другим, участвовать в работе команды, обмениваться информацией);информационная (самостоятельно искать, анализировать и отбирать информацию, структурировать, преобразовывать, сохранять и передавать её);личностного самосовершенствования (анализировать свои достижения и ошибки, обнаруживать проблемы и затруднения в сообщениях одноклассников, осуществлять взаимную помощь и поддержку в затруднительных ситуациях, критически оценивать результаты своей деятельности).

Для их формирования запланировано использовать исследовательскую и проектную деятельность учащихся. Причём деятельность интенсивную и разнообразную потому, что именно в ней формируется человек, его мышление, сфера практических умений, знания, способности, характер, межличностные отношения. Выполняя творческие и исслед. проекты, школьники учатся самостоятельно принимать решения, брать на себя ответственность за их реализацию. Школьник учится анализировать каждый шаг своего учения, определяя свои недостатки, ищет причины возникших затруднений, находит пути исправления ошибок. Ему предоставляется право выбора способов деятельности, выдвижения предположений, гипотез, участия в коллективном обсуждении различных точек зрения.

Виды и формы контроля:

устный опрос, фронтальный опрос, самостоятельная работа, индивидуальные задания на карточках, тесты, физический диктант, лабораторная работа, контрольная работа, защита проектов.

Планируемый уровень подготовки на конец учебного года

В результате изучения физики в 11 классе ученик должен:

Знать/понимать:

смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;

смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;

вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики.

Уметь:

описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твёрдых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;

отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория даёт возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать ещё неизвестные явления;

приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;

• оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

• рационального природопользования и защиты окружающей среды.

Информация об используемом учебнике

Программа соответствует учебнику

Мякишев Г.Я. Физика. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни / Г.Я.Мякишев, Б.Б. Буховцев, В.М. Чаругин; под редакцией В.И.Николаева, Н.А. Парфентьевой. — 18-е изд. — М.: Просвещение, 2009.

Содержание программы

Электродинамика (продолжение)

Магнитное поле тока. Явление электромагнитной индукции. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Волновые свойства света. Различные виды электромагнитных излучений и их практические применения.

Проведение опытов по исследованию явления электромагнитной индукции, электромагнитных волн, волновых свойств света.

Объяснение устройства и принципа действия технических объектов, практическое применение физических знаний в повседневной жизни:

— при использовании микрофона, динамика, трансформатора, телефона, магнитофона;

— для безопасного обращения с бытовой электро и радиоаппаратурой.

Фронтальные лабораторные работы:

№1 «Изучение явления электромагнитной индукции».

№2 «Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы».

№3 «Измерение показателя преломления стекла».

№4 «Наблюдение интерференции и дифракции света».

№5«Измерение длины световой волны».

Контрольная работа №1 «Магнитное поле. Электромагнитная индукция»

Контрольная работа №2 «Электромагнитные колебания и волны»

Контрольная работа №3 «Оптика»

Квантовая физика и элементы астрофизики

Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Фотон. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-волновой дуализм. Соотношение неопределенностей Гейзенберга.

Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Лазеры.

Модели строения атомного ядра. Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи ядра. Ядерная энергетика. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. Доза излучения. Закон радиоактивного распада и его статистический характер. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия.

Солнечная система. Звёзды и источники их энергии. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звёзд. Галактика. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной. Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов.

Наблюдение и описание небесных тел.

Проведение исследований процессов излучения и поглощения света, явления фотоэффекта и устройств, работающих на его основе, радиоактивного распада, работы лазера, дозиметров.

Фронтальные лабораторные работы:

ЛР №6 «Изучение треков заряженных частиц».

Контрольная работа КР №4 «Квантовая физика»



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap
sitemap