Программа по биологии и КТП 7 класс



Согласовано__________ Утверждаю____________

_____________________ ______________________

«____»__________2012г. «____»__________2012г.

Рабочая программа по биологии

6 – 9 класс

Разработана в соответствии с авторской программой Н.И. Сонина, А.А. Плешакова, В.Б. Захарова.

(2012 – 2013 учебный год)

Учитель Володина Татьяна Олеговна

Рабочая программа по биологии основного общего образования

Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии, примерных программ основного общего образования (региональный компонент – мурманский областной институт повышения квалификации работников образования, Мурманск, 2006 год) и программы основного общего образования по биологии (УМК Н.И. Сонина) /Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология, 6-11 классы. – Дрофа, 2006 г/, полностью отражающей содержание примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. Содержание регионального компонента включено не целым блоком, как это предусмотрено в примерной программе РК курса 6-7 класса, а изучается во время урока (5 – 10 минут).

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим предполагается работа на уроках и при выполнении домашних заданий в тетради с печатной основой:

Сонин Н.И. Живой организм. 6 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой организм» — М,: Дрофа, 2004.

Сонин Н.И. Многообразие живых организмов. Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс — М, : Дрофа, 2006.

Сонин Н.И. Биология. Человек. 8 класс. Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек. 8 класс» — М, : Дрофа, 2006.

С.В. Цибулевский, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин «Биология. Общие закономерности», рабочая тетерадь к учебнику «Биология. Общие закономерности, 9 класс» — М, Дрофа, 2004.

Рабочая программа ориентирована на использование учебников:

Сонин Н.И. «Биология. Живой организм» 6 класс: учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М,: Дрофа, 2006 г.

В.Б. Захаров, Сонин Н.И. «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс: учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М,: Дрофа, 2006 г.

Сонин Н.И., М.Р. Сапин. «Биология. Человек.» 8 класс: учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М,: Дрофа, 2006 г.

С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин «Биология. Общие закономерности. 9 класс, учебник для общеобразовательных учеб. Заведений – М,: Дрофа, 2006 г

В темах «Система органического мира», «Признаки живых организмов», «Человек» увеличено количество лабораторных и практических работ за счет регионального компонента и включения лабораторных программ программы общеобразовательных учреждений УМК Н.И. Сонина.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Рабочая программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Примерная программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников. Примерная программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. При этом авторы учебных программ и учебников могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса. Созданные на ее основе авторские учебные программы и учебники должны соблюдать строгую преемственность с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования и федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации.

Структура документа

Программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с указанием примерного числа часов, отводимых на изучение каждого блока, минимальным перечнем лабораторных и практических работ, экскурсий; требования к уровню подготовки выпускников. Большинство представленных в примерной программе лабораторных и практических работ являются фрагментами уроков, не требующими для их проведения дополнительных учебных часов. В программе приведен перечень демонстраций, которые могут проводиться с использованием разных средств обучения с учетом специфики образовательного учреждения, его материальной базы, в том числе таблиц, натуральных объектов, моделей, муляжей, коллекций, видеофильмов и др.

Общая характеристика учебного предмета

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии в которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция, в соответствии с которыми выделены блоки содержания: Признаки живых организмов; Система, многообразие и эволюция живой природы; Человек и его здоровье; Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах. В содержании раздела «Человек и его здоровье» особое внимание уделено социальной сущности человека, его роли в окружающей среде.

В рабочей программе предусмотрен резерв свободного учебного времени (33 ч. на ступени основного общего образования) для более широкого использования, наряду с традиционным уроком, разнообразных форм организации учебного процесса, проведения лабораторных и практических работ, внедрения современных педагогических технологий.

Цели

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Место предмета в базисном учебном плане

Программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии на ступени основного общего образования выделено 245 часов, в том числе в 6 классе – 35 часов (1 час в неделю), 7-9 классах – по 68 часов (2 часа в неделю). В 6 классе увеличено число часов в рабочей программе за счет регионального компонента.(до 2 ч в неделю – 68 часов), таким образом число часов в рабочей программе увеличивается до 270.

Систему, многообразие и эволюцию живой природы целесообразно изучать на основе краеведческого подхода с использованием наиболее типичных представителей растений, животных, грибов конкретного региона. Для изучения местной флоры и фауны, в том числе культурных растений, домашних и сельскохозяйственных животных, грибов, рекомендуется использовать 35 часов учебного времени из регионального компонента.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.

Результаты обучения

Результаты изучения курса «Биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся 6 класса

Учащиеся должны знать:

— строение и функции клетки;

— особенности строения и жизнедеятельности бактерий, грибов, растений;

— сведения о таксономических единицах;

— способы размножения бактерий, грибов, растений;

— основные этапы развития растительного мира;

— взаимосвязь растений с факторами среды;

— взаимосвязь растений с другими организмами в природных сообществах;

— роль бактерий, грибов, растений в природе, значение их в жизни человека, народном хозяйстве;

— охраняемые растения своей местности, мероприятия по их охране;

— основные культурные растения региона, особенности их возделывания.

Учащиеся должны уметь:

— пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты и работать с ними;

— вести наблюдения и ставить опыты с растениями;

— проводить наблюдения в природе за сезонными изменениями, вести фенологический дневник;

— ухаживать за растениями, выращивать их;

— соблюдать правила поведения в природе;

— работать с учебником: составлять план параграфа, использовать рисунки и текст как руководство к лабораторным работам, находить в тексте сведения для составления и заполнения таблиц и схем.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся 7 класса

Учащиеся должны знать;

— основные черты сходства и отличия животных и растений;

— основные виды животных своей местности;

— биологические и экологические особенности животных своей местности;

— связь особенностей внешнего строения и образа жизни животных со средой обитания;

— сравнительные морфолого-анатомические характеристики изученных типов животных;

— связь строения органов и их систем с выполняемыми функциями;

— особенности индивидуального и исторического развития животных;

— роль животных в биоценозе и их взаимосвязи с остальными компонентами биоценоза и факторами среды;

— значение животных в природе и жизни человека;

законы об охране животного мира.

Учащиеся должны уметь:

— Пользоваться лабораторным оборудованием;

— определять принадлежность животных к систематическим категориям;

вести наблюдения за животными ставить простейшие опыты;

составлять коллекцию насекомых-вредителей;

Основные требования к знаниям и умениям учащихся 8 класса

Учащиеся должны знать:

— систематическое положение человека и его происхождение;

— особенности строения и функции основных тканей» органов, систем органов, их нервную и гуморальную регуляцию;

— о значении внутренней среды организма, иммунитете, теплорегуляции, обмене веществ;

— особенности индивидуального развития организма человека;

— об отрицательном воздействии на организм вредных привычек

— приемы оказания доврачебной помощи при несчастных случаях;

— правила гигиены, сохраняющие здоровье человека;

— факторы, разрушающие здоровье человека;

— этические нормы межличностных отношений.

— основные группы болезней детей и подростков в условиях республики;

— основные группы профзаболеваний населения ЧР;

— о влиянии промышленных и сельскохозяйственных предприятий на здоровье населения ЧР;

— основные загрязняющие вещества и их влияние на организм человека в Чувашии.

Учащиеся должны уметь:

— распознавать органы и их топографию, системы органов; объяснять связь между их строением и функциями; понимать влияние физического труда и спорта на организм; выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия;

— объяснять отрицательное воздействие вредных привычек на организм человека;

— оказывать первую помощь при несчастных случаях;

— соблюдать правила личной и общественной гигиены;

— соблюдать режим труда и отдыха, правила рационального питания;

— пользоваться микроскопом, проводить самонаблюдения, ставить простейшие опыты;

работать с учебником; с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ( 9 класса)

В результате изучения биологии ученик должен знать/понимать:

признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь

объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

проведения наблюдений за состоянием собственного организма.



sitemap
sitemap