Программа по физике 10 класс 3 ч в нед Мякишев



Рабочая программа по по физике для 10 класса (3 часа в неделю)

Составила Ивакина Е.В.

учитель физики

МБОУ СОШ №3 г. Усмань

Липецкой области

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цели и задачи

• освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

• овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике

для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации, в том числе средств современных информационных технологий; формирование умений оценивать достоверность естественнонаучной информации;

• воспитание убеждённости в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

• использование приобретённых знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни.

Нормативно-правовые документы, на основании которых составлена программа

Программа составлена на основе нормативных правовых документов:

Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» (от 29.12.12 года №273-фз).

Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования по физике, утвержденного приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089.

Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений.

Приказ Министерства РФ от 19.12.2012г. №1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в ОУ, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013/2014 учебный год.

Программа по физике для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Авторы программы В.С. Данюшенков, О.В. Коршунова.

Методические рекомендации «О преподавании физики в 2013-2014 учебном году в общеобразовательных учреждениях Липецкой области»

Приказ от 16.05.13 № 451 «О базисных учебных планах для ОУ Липецкой области реализующих программы общего образования на 2013-2014г.»

Учебный план МБОУ СОШ №3 г. Усмани на 2013-2014 учебный год

Локальный акт школы «Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ СОШ №3»

Сведения о программе

Данная программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного образовательного стандарта полного общего образования по физике. Программа позволяет получить представления о целях и содержании обучения физике в 10 классе. Определяет последовательность изучения материала в рамках стандарта для средней (полной) школы и пути формирования системы знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности и развития учащихся. Программа составлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к базовому уровню обучения.

Программа соответствует учебнику «Физика. 10 класс» Мякишев Г., Буховцев Б., Сотский Н. М. Просвещение. 2009

Обоснование выбора авторской программы

Взятая за основу рабочей программы, программа по физике для 10-11 классов общеобразовательных учреждений авторов В.С. Данюшенкова, О.В. Коршуновой, рекомендована МОиН РФ и отличается ярко выраженной и организованной системой целей и задач обучения, изложенных во введениях к частям, разделам, главам, параграфам, а также в заключениях, имеет оптимальную последовательность тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей и определяет необходимый набор форм учебной деятельности. Единая структура обязательного минимума и изучение физики по одному данному учебнику на базовом и профильном уровнях создает особое образовательное пространство, обеспечивающее естественным путем расширение знаний учащихся. В этом случае у учащихся появляется реальная возможность при использовании дистанционных форм дополнительного образования, получить подготовку, соответствующую более глубокому уровню изучения предмета, и подготовиться к сдаче ЕГЭ. При этом учащимся предлагаются возможности для самостоятельного совершенствования в предмете.

Информация о внесенных изменениях.

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение физики в 10 классе на ступени полного общего образования отведено 2 ч в неделю. Но с учетом разнородности контингента учащихся средней школы и наличием учащихся, ориентированных на продолжение образования в вузах физико-технического профиля, в школе отводится на курс физики 3 ч в неделю. Увеличение часов направлено на усиление общеобразовательной подготовки, для закрепления теоретических знаний практическими умениями применять полученные знания на практике (решение задач на применение физических законов) и расширения спектра образования интересов учащихся.

Тематическое и поурочное планирование на 3часа в неделю взято из методических рекомендаций к учебникам Мякишева Г., Буховцева Б., Сотский Н. «Физика. 10 класс» и «Физика. 11 класс» Н.Н. Тулькибаевой и А.Э. Пушкарева, опубликованных в №13/05 «Физика» ИД «Первое сентября». В рабочей программе выделен дополнительно заключительный раздел «Повторение», что способствует систематизации знаний и умений, которыми должен овладеть учащийся. Обобщающее повторение проводится в соответствии со структурой рабочей программы, за основу берутся изученные фундаментальные теории, подчеркивается роль эксперимента, гипотез и моделей.

Добавлены часы на изучение следующих тем:

Тема по программе

Кол.час.по программе.

Дополнительные часы

Механика

Кинематика

9

3

Классическая механика Ньютона и границы ее применения.

1

Движение с постоянным ускорением. Решение задач.

1

Свободное падение тел. Решение задач.

1

Законы Ньютона. Силы в механике

7

4

Деформация. Силы упругости. Закон Гука.

1

ЛР «Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести».

1

Сила трения. Трение покоя.

1

Обобщающее занятие по теме «Силы в природе». Кратковременная контрольная работа по теме «Законы Ньютона. Силы в природе».

1

Законы сохранения в механике.

7

3

Реактивное движение. Успехи в освоении космического пространства.

1

Мощность. Решение задач.

1

Законы сохранения в механике. Решение задач.

1

Элементы статики

0

2

Равновесие тел. Первое условие равновесия твердого тела.

1

Момент силы. Второе условие равновесия твердого тела.

1

Молекулярная физика. Тепловые явления

Основы молекулярной физики

14

7

Решение задач.

1

Изопроцессы и их законы.

1

Решение задач.

1

ЛР «Опытная проверка закона Гей-Люссака»

Обобщающее занятие по теме «Основы молекулярно-кинетической теории».

1

Насыщенный пар. Кипение. Испарение жидкости. Влажность воздуха и ее измерение.

1

Поверхностное натяжение. Сила поверхностного натяжения.

1

Основы термодинамики

6

3

Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Решение задач.

1

Применение первого закона термодинамики к изопроцессам в газах.

1

Термодинамика. Решение задач.

1

Основы электродинамики

Электростатика

9

4

Решение задач.

1

Проводники и диэлектрики в электростатическом поле.

1

Потенциальная энергия заряженного тела в электростатическом поле.

Связь между напряженностью поля и напряжением.

1

КР по теме «Электростатика».

1

Постоянный электрический ток

8

6

Электрическая цепь. Последовательное и параллельное соединения проводников.

1

ЛР «Изучение последовательного и параллельного соединения проводников»

1

Работа и мощность постоянного тока.

1

ЛР «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока»

1

Постоянный электрический ток. Решение задач.

1

КР по теме «Постоянный электрический ток».

1

Электрический ток в различных средах

5

1

Электрическая проводимость полупроводников при наличии примесей. Полупроводниковый диод.

1

Определение места и роли предмета в овладении требований к уровню подготовки обучающихся в соответствии с ФГОС.

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Физика изучает количественные закономерности природных явлений и относится к точным наукам. Вместе с тем гуманитарный потенциал физики в формировании научной картины мира и влиянии на качество жизни человечества очень высок.

Физика – экспериментальная наука, изучающая природные явления опытным путем. Построением теоретических моделей физика дает объяснение наблюдаемых явлений, формулирует физические законы, предсказывает новые явления, создает основу для применения открытых законов природы в человеческой практике. Физические законы лежат в основе химических, биологических, астрономических явлений. В силу отмеченных особенностей физики ее можно считать основой всех естественных наук.

В современном мире роль физики непрерывно возрастает, так как физика является основой научно-технического прогресса. Использование знаний по физике необходимо каждому для решения практических задач в повседневной жизни. Устройство и принцип действия большинства применяемых в быту и технике приборов и механизмов являются хорошей иллюстрацией к изучаемым вопросам.

Информация о количестве учебных часов.

В соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком МБОУ СОШ №3, рабочая программа по физике рассчитана 102 ч (3 ч в неделю).

Из них: лабораторных работ — 5, контрольных работ — 7

Формы организации образовательного процесса.

Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся активной самостоятельной деятельности по их разрешению. Поэтому основными методами обучения являются частично поисковый и исследовательский. В то же время при изучении теоретического материала используются информационно – иллюстративный метод и проблемное изложение. Формы занятий: уроки, семинары, самостоятельная работа, организованная проектная и исследовательская деятельность, лабораторные работы, которые носят исследовательский характер и выполняются с использованием типового оборудования физического кабинета и компьютерных программно – педагогических средств.

Технологии обучения

Программа составлена в расчете на осуществление деятельностного подхода к обучению; используется технология проблемного обучения, проектно-исследовательская деятельность и ИКТ.

Механизмы формирования ключевых компетенций учащихся

Исходя из особенностей содержания предмета физика, выделяются в качестве наиболее актуальных следующие образовательные компетенции (понятие образовательной компетенции включает совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, опыта деятельности учащегося):

учебно-познавательная (определять цели и порядок работы, самостоятельно планировать свою учебную деятельность и учиться, устанавливать связи между отдельными объектами, применять освоенные способы в новых ситуациях, осуществлять самоконтроль);коммуникативная (сотрудничать, оказывать помощь другим, участвовать в работе команды, обмениваться информацией);информационная (самостоятельно искать, анализировать и отбирать информацию, структурировать, преобразовывать, сохранять и передавать её);личностного самосовершенствования (анализировать свои достижения и ошибки, обнаруживать проблемы и затруднения в сообщениях одноклассников, осуществлять взаимную помощь и поддержку в затруднительных ситуациях, критически оценивать результаты своей деятельности).

Для решения этих задач запланировано использовать исследовательскую и проектную деятельность учащихся. Причём деятельность интенсивную и разнообразную потому, что именно в ней формируется человек, его мышление, сфера практических умений, знания, способности, характер, межличностные отношения. Выполняя творческие проекты, школьники учатся самостоятельно принимать решения, брать на себя ответственность за их реализацию. Школьник учится анализировать каждый шаг своего учения, определяя свои недостатки, ищет причины возникших затруднений, находит пути исправления ошибок. Ему предоставляется право выбора способов деятельности, выдвижения предположений, гипотез, участия в коллективном обсуждении различных точек зрения.

Виды и формы контроля:

устный опрос, фронтальный опрос, самостоятельная работа, индивидуальные задания на карточках, тесты, физический диктант, лабораторная работа, контрольная работа, зачет.

Планируемый уровень подготовки на конец учебного года

В результате изучения физики в 10 классе ученик должен:

Знать/понимать:

смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие;

смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики;

вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики.

Уметь:

описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твёрдых тел;

отличать гипотезы от научных теорий;

делать выводы на основе экспериментальных данных;

приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория даёт возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать ещё неизвестные явления;

приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике;

воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов;

• оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

• рационального природопользования и защиты окружающей среды.

Информация об используемом учебнике

Программа соответствует учебнику

Мякишев Г.Я. Физика. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни / Г.Я.Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский; под редакцией В.И.Николаева, Н.А. Парфентьевой. — 18-е изд. — М.: Просвещение, 2009.

Содержание программы

Физика и методы научного познания

Физика как наука. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира.

Механика

Механическое движение и его виды. Прямолинейное равноускоренное движение. Принцип относительности Галилея. Законы динамики. Всемирное тяготение. Законы сохранения в механике. Предсказательная сила законов классической механики. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Границы применимости классической механики.

Проведение опытов, иллюстрирующих проявление принципа относительности, законов классической механики, сохранения импульса и механической энергии.

Практическое применение физических знаний в повседневной жизни для использования простых механизмов, инструментов, транспортных средств.

Фронтальные лабораторные работы:

1. Движение тела по окружности под действием силы тяжести и упругости.

№2. Изучение закона сохранения механической энергии.

Контрольная работа №1 по теме «Основы кинематики»

Контрольная работа №2 по теме «Законы Ньютона. Силы в природе»

Контрольная работа №3 по теме и «Законы сохранения в механике»

Молекулярная физика

Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и её экспериментальные доказательства. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Законы термодинамики. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.

Проведение опытов по изучению свойств газов, жидкостей и твёрдых тел, тепловых процессов и агрегатных превращений вещества.

Практическое применение в повседневной жизни физических знаний о свойствах газов, жидкостей и твёрдых тел; об охране окружающей среды.

Фронтальные лабораторные работы:

№3.Опытная проверка закона Гей-Люссака.

Контрольная работа №4 по теме «Основы молекулярной физики»

Контрольная работа №5 по теме «Молекулярная физика. Тепловые явления»

Основы электродинамики

Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Электрический ток.

Объяснение устройства и принципа действия технических объектов, практическое применение физических знаний в повседневной жизни: для безопасного обращения с домашней электропроводкой, бытовой электро- и радиоаппаратурой.

Фронтальные лабораторные работы:



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap
sitemap