Программа по физической культуре 2 класс на основе системы развивающего обучения ЛВЗанк



Программа по физической культуре

2 «А» класс

Пояснительная записка

Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа предмета «Физическая культура» составлена на основе Основной образовательной программы начального общего образования, утверждённой МС МОУ СОШ №5 (протокол №4.1 от 16.03.2011г.). Особенности преподавания определяются его специфическим содержанием, которое включает в себя: обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными знаниями о физической культуре и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях и сохранении здоровья.

Занятия физической культурой способствуют созданию максимально благоприятных условий для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребенка и его самоопределения.

Цель программы по физической культуре заключается в том, чтобы сформировать у школьников установку на здоровый образ жизни, овладение основами физической культуры.

Достижение этой цели обеспечивается решением следующих основных задач:

Формирование первоначальных представлений и значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о её позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре как факторах успешной учёбы и социализации;

Овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);

Формирование навыков рациональной самоорганизации, умения наблюдать за своим физическим состоянием и показателями здоровья, контролировать физическую нагрузку;

Развитие двигательных способностей учащихся, основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).

Курс «Физическая культура» (авторы В.Н. Шаулин и др.) разработана на основе концепции системы развивающего обучения Л.В. Занкова и в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

В соответствии с требованиями ФГОС НОО одним из главных ориентиров обучения в современной школе является укрепление физического и духовного здоровья обучающихся. В связи с этим особое внимание в курсе «Физическая культура» уделяется формированию позитивного и осознанного отношения к спорту и физической культуре в жизни ребёнка.

Курс строится также с учётом положения ФГОС НОО об обеспечении «преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования». Это проявляется в том, что основы понятийного аппарата, который будет использоваться в средней школе на уроках физической культуры, закладываются уже в начальной школе, навыки и физические действия, которые будут развиваться у ребёнка на протяжении его занятий физической культурой, начинают вырабатываться уже сейчас.

Физическая активность ребёнка позволяет формировать многие универсальные учебные действия, которые впоследствии могут быть экстраполированы на другие предметные области, другие учебные курсы.

Согласно требованиям, предъявляемым ФГОС НОО, учебный материал курса:

содействует гармоническому физическому развитию учащихся и укреплению их здоровья;

создаёт условия для развития жизненно важных двигательных умений и навыков, для формирования и развития опыта двигательной активности;

представляет механизмы, направленные на овладение учащимися общеразвивающими и корригирующими упражнениями;

способствует воспитанию у младших школьников познавательной активности и интереса к занятиям физическими упражнениями, а также представлению о том, что физическая культура – неотъемлемая часть жизни гармонично развитого человека.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Курс «Физическая культура» позволяет системно решать задачи формирования всего комплекса универсальных учебных действий (УУД), обозначенных как приоритетные во ФГО НОО.

Универсальные учебные действия формируются на уроках физической культуры на доступном для ребёнка и осознанном уровне. В процессе занятий физической культурой все универсальные учебные действия (в т.ч. контроль, коррекция, оценка, коммуникация и пр.)

реализуются на материале его собственной двигательной активности. А будучи приобретёнными и закреплёнными на занятиях физкультурой, УУД могут существенно влиять на продуктивное освоение других предметных областей.

На развитие личностных универсальных учебных действий, в частности на формирование мотивации к учебной деятельности в процессе учебных занятий, направлены задания, развивающие потребность ребёнка в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.

Занятия физкультурой и спортом являются частью человеческой истории и культуры, а меры по укреплению здоровья есть черта взрослого и ответственного человека. Понимание этого способствует включению физической культуры в сферу этического оценивания.

В программе курса создаются методические условия, способствующие развитию регулятивных универсальных учебных действий младших школьников, включая планирование, прогнозирование и контроль способа и результата действий. На протяжении всех лет обучения в начальной школе учащиеся проводят организацию двигательной активности с учётом требований безопасности, правил выполнения того или иного упражнения.

Выработка таких регулятивных УУД, как контроль и коррекция, обеспечивается системой разноуровневых заданий, которые развивают контроль как на самом элементарном уровне сличения действия с эталоном, так и на более сложном уровне.

На выработку навыка систематического и комплексного контроля направлена система заданий по наблюдению за физическим развитием каждого ученика. Заполнение дневника наблюдений в его простейшей форме, наблюдения и контроля своего развития.

В учебном процессе успешно формируются познавательные универсальные учебные действия. Навыки поиска и выделения необходимой информации формируются заданиями. Материалы и задания учебника представляют возможность, для выработки умений использовать условные обозначения, преобразовывать информацию разного вида (словесную, графическую), а также соотносить эту информацию с собственными действиями.

У младшего школьника вырабатывается и навык считывания информации с разных по степени условности изображений (в учебнике встречаются как рисунки, близкие к реалистическому изображению, так и схемы), а при составлении графиков изменения своего роста и веса, заполнении таблицы достижений в дневнике наблюдений он учится обрабатывать и представлять информацию в иной знаковой форме.

Активная коммуникация во время подвижных игр, соревнований позволяет формировать коммуникативные универсальные учебные действия, которые наиболее активно развиваются в командных подвижных играх. На основе заданий, в которых те или иные суждения должны рождаться у детей в процессе коммуникации (или своего рода имитации коммуникации), вырабатывается умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, умение строить конструктивный диалог.

Разработка упражнений разной степени сложности дополняется дифференцированным подбором двигательных действий и варьированием физической нагрузки ребёнка. В процессе физического воспитания необходимо следить за суммарной физической нагрузкой и соотносить её с особенностями психофизического развития и здоровья каждого ребёнка.

Часы распределяются учителем по годам обучения, исходя из учебного плана образовательного учреждения с учётом психолого-педагогических условий и материально-технического обеспечения.

Место учебного предмета в учебном плане

Курс «Физическая культура» (авторы В.Н. Шаулин, Н.А. Домнина) разработан на основе концепции системы развивающего обучения Л.В. Занкова в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Учитывая региональный и национальный компонент при планировании, использую пособие для учителей физического воспитания предложенного Департаментом образования Администрации ЯНАО и Ямало-Ненецким окружным институтом повышения квалификации работников образования. «Игра как основа национальных видов спорта» (П.Н. Богун), (2004г.). Материал представляет игры и национальные виды спорта народов Ямала (ненцев).

Согласно образовательному плану образовательных учреждений РФ на изучение физической культуры во 2 классе 105 часов (3 часа в неделю, 35 недель). Третий час учебного предмета «Физическая культура» используется на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания.

IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Содержание учебного предмета «Физическая культура» во 2 «А» классе направлено на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности, на создание условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, – одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Содержание программы

Разделы программы

Количество часов

2 «А» класс

Знания о физической культуре

Физическая культура:

-физическая культура, как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья человека.

Ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, хадьба на лыжах как жизненно важные способы передвижения человека.

Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря.

3ч.

1ч.

Из истории физической культуры

История развития физической культуры и первых соревнований.

Связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью.

1 ч.

Физические упражнения

Физические упражнения и их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств.

Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесия.

Физическая подготовка и её связь с развитием основных физических качеств.

Физическая нагрузка и её влияние на повышение частоты сердечных сокращений.

1ч.

Способы физкультурной деятельности

Самостоятельные занятия:

Составление режима дня.

Выполнение простейших закаливающих процедур, оздоровительных занятий в режиме дня для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств.

Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью

Измерение длины и веса тела, показателей осанки и физических качеств.

Измерение ЧСС во время выполнения физических упражнений.

Самостоятельные игры и развлечения

Организация и проведение подвижных игр.

3ч.

1ч.

1ч.

1ч.

Физическое совершенствование

1. Физкультурно-оздоровительная деятельность

2. Спортивно-оздоровительная деятельность

гимнастика с основами акробатики

легкая атлетика

лыжные гонки

Национальные виды спорта

Подвижные игры

Резервный урок

105ч.

2 ч.

105ч.

19 ч.

21 ч.

21ч.

12ч.

30ч.

3 часа

Знания о физической культуре

(теоретический материал) – 6 часов

Знания о физической культуре— 3 часа

Физическая культура:

-физическая культура, как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья человека.

Ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, хадьба на лыжах как жизненно важные способы передвижения человека.

Из истории физической культуры

История развития физической культуры и первых соревнований.

Связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью.

Физические упражнения

Физические упражнения и их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств.

Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесия.

Физическая подготовка и её связь с развитием основных физических качеств.

Физическая нагрузка и её влияние на повышение частоты сердечных сокращений.

Способы физкультурной деятельности -3 часа

Самостоятельные занятия:

Составление режима дня.

Выполнение простейших закаливающих процедур, оздоровительных занятий в режиме дня для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств.

Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью:

Измерение длины и веса тела, показателей осанки и физических качеств.

Измерение ЧСС во время выполнения физических упражнений.

Самостоятельные игры и развлечения

Организация и проведение подвижных игр.

Физкультурно-оздоровительная деятельность – 2ч.

Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки.

Комплексы упражнений на развитие физических качеств.

Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз.

Физическое совершенствование

(практический материал) — 105 часов

Спортивно-оздоровительная деятельность – 105 часов

Легкая атлетика (21 ч.)

Беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, прыжками и с ускорением, с изменяющимся направления движения, из разных исходных положений; челночный бег; высокий старт с последующим ускорением.

Прыжковые упражнения: на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; в длину и высоту, спрыгивание и запрыгивание, прыжки со скакалкой.

Броски: большого мяча (1кг) на дальность разными способами.

Метание: малого мяча в вертикальную цель и на дальность.

Гимнастика с основами акробатики (19 ч.)

Организующие команды и приёмы. Строевые действия в шеренге и колонне; выполнение строевых команд.

Акробатические упражнения. Упоры; седы; упражнения в группировке; перекаты; стойка на лопатках; кувырки вперёд и назад; гимнастический мост.

Акробатические комбинации.

1). мост из положения лёжа на спине, опуститься в исходное положение, переворот в положение лёжа на животе, прыжок с опорой на руки в упор-присев;

2). кувырок вперёд в упор присев, кувырок назад в упор присев, из упора присев кувырок назад до упора на коленях с опорой на руки, прыжком переход в упор присев, кувырок вперёд.

Упражнения на низкой гимнастической перекладине: висы, перемахи.

Гимнастическая комбинация. Например, из виса стоя присев толчком двумя ногами перемах, согнув ноги, в вис сзади согнувшись, опускание назад в вис стоя и обратное движение через вис сзади согнувшись со сходом вперёд ноги.

Опорный прыжок: с разбега через гимнастического козла.

Гимнастические упражнения прикладного характера.

Передвижение по гимнастической стенке. Преодоление полосы препятствий с элементами лазания и перелезания, переползания; передвижение по наклонной гимнастической скамейке.Акробатические упражнения – перекаты. Разновидности: группировка в положении лежа; группировка в приседе; перекат назад в группировке; перекат в строну в группировке; перекат назад перекатом вперед – упор присев.

Кувырки. Разновидности: кувырок вперед; кувырок в сторону (перекат); кувырок назад.

Акробатические упражнения – стойки на лопатках. Разновидности: стойка на лопатках с касанием носками ног пола за головой; стойка на лопатках вертикально.

Упражнения на гимнастическом бревне. Разновидности ходьбы. Перешагивания. Равновесие. Приседы. Повороты.

Лазание по канату. Техника выполнения. Подводящие упражнения.

Прыжки через скакалку. Подводящие упражнения и техника выполнения.

Лыжные гонки (21 ч.)

Лыжная подготовка. Ходьба ступающим шагом без палок. Ходьба скользящим шагом без палок. Попеременный двухшажный ход. Подъем «полуёлочкой». Подъем «лесенкой». Спуск. Торможение «плугом».

Передвижение на лыжах разными способами.

Повороты; спуски; подъёмы; торможение.

Подвижные игры (29 ч.)

На материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию.

На материале лёгкой атлетики: прыжки, бег, метание и броски; упражнения на координацию, выносливость и быстроту.

На материале лыжной подготовке: эстафеты, в передвижениях на лыжах, упражнения на выносливость и координацию.

На материале спортивных игр:

Футбол: удар по неподвижному и катящемуся мячу; остановка мяча; Ведение мяча; подвижные игры на материале футбола.

Баскетбол: специальные передвижения без мяча; ведение мяча; броски мяча в корзину; подвижные игры на материале подвижные игры.

Волейбол: подбрасывание мяча; подача мяча, приём и передача мяча; подвижные игры на материале волейбола.

Общеразвивающие упражнения из базовых видов спорта.

Салки. Салки с «домиком». Салки «ноги от земли». «Море волнуется». «Два мороза». «Я знаю…». Выбивалы (игра с мячом). «Мяч в воздухе». «Удочка» (игра со скакалкой). «Зеркало» (игра со скакалкой). Нагонялы (игра со скакалкой). Слалом.

Национальные виды спорта (12 ч.).

Традиции развития физического воспитания в национальных видах спорта. Знания о национальных видах спорта, овладения техникой национальных видов спорта. Знать правила национальных игр.

Прыжки в высоту с разбега толчком одной и двумя ногами;

перетягивание палки с упора сидя;



тройной прыжок, прыжки через нарты.

Национальные народные игры.

Резервный урок — 3 часа

Тематическое планирование с определением основных видов

учебной деятельности обучающихся

(3 часа в неделю, всего 105 ч.)

Теоретический материал – 6 час.

Знания о физической культуре – 3 часа

Способы физкультурной деятельности – 3 часа

Практический материал.

Физическое совершенствование –105 час.

Физкультурно-оздоровительная деятельность – 2 часа

Спортивно-оздоровительная деятельность – 105 часов

Легкая атлетика – 21 час

Гимнастика с основами акробатики – 18 часов

Лыжная подготовка – 21 час

Подвижные игры – 29 часов

Национальные виды спорта – 12 часов

Резервный урок — 3 часа

V. Планируемые результаты освоения обучающимися программы по физической культуре во 2 классе

Личностные универсальные учебные действия

У выпускника будут сформированы:

положительное отношение к занятиям физкультурой, интерес к отдельным видам спортивно-оздоровительной деятельности;

интерес к различным видам физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности;



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap
sitemap